Модели FBS, FBO, FBY, DBS, ДСМ

Islam
Эксперт
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 14 июн 2021, 12:24

Модели FBS, FBO, FBY, DBS, ДСМ

Сообщение Islam »

Каждый маркетплейс выстраивает работу с партнерами через разные формы сотрудничества, в которых логистические операции распределены между площадкой и продавцом.
Маркетплейсы не только вводят свою аббревиатуру для обозначения моделей, но и по-разному комбинируют их.
Мы решили облегчить задачу продавцам и рассказать о том, каких классификаций придерживаются Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, goods.ru и AliExpress Russia (Tmall).

Ozon
Ozon предлагает 2 базовые модели: FBO и FBS.
FBO – Fulfillment by Ozon. В задачи мерчанта входит – сделать заявку на поставку, упаковать товары, распечатать документы, поставить товары на склад маркетплейса в коробке или на паллете в зависимости от объема и в определенные сроки.
Сотрудники склада Ozon соберут заказы и отправят их покупателям. Аналогично Wildberries и Яндекс.Маркету склады Ozon имеют требования и лимиты к поставляемому товару.
При модели FBS - Fulfillment by Seller – вы храните товары на своем складе.
Когда покупатель сделал заказ, вам нужно самостоятельно его собрать, упаковать и промаркировать по требованиям Ozon, подготовить сопроводительные документы, а затем доставить в пункт приема или сортировочный центр (самому или через курьера Ozon). В этой цепочке маркетплейс доставляет покупателю заказ. На базе данной модели Ozon тестирует схему Real FBS, по которой готовые отправления будут отгружаться покупателям со склада продавца.
И заключительный подход – это совмещение модели FBO и FBS: часть товаров вы храните на складе Ozon, а другую – отгружаете с собственного или партнерского.

Wildberries
Основополагающая модель Wildberries – FBO или Fulfillment by Operator. Прием и хранение товаров, комплектация и упаковка заказов, доставка до покупателей и обработка возвратов принимается под исполнение маркетплейса. Мерчанту необходимо выполнять отгрузки на склады и соблюдать условия приема: по формату поставки, по проценту оборачиваемости товаров. Так Wildberries назначает лимит поставки и склад для отгрузки.
В качестве альтернативы партнеры могут работать по схеме FBS (Fulfillment by Seller). Продавец – хранит, обрабатывает и упаковывает заказы, отгружает их в сортировочные центры. Маркетплейс – доставляет до потребителей. При работе по FBS для селлера важна скорость – в контроле остатков и своевременной отгрузке заказов в центры. Чем быстрее отправлены заказы, тем ниже размер комиссии от Wildberries.

Goods.ru
Приоритетным направлением для goods.ru является работа по 3-м схемам, где маркетплейс отвечает за управление платформой, сортировочными центрами и мобильными хабами, «последней милей».
Goods.ru оперирует иными определениями, нежели Ozon и Wildberries, но при этом смысл моделей сохраняет. Схема FBS носит название «Витрина + Доставка», а DBS – «Доставка силами мерчанта» или сокращенно ДСМ.
Крайняя модель – «Закажи и забери». Она ориентирована на интернет-магазины с розничными точками, которые могут быть использованы как пункты выдачи заказов. Маркетплейс – это генератор трафика и площадка, где покупатель может сделать заказ. Хранение товаров, сборка заказов, обработка возвратов – на стороне магазина.

Яндекс.Маркет
Перед мерчантом стоит выбор 4-х схем работы. При ориентации на FBY или Fulfillment by Yandex селлер пополняет сток, управляет ценообразованием и продвижением, а Яндекс принимает и хранит товары, комплектует и доставляет заказы, а также обрабатывает возвраты.
Разновидностью модели является схема FBY+ или «Поставка под заказ». При таком подходе мерчант отгружает товары, если поступил заказ от маркетплейса. Упаковка, обработка и доставка заказов – задача Яндекса. Если в вашем ассортименте есть не только высокооборачиваемый товар, то вы можете совмещать модели FBY и FBY+ или воспользоваться схемами FBS (Fulfillment by Seller) и DBS (Delivery by Seller), где вы принимаете на себя контрольные функции.
Основное отличие FBS от модели FBY: все процессы, кроме «последней мили» выполняет мерчант. Он хранит товары, упаковывает заказы, а доставляет отправления уже Яндекс.Маркет.
Расширенный функционал продавца заложен в схеме DBS. Маркетплейс используется только в качестве витрины, а все этапы от первой до «последней мили» организует мерчант или сотрудничающий с ним фулфилмент-оператор. Пока что схема DBS работает в тестовом режиме.

AliExpress Russia (Tmall)
AliExpress Russia не оперирует данной терминологией. Однако на нем задействована схема DBS (Delivery by Seller). Продавцы используют маркетплейс в качестве витрины, администрируют и продвигают ее, а фулфилмент и логистику организуют сами или передают под управление партнеров AliExpress Russia.
Кроме того, продавцы AliExpress Russia могут воспользоваться услугой дропшиппинга, которую организуют партнеры маркетплейса.

источник
Islam
Эксперт
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 14 июн 2021, 12:24

Сообщение Islam »

FBS - сокращенно от Fulfillment by Seller - продажи со склада поставщика.

Плюсы:
товар не нужно вести большими партиями на склад маркетплейса (далее МП), экономия на стоимости транспортировки.
товар не "замораживается" на складе МП. Количество товаров в продаже устанавливаются самостоятельно. Контроль сроков годности.
не нужно платить за хранение и приемку товара на складе МП. Особенно удобно для крупногабаритных товаров.
оперативное управление наличием ассортимента. Убрать/добавить товар в один клик в личном кабинете МП
контроль качества упаковки заказа на складе.
коммуникация с покупателем. дополнительное вложение подарка, письма, открытки в посылку.
комиссия магазина ниже чем по системе FBO
можно выбрать способ доставки/транспортную компанию - через логистику МП, через другую службу доставки.

Минусы:
расходы на штат сотрудников для обработки заказов и упаковки на складе.
увеличение сроков доставки до конечного покупателя. Клиент может передумать, пока товар будет в пути.
невыкупленные посылки долго едут обратно.
контроль оборота посылок в пути.
при работе по двум схемам FBO и FBS отчет по продажам будет общий (так в Озон)
ЯндексМаркет - по одному договору можно работать только по одной схеме.
При несоблюдении сроков отправки заказа покупателю могут заблокировать поставщика.

FBO - сокращенно от Fulfillment by operator - продажи со склада маркетплейса.

У Озон это Fulfillment by OZON. У ЯндексМаркет Fulfillment by Yandex (FBY)

Плюсы:
Отгрузка товара на склад МП оптом.
Упаковка, доставка, возвраты - все за вас делает платформа. Экономия на штате сотрудников.
Хранение товара на нескольких региональных складах по РФ. Высокая скорость доставки. Влияет на продажи.

Минусы:
Процент комиссии выше, чем в системе FBS.
Платное хранение и приемка товаров
Недостачи в процессе приемки товара на складах МП, расходы на утилизацию или возврат брака.

У Озон можно одновременно работать по двум схемам, у ЯндексМаркет - только по одной. У Вайлдберриз схему FBS не тестировали, т.к их склада для сдачи посылок в нашем регионе нет.

Какая схема работы подходит вам, зависит от специфики товара, местоположения поставщика, наличия ресурса и поставленных целей.

источник
Islam
Эксперт
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 14 июн 2021, 12:24

Сообщение Islam »

Ответить

Вернуться в «ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ»