Поиск

Впервые в истории пассажирский поезд широкой колеи прибыл в Переславль! Мечты сбываются, РЖД радует!


Переславль (официально Переславль-Залесский, в разговорной речи "-Залесский" не произносят) — город в Ярославской области, в 167 километрах от Москвы по железной дороге и немного ближе по автодороге. <lj-cut text=" ">

Близко от Москвы — но здесь не Московская железная дорога, а Северная железная дорога. И, что наиболее досадно для местных жителей, не Московская область. Хотя ещё более досадно это жителям Александрова, где и вовсе 112 километров от центра Москвы — но тоже не Московская область.

Важное место для русской истории. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким в качестве будущей столицы Северо-Восточной Руси. Город находится в местности, которая в то время была известна как Залесье. Поэтому — Залесский для отличия от других Переяславлей — Русского (ныне Переяслав, Киевская область Украины) и Рязанского (ныне Рязань).

В каждом из трёх Переяславлей имелась река Трубеж. Самый старый и главный из трёх Переяславлей — Русский. Третий Переяславль был в 1778 году переименован в Рязань честь другого города, находившегося в пятидесяти километрах от него и не восстановленного после разгрома монголами в 1237 году. Буква "я" из названия города официально убрана только в 1920-е годы, хотя задолго до этого употреблялась не всегда.

Русский Переяславль: там обратная ситуация, "я" оставлена, но убраны "ль".

Город насыщен достопримечательностями и сохраняет дух старой Руси. Родина великого князя святого Александра Невского. Здесь находится одно из самых старых зданий России — Спасо-Преображенский собор 1152 года постройки.

Город находится на берегу озера Плещеево — самого крупного естественного водоёма в радиусе двухсот километров от Москвы.

Железная дорога Москва — Ярославль, открытая в 1869 году, прошла в двадцати километрах от Переславля. Уже тогда были планы строительства тупиковой линии в город. Но их реализовали лишь почти через сто лет.

Первой железной дорогой в Переславле была узкоколейная железная дорога в 1930-е годы. Узкоколейная железная дорога Купанского транспортного управления, http://infojd.ru/07/kupanskoetu.html . Связью широкой колеёй не было, подвижной состав доставляли гужевым транспортом.

Строительство железной дороги Берендеево — Переславль началось в 1947 году, шло "медленно и мучительно". Первый поезд прибыл 6 января 1956 года. В постоянную эксплуатацию принята в 1964 году. «Железнодорожная линия Берендеево — Переславль».

Пассажирских перевозок тут никогда не было, ни один пассажирский поезд до 3 октября 2020 года не прошёл. Если не сто, то 99 процентов вероятности.

Коллекционеры расписаний собрали расписания движения пассажирских и пригородных поездов почти за все годы — но в них ни разу не упоминается Переславль.

На всех прочих аналогичных линиях, даже там, где пассажирские перевозки давно отменили (Семибратово — Гаврилов Ям, Луховицы — Зарайск «Железнодорожная линия Луховицы — Зарайск») есть остатки промежуточных пассажирских платформ или хотя бы их обозначения на картах. Здесь — ни одной платформы ни на местности, ни на карте. Хотя платформы были бы нужны у сёл Петровское, Ефимьево, Добрилово, Загорье и Красное.

Краевед Андрей Фоменко собрал, оцифровал и выложил в сеть "интернет" огромное количество публикаций из переславских газет с 1920-х годов. В них хорошо освещается сложная история строительства железной дороги — но ничего не говорится о прибытии пассажирского поезда. А это было бы важнейшим событием для города.

Кто-то, вроде как, вспоминал, что ездил по этой железной дороге, без деталей. Значит, в локомотиве или путейской дрезине. Когда-то это было просто. Легко было даже попросить машиниста остановить грузовой поезд в нужном месте. Уже давно, разумеется, это не так.

Пассажирские поезда в Переславль прибывали, но по узкоколейной железной дороге. Она вела в другую сторону. Их движение существовало много десятков лет. Узкоколейная железная дорога погромлена спятившими осатаневшими варварами в 2004 году.

Советский Переславль был довольно крупным городом с промышленностью и девятиэтажными домами. Он был (и остаётся) четвёртым по величине городом Ярославской области после Ярославля, Рыбинска, Тутаева.

Теперь работающей промышленности здесь почти нет. Но благодаря большой воде город довольно престижное место жительства и недвижимость здесь дороже, чем в других аналогичных местах. Всё больше превращается в "дачный пригород" Москвы. При это здесь не Московская область, и на пути в Москву нужно проехать транзитом ещё и Владимирскую область.

3 октября 2020 года в Переславль впервые в истории прибыл ширококолейный пассажирский поезд. То, что могло бы случится ещё в 1870-е годы, ведь по-нормальному уже тогда должно было быть построено ответвление, как в аналогичный Зарайск. Но это произошло только 3 октября 2020 года!

Благодарить за это надо руководство компании "РЖД", которое в последние несколько лет много делает для развития пассажирских перевозок и туризма. На удивление много позитивных новостей в последние три года!

Раньше мне приходилось писать про "РЖД" исключительно плохо. Было за что. Примерно до 2016 года была катастрофа. А теперь в основном хорошее. И то, что произошло сейчас — это воплощение мечты, казавшейся безнадёжной!

Пока что это был разовый поезд. Оператор — компания "РЖД-Тур". В списке пассажирских поездов его найти было нельзя. Проезд (от Москвы до Переславля в обе стороны плюс экскурсии в городе) — от 4000 рублей.

Но это только начало. Для пропуска пассажирского поезда нужно было провести немалые работы: улучшить состояние пути на линии, построить пассажирскую платформу в Переславле. Всё это сделано, и теперь поезд можно пускать на постоянной основе.

Поезд особо не рекламировался. Наоборот, чуть ли не скрывался. Но я узнал.

Решаю встречать поезд на перегоне, а обратно — ехать поездом.

Выезжаю из Твери (крайне печально: https://vk.com/wall62259261_10172 ). Быстрая перебежка с Ленинградского вокзала на Ярославский. Электропоезд Москва — Пушкино, Москва — Александров от Пушкино до Александрова, электропоезд Александров — Ярославль до Берендеево.

Станция Берендеево и первые пять километров линии Берендеево — Переславль просто забиты любителями железных дорог. Откуда их взялось столько ??!!

Мне вслед несётся: Болашенко, Болашенко! Постой, давай сфотографируемся! Но я должен пройти 22 километра за три часа и прибыть в Переславль в 13:00, что очень непростая задача. (Реально прибыл в 13:20).

У переезда дарю три книги «ПО РЕЛЬСАМ И ПО ЗЕМЛЕ» вероятно, работникам посольства (жаль, не спросил, какой страны), приехавшим на автомобиле с дипломатическими номерами. По первым номерам номера 004 — США.

Поезд встречаю у пересечения с дорогой на Скоблево.

Поезд следовал от Москвы-Ярославской до Александрова с электровозом, от Александрова до Переславля с паровозом П36-0110, от Переславля до Москвы-Ярославской с тепловозом ТЭП70 из депо Иваново.

В Переславле нет треугольника, развернуть паровоз негде. (Когда-то, вероятно, был, ведь паровозы тут как минимум до 1960-х годов работали). Поэтому в обратном направлении паровозная тяга невозможна. Паровоз отцепили от состава и вытянули тепловозом ТЭМ14-0032 после отправления пассажирского поезда.

Состав пассажирского поезда — четыре купейных вагона с символикой поезда "Рускеальский экспресс". "Под завязку", ни одного свободного места, несмотря на высокую цену и отсутствие массовой рекламы!

На станции Переславль весь день было оживлённо, туда приходили многие местные жители. Ну ещё бы — важнейшее событие в истории города за последние 60 лет! Предыдущее важнейшее событие — прибытие первого ширококолейного поезда, но он не был пассажирским.

Обратный путь от Переславля до Москвы-Ярославской — 3 часа 12 минут. Это неплохая скорость для 167 километров, а если бы не тащились за медленным электропоездом после Александрова, можно было ещё на полчаса быстрее. Промежуточные остановки Берендеево и Александров были короткими и техническими. Прибытие в Москву под тепловозом, что бывает крайне редко.

Раньше грузовые поезда преодолевали 22 километра от Берендеево до Переславля за полтора часа. Была скорость велосипеда. А теперь скорость тут оказалась даже выше, чем на линиях Софрино — Красноармейск и Реутово — Балашиха! (Впрочем, на них есть промежуточные остановки, а здесь нет).

—————————

Что тут теперь надо делать. Моё мнение: нужно регулярное сообщение. Обсуждаются два варианта: пригородный поезд Александров — Переславль и прямое сообщение Москва — Переславль.

В первом случае состав пригородного поезда Иваново — Александров, вместо того, чтобы стоять без дела семь часов от прибытия в Александров до отправления обратно на Иваново, мог бы следовать в Переславль и обратно. Тогда отправление из Александрова было бы около 10:00, из Переславля — около 15:00.

Но это был бы пересадочный маршрут с традиционным подвижным составом. Практика показывает, что это не привлекает пассажиров.

Другой вариант — прямые поезда ЭС1 (ЭС2ГП) "Ласточка" Москва — Переславль, участок Берендеево — Переславль или Александров — Переславль под тепловозом.

Это более перспективный вариант. Сам по себе факт использования подвижного состава в виде поездов "Ласточка" — мощный "генератор" пассажиропотока. Странно, но это так. Когда пускали, например, поезда Санкт-Петербург — Псков в виде тепловоза и комфортных сидячих вагонов — они не заполнялись. Как только пустили поезда "Ласточка" — стали заполняться так, что мест не хватает. Хотя комфортность и время в пути остались прежними.

Учитывая, что Переславль — во многом дачное место, тут было бы логично такое же движение, как маршруте Москва — Конаково в части экспрессов, ориентированных на московских дачников: по субботам и воскресеньям утром из Москвы, вечером на Москву.

Электрификации этого участка мне, как нелюбителю электрифицированных железных дорог, не хотелось бы. К счастью, и не будет: это очень большие вложения. Даже на участке Новки — Иваново при четырёх ежедневных электропоездах под тепловозом планов электрификации в ближайшие годы нет.

Недостатком является тот факт, что станция Переславль находится на "задворках" города. Тогда как железная дорога в виде подъездного пути уходит на территорию почти недействующей текстильной фабрики "Красное Эхо" и доходит почти до главной площади города с восьмисотлетним храмом. В принципе, можно было бы договориться об использовании этого участка и строительстве вокзала в центре города. Но это тоже очень много "бумажных" проблем и большие вложения.

Наиболее вероятным представляется запуск поездов "Ласточка" Москва — Переславль. Такие планы имеются.

Будем надеяться, что в Переславле скоро появится регулярное движение поездов, за три часа с комфортом до Москвы. И не за 4000 рублей, а по стандартной, доступной цене.

Нужны промежуточные остановки хотя бы около Добрилово и Красного.

А паровозные туры теперь можно направить в Зарайск. Там ситуация такая же, тоже много древностей, такое же расстояние, но организационно это немного проще, так как маршрут полностью пролегает по Московской железной дороге.

У села Красное. На календаре октябрь, но погода и жара - летние!
У села Красное. На календаре октябрь, но погода и жара — летние!

Первый пассажирский поезд на станции Переславль.
Первый пассажирский поезд на станции Переславль.

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий