Раз­ре­шено ли выс­ту­пать пос­редни­ком при пря­мых пос­тавках (дроп­шип)?

Islam
Эксперт
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 14 июн 2021, 12:24

Раз­ре­шено ли выс­ту­пать пос­редни­ком при пря­мых пос­тавках (дроп­шип)?

Сообщение Islam »

Дроп­шип (дроп­шиппинг) — это та­кая схе­ма ра­боты, ког­да пос­редник осу­щест­вля­ет роз­ничную тор­говлю, не хра­ня то­вары у се­бя на скла­де или вов­се не имея скла­да, а по­купа­тель по­луча­ет свой за­каз не­пос­редс­твен­но со скла­да оп­то­вого про­дав­ца (про­из­во­дите­ля или дис­трибь­юто­ра). При этом пос­редник на­ходит по­купа­телей, от­прав­ля­ет их за­каз оп­то­вому про­дав­цу, а тот в свою оче­редь от­прав­ля­ет то­вар не­пос­редс­твен­но за­каз­чи­ку. За­рабо­ток пос­редни­ка фор­ми­ру­ет­ся за счет ко­мис­си­он­ных вып­лат, про­из­во­димых оп­то­вым про­дав­цом.

Пре­иму­щес­тво дроп­ши­па в том, что оп­то­вой про­давец не рас­хо­ду­ет до­пол­ни­тель­ные средс­тва на прод­ви­жение то­вара, а пос­редник име­ет воз­можность ра­ботать с раз­ны­ми пос­тавщи­ками, не имея ни скла­да, ни на­чаль­но­го ка­пита­ла. Он да­же не не­сёт до­пол­ни­тель­ных рас­хо­дов на дос­тавку то­вара до за­каз­чи­ка, так как их бе­рёт на се­бя пос­тавщик. Бла­года­ря это­му дроп­шип стал од­ним из са­мых по­пуляр­ных ви­дов тор­говли в ин­терне­те: пос­редник раз­ме­ща­ет то­вары на сво­ей стра­нице и в слу­чае пос­тупле­ния за­каза от кли­ен­та пе­ре­ад­ре­совы­ва­ет его пос­тавщи­ку, ко­торый и от­прав­ля­ет то­вар по­купа­телю.

С точ­ки зре­ния ша­ри­ата, дроп­шип пред­став­ля­ет­ся раз­ре­шён­ным в сво­ей ос­но­ве, так как по су­ти это про­дажа по пред­ва­ритель­но­му за­казу (са́лям, са́ляф). Са­лям яв­ля­ет­ся ис­клю­чени­ем из ша­ри­ат­ско­го зап­ре­та тор­го­вать тем, чем про­давец не вла­де­ет или не име­ет в на­личии, ес­ли соб­лю­да­ют­ся сле­ду­ющие ус­ло­вия:

— то­вар дол­жен от­но­сить­ся к ка­тего­рии то­варов, ко­торым мож­но дать опи­сание;

— дол­жны быть ука­заны ха­рак­те­рис­ти­ки то­вара, вли­яющие на его сто­имость;

— дол­жно быть чёт­ко ого­воре­но ко­личес­тво то­вара (в за­виси­мос­ти от ви­да то­вара это мо­жет быть вес, объ­ем, раз­мер и т. д.);

— дол­жен быть ус­та­нов­лен срок дос­тавки то­вара;

— дос­тавля­емый то­вар дол­жен быть в на­личии у оп­то­вого про­дав­ца;

— оп­ла­та за то­вар дол­жна про­изой­ти сра­зу во вре­мя зак­лю­чения до­гово­ра и не мо­жет быть от­сро­чена;

— то­вар не дол­жен быть кон­крет­ным пред­ме­том, а дол­жен быть од­ним из ана­логич­ных;

— то­вар не дол­жен быть зап­ретным сам по се­бе или то­варов, ко­торые зап­ре­щено про­давать в рас­сроч­ку (нап­ри­мер, зо­лото или се­реб­ро).

Ес­ли все ука­зан­ные вы­ше ус­ло­вия соб­лю­дены, то про­дажа по пред­ва­ритель­но­му за­казу доз­во­лена, и в поль­зу это­го сви­детель­ству­ет Пи­сание Ал­ла­ха и Сун­на Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха.

Все­выш­ний ска­зал: «О вы, ко­торые уве­рова­ли! Ког­да вы зак­лю­ча­ете до­говор о дол­ге на оп­ре­делён­ный срок, то за­писы­вай­те его» (су­ра 2 «Ко­рова», а­ят 282). Ибн ‘Аб­бас ска­зал: «Сви­детель­ствую, что Ал­лах доз­во­лил и раз­ре­шил в Сво­ём Пи­сании пред­про­дажу, га­ран­ти­рован­ную к из­вес­тно­му сро­ку». За­тем он про­чел при­ведён­ный вы­ше а­ят (аш-Ша­фи‘и 1314, аль-Ха­ким 2/286, аль-Бай­ха­ки 6/18).

Ибн ‘Аб­бас так­же рас­ска­зывал: «Ког­да Про­рок, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, при­был в Ме­дину, её жи­тели со­вер­ша­ли де­лали пре­доп­ла­ту за фи­ники за год или да­же два го­да впе­рёд, и он ска­зал: "Кто де­ла­ет пре­доп­ла­ту за фи­ники, пусть пла­тит за оп­ре­делён­ную ме­ру или оп­ре­делён­ный вес и об­го­вари­ва­ет срок"» (аль-Бу­хари 2240, Мус­лим 4202).

Ибн Хад­жар пи­шет, что все за­коно­веды, за ис­клю­чени­ем Ибн аль-Му­сай­яба, бы­ли еди­нодуш­ны в доз­во­лен­ности это­го [Фатх аль-Ба­ри 4/428].

Ра­нее мы уже от­ме­тили, что в ша­ри­ате есть зап­рет на тор­говлю то­вара­ми, ко­торых нет в на­личии, по­тому что име­ет­ся боль­шая ве­ро­ят­ность рис­ка не дос­та­вить то­вар кли­ен­ту, что мо­жет пов­лечь за со­бой тяж­бу с ним. В дос­то­вер­ном ха­дисе со­об­ща­ет­ся, что Ха­ким ибн Хи­зам ска­зал: «О Пос­ланник Ал­ла­ха, ко мне при­ходит че­ловек и про­сит ме­ня про­дать то, че­го у ме­ня нет. Про­дать ли мне ему это, что­бы по­том пой­ти на ры­нок и ку­пить это для не­го?» Он ска­зал: «Не про­давай то­го, че­го у те­бя нет» (ат-Тир­ми­зи 1232, Абу Да­вуд 3503, ан-На­саи 4613, Ибн Мад­жа 2187).

Ша­ри­ат­ские по­ложе­ния о куп­ле-про­даже на­целе­ны на ус­тра­нение лю­бых не­яс­ностей, свя­зан­ных с ха­рак­те­рис­ти­ками то­вара и его це­ной (га­рар), и разъ­яс­не­нии прав сто­рон. При тор­говле тем, чем про­давец не вла­де­ет или че­го нет в на­личии, нет оп­ре­делен­ности ни по по­воду то­вара, ни по по­воду прав сто­рон. Од­на­ко это ка­са­ет­ся кон­крет­ных ве­щей, а не ка­тего­рии то­варов, об­ла­да­ющих оп­ре­делен­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками.

Нап­ри­мер, ес­ли че­ловек про­да­ет ав­то­мобиль кон­крет­но­го че­лове­ка ко­му-ли­бо без его ве­дома, то по­доб­ное вос­пре­ща­ет­ся, так как че­ловек не вла­де­ет им и не зна­ет, сог­ла­сит­ся ли хо­зя­ин ав­то­моби­ля про­дать его во­об­ще или за эту це­ну. Имен­но на это ука­зыва­ет ха­дис Ха­кима ибн Хи­зама, и по­это­му мы от­ме­тили, что нель­зя при­нимать пред­ва­ритель­ный за­каз на ка­кое-то кон­крет­ное из­де­лие или пред­мет, ес­ли его нет в на­личии.

Что же ка­са­ет­ся пред­ва­ритель­но­го за­каза на то­вар с оп­ре­делен­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками, то в этом нет ни­чего пре­досу­дитель­но­го. Так, в слу­чае с ав­то­моби­лем, ес­ли че­ловек обя­зал­ся дос­та­вить ав­то­мобиль оп­ре­делен­ной мар­ки с оп­ре­делен­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками к оп­ре­делен­но­му сро­ку, то он мо­жет по­лучить пре­доп­ла­ту за не­го, так как он обя­зу­ет­ся дос­та­вить один из иден­тичных ав­то­моби­лей, а не ка­кой-то кон­крет­но.

Ибн аль-Кай­йим пи­шет: «Тот, кто по­лага­ет, что доз­во­лен­ность пред­про­дажи про­тиво­речит суж­де­нию по ана­логии, ду­ма­ет, что она про­тиво­речит сло­вам Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха: "Не про­давай то­го, че­го у те­бя нет". И пос­коль­ку при пред­про­даже про­да­ют то, че­го нет в на­личии, ана­логия [с дан­ным ха­дисом] зап­ре­ща­ет её. На са­мом же де­ле она не про­тиво­речит суж­де­нию по ана­логии, так как яв­ля­ет­ся га­ран­ти­рован­ной про­дажей в долг то­вара с из­вес­тны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками, ко­торый ве­ро­ят­нее все­го мож­но дос­та­вить.

Ана­логия меж­ду пред­про­дажей и про­дажей от­сутс­тву­юще­го то­вара, о ко­тором че­ловек не зна­ет, смо­жет ли он за­полу­чить это или нет, и от­но­ситель­но ко­торо­го про­давец и по­купа­тель на­ходят­ся в не­веде­нии, — это од­на из са­мых неп­ра­виль­ных ана­логий как по фор­ме, так и по со­дер­жа­нию. Ал­лах на­делил ра­зум­ных лю­дей спо­соб­ностью раз­ли­чать тор­говлю тем, чем че­ловек не вла­де­ет и на что не спо­собен вли­ять, и га­ран­ти­рован­ную пред­про­дажу то­вара, ко­торый обыч­но мож­но дос­та­вить.

Что же ка­са­ет­ся слов Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ска­зан­ных Ха­киму ибн Хи­заму: "Не про­давай то, че­го у те­бя нет", то они не­сут в се­бе два смыс­ла. Пер­вый ка­са­ет­ся про­дажи кон­крет­ной ве­щи, ко­торой нет у че­лове­ка и ко­торая при­над­ле­жит дру­гому. Че­ловек спер­ва про­да­ет её, а по­том при­лага­ет уси­лия, что­бы за­полу­чить её и пе­редать по­купа­телю. Вто­рой смысл ка­са­ет­ся про­дажи то­вара, ко­торый че­ловек не в сос­то­янии дос­та­вить, да­же ес­ли сам то­вар име­ет­ся в на­личии, что на­ибо­лее ве­ро­ят­но [име­ет­ся в ви­ду в ха­дисе], так как че­ловек не об­ла­да­ет то­варом ни фи­зичес­ки, ни по су­щес­тву и про­да­ет то, о чём не зна­ет, смо­жет ли он за­полу­чить его или нет» [И‘лям аль-му­вак­ки‘ин 1/301, 302].

Та­ким об­ра­зом, зап­рет про­давать то­вар, не име­ющий­ся в на­личии, ус­та­нов­лен не из-за от­сутс­твия са­мого то­вара на мо­мент со­вер­ше­ния сдел­ки, а из-за не­оп­ре­делён­ности по по­воду то­го, смо­жет ли че­ловек при­об­рести и дос­та­вить его. Что же ка­са­ет­ся собс­твен­но дроп­ши­па, то этот спо­соб пос­та­вок, как мы уже от­ме­тили, яв­ля­ет­ся раз­ре­шен­ным при соб­лю­дении ука­зан­ных вы­ше ус­ло­вий. А Ал­лах зна­ет луч­ше.

Ра­уф Абас­ку­ли­ев

e-minbar
Islam
Эксперт
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 14 июн 2021, 12:24

Сообщение Islam »

Можно ли продавать товары через интернет, если их нет в наличии?

Вопрос:

Я создал интернет-магазин. На моем складе ничего нет, но я рекламирую товар. Когда люди находят, что им нравится, то дают мне аванс. Я на эти деньги покупаю товар и потом отдаю его покупателю. Можно ли так делать, ведь покупатель дает аванс, а товара у меня нет в наличии? (Мустафа, г. Тюмень)


Ответ:

Такой вид торговли называется дропшиппинг. Дропшиппинг осуществляется двумя разными способами. Раскроем используемые в практике 2 способа.

Продавец «А» рекламирует товар на веб-сайте, например «ebay». У продавца «А» нет в наличии товара на момент его рекламы. Покупатель «B» окликается на объвление/рекламу и осуществляет заказ на сумму оплаты продавцу «А». Как только продавец «А» получает заказ и оплату на его счет, например через «PayPAL» или через похожие сервисы, он оформляет заказ оптовому поставщику (дропшипперу) «С» по оптовой цене. Затем поставщик «С» отправляет товар покупателю «B», а продавец «А» зарабатывает на разнице между его розничной ценой на сайте и ценой поставщика.

Такой вид дропшиппинга не разрешен, так как продавец «А» продает товар, которого у него нет в распоряжении.

Шариат предлагает альтернативу для такого вида сделки, а именно осуществлять ее по модели «Салям». В салям после получения денег продавец «А» покупает товар у оптового поставщика «С» и затем делает «С» его агентом по доставке товара покупателю «В». Это процесс практически ничем не отличается от первого варианта, кроме того, что данная информация должна быть указана в объявлении.

В итоге необходимо соблюсти следующие условия для действительности сделки по Шариату:

- Продавец «А» должен заранее указать в объявлении, что он не обладает этим товаром и что закажет доставку до покупателя, как только тот оплатит заказ; - В объявлении товара, который продается, должно быть указано его полное описание; - Точное время доставки должно быть указано в объявлении.

Аллах знает лучше.

Муфтий Исмаил Десаи

источник
Ответить