Поиск

Сокровища парохода «Арабия», наши дни


Американский речной пароход «Арабия» (постройки 1853 года), картина художника Gary Lucy.

Картина изображает пароход перед крушением, которое произошло вечером 5 сентября 1856 года. «Арабия»,
идя вверх по реке Миссури, у города Парквилл столкнулась с топляком (массивная притопленная коряга)
и быстро затонула. При этом всем людям, находившимся на борту, удалось спастись; единственной жертвой
стал перевозимый на палубе мул, которого в спешке и панике не успели отвязать:

1.

При катастрофе, однако, были потеряны около 200 тонн самых разнообразных грузов, которые предназначались
для переселенцев, осваивавших и застраивавших т.н. «Дикий Запад». Попытки извлечь эти грузы из остова
затонувшего парохода предпринимались неоднократно; энтузиазм искателей подогревали рассказы о том что
судно перевозило драгоценности, а также 400 бочонков виски.

Но все эти попытки неизменно оканчивались неудачами — вплоть до зимы 1988-1989 года… В ту зиму археологи-
любители подняли на поверхность много сохранившихся частей судна и почти весь его груз – оказавшийся
самой крупной коллекцией предметов быта и инструментов периода, предшествовавшего Гражданской войне
в США.

Сегодня большинство этих находок хранится в музее «Сокровища парохода Арабия» в Канзас Сити
(штат Миссури)…

2. Музей «Сокровища парохода Арабия» в Канзас Сити:

Для своего времени «Арабия», построенная в 1853 году, была довольно крупным деревянным речным
пароходом длиной 55 метров, с бортовыми колесами, приводимыми в действие двумя паровыми машинами,
работавшими от трех цилиндрических котлов (топившихся дровами).
Название парохода намекало на популярную в среде речных капитанов поговорку: «Хорошо построенный
пароход пойдет и по пескам Арабии!».

В 1853—1856 годах пароход совершал рейсы по рекам Огайо, Миссисипи и Миссури. Его пассажирами были
в основном переселенцы и военные, постепенно перемещавшиеся на запад в процессе освоения новых территорий.
В последнем рейсе на судне было 130 пассажиров «каютного» (высшего) и «палубного» (низшего) классов.
Что же касается грузов, то они были размещены на пароходе вот так (схема из музея «Сокровища парохода
Арабия», Канзас Сити, штат Миссури):

3.

Затонувший пароход довольно быстро погрузился в донный ил — пополнив армаду из примерно 400 пароходов,
затонувших на реке за период расцвета судоходства по ней (в основном 19 век). А за последующие десятилетия
русло Миссури постепенно сместилось на восток – в результате как естественных процессов (наводнения,
засухи…), так и усилий Инженерной Службы Армии США – которая неоднократно проводила гидротехнические
работы на реке, с целью облегчения судоходства.

В итоге к 1980-м годам корпус «Арабии» находился уже не на дне реки, а на фермерском кукурузном
поле — в полумиле от берега и под пятнадцатиметровым слоем многолетних наносов.

Там его и нашли (с помощью магнитометра и многократного пробного бурения) энтузиасты-искатели
сокровищ в 1987 году: семья Хоули (Боб, его сыновья Грег и Дэвид) и их друзья и бизнес-партнёры
Джерри Мэкки и Дэйв Латтрелл:

4. Положение корпуса парохода «Арабия», установленное в 1980-е годы (на карте обозначено красной звездочкой,
можно оценить расстояние до современного русла реки):

Договорившись с Норманом Сортором – фермером-владельцем этого поля (в обмен на 15% выручки
от продажи всего, что будет найдено), зимой 1988—1989 года они начали раскопки.

С технической точки зрения, задача была весьма сложной из-за грунтовых вод – их уровень проходил
на глубине примерно 2 метра под поверхностью поля, что потребовало масштабных и дорогостоящих
работ по отведению воды. Из-за этого стоимость работ многократно превысила первоначальные оценки;
операция в итоге обошлась в сумму около миллиона долларов. Она проводилась открытым способом – т.е.
на поле был вырыт гигантский котлован, размерами почти со стадион. Чтобы отвести из него воду,
по его периметру были сделаны 20 65-футовых скважин, из которых насосами непрерывно откачивалась
вода.

Раскопки начались 13 ноября, а 26 числа удалось достигнуть корпуса парохода… и вот что предстало
перед глазами людей через 132 года после его гибели:

5.

30 ноября 1988 года была поднята на поверхность первая находка — пара резиновой обуви, а 5 декабря –
первый ящик с грузом (фарфоровая ваза в упаковке). Очень скоро искатели осознали меру своего везения:
из-за быстрого погружения корпуса в ил, где грузы находились без доступа кислорода и света, их сохранность
была поразительной; многие предметы после очистки от ила выглядели как новые.
Для обеспечения их дальнейшей сохранности проводилась первичная консервация при низкой температуре;
весь процесс поиска, подъёма, и сортировки грузов «Арабии» занял три месяца, и несмотря на тяжелые
физические условия работы в холоде и воде счастливая команда искателей вспоминала об этом времени
как о «трех месяцах непрерывного Рождества»:

6.

Помимо грузов, которые вез пароход, были подняты его котлы, одна из двух паровых машин (первую успели
поднять вскоре после крушения), части гребных колес, кабестан и ряд других деталей, и обнаруженная
в трюме коряга – которая, проломив обшивку, и потопила пароход. Его деревянный корпус под тяжестью
грунта подвергся сильной деформации и разрушению; лучше всего сохранилась кормовая часть, ее тоже
подняли – отделив от останков корпуса.

11 февраля 1989 года команда Хоули отключила насосы, за нескольких часов вода полностью заполнила
котлован — снова скрыв то что еще оставалось от парохода…

7.

Исходно, цель проекта определялась как коммерческая – команда планировала заработать на распродаже
найденного. В ходе раскопок, однако, они пришли к убеждению что найденное на «Арабии» представляет
большую историческую ценность именно как целостная коллекция. В итоге было решено отказаться от продажи
находок, и создать для них специальный исторический музей.
С этим согласился и фермер Н.Сортор, которому принадлежало поле: он взял себе лишь «двадцать пять вещиц
для внуков», отказавшись от ранее оговоренной доли в прибыли от продажи артефактов.

Музей, построенный на городском рынке Канзас Сити усилиями команды искателей, обошелся в 750 тысяч
долларов и был открыт в 1991 году.

Итак, пройдемся по этому Музею… Все фото мои, кликабельны, сделаны в 2017-2020 годах.

8. Входной павильон музея, вид со стороны городского рынка Канзас-Сити:

9. Восковая фигура капитана парохода в вестибюле:

10. Кормовая часть и руль парохода сохранились лучше чем остальной корпус; ее отделили и подняли,
теперь она — часть экспозиции:

11.

12.

13.

14. Общий план музея:

Поднятые с парохода предметы размещены в нескольких залах. До помещения в экспозицию с ними проводится
длительная и кропотливая работа по очистке и консервации. В результате они выглядят вот так:

15.

16.

«Арабию» недаром иногда называют «Уолмартом 1850-х»… разнообразие перевозившихся ей товаров и
предметов поражает, и действительно напоминает современный универсальный магазин; пароход перевозил
все, в чем только могли нуждаться переселенцы, осваивавшие Дикий Запад.

Кстати, изучение предметов, поднятых с парохода, существенно скорректировало представления историков
(и в целом современных людей) на быт американских поселенцев «фронтира». Вопреки уже канонизированному
(и несколько карикатурному) легендарному представлению, сложившемуся в основном по голливудским вестернам
и комедиям, о крайней примитивности быта новых городков на Диком Западе, грузы с парохода доказывают
что быт там отнюдь не был столь уж «диким».

В регионе пользовались спросом и доставлялись туда многие продукты современной цивилизации, включая
весьма дорогие и утонченные предметы быта и даже роскоши — от дорогой изысканной стеклянной и фарфоровой
посуды, украшений и одежды до косметики и деликатесов, в том числе консервированных — включая устрицы,
сыры, соусы, кофе и сигары, консервированные фрукты и овощи, притом не только американского, но и
импортного происхождения.

Например, в числе грузов были консервированные огурцы в бутылках, приготовленные в Нью-Йорке — и
консервированные вишни в коньяке, изготовленные во Франции. Один из искателей — Джерри Мэкки — не
удержался, вскрыл одну банку и попробовал огурцы урожая 1855 года. И они оказались вполне съедобными.

17.

Кроме самих продуктов, на «Арабии» были найдены и специальные патентованные банки для консервирования
с многоразовыми металлическими крышками, которые герметизировались горячим воском. Ручки и другие письменные
принадлежности. Разумеется, разнообразное оружие и порох. Медикаменты…

18.

19. Утюги, кухонная утварь и всевозможные скобяные товары и инструменты… Целые сборные дома из
предварительно произведенных типовых элементов:

И даже специальные наборы винтов для завинчивания гробов (!) — обычными гвоздями поселенцы обходиться
не желали:

20.

Так что, знаменитая любовь американцев к бытовым удобствам — отнюдь не новое явление; уже
в середине 19 века поселенцы, осваивавшие Дикий Запад, с самого начала старались устраиваться
с комфортом…

21.

22.

23.

24.

25. Обувь, и другие изделия из кожи и материи — одежда, седла, и прочее…

26.

27. И много, много пуговиц — самых разных… были востребованным товаром:

28. Ключи, замки, и всевозможные прочие нужные бытовые предметы:

29. Всевозможные инструменты для поселенцев — пилы, топоры, точильные круги, кирки, долота,
рубанки, и многое прочее…

30.

31. Часть предметов помещена в среду, где они в те времена продавались — своего рода имитация
магазинов и лавок всего-чего-угодно на американском Западе середины 19 века:

32.

33. Не была забыта и пища духовная и информационная… в числе всего прочего, пароход вез и набор
типографского шрифта для издания на новом месте газеты:

34. Количество поднятых с парохода предметов (особенно мелких) столь велико, что кропотливый процесс
их каталогизации, консервации и реставрации продолжается и по сей день. Для этого в Музее устроена
специальная лаборатория, на которую есть вид из одного из залов — так что посетители могут вживую
наблюдать процесс реставрации находок, и занятых им сотрудников Музея за работой:

В последнем, самом большом зале Музея выстроен макет палубы судна в натуральную величину — на котором
установлены сохранившиеся судовые механизмы, и другие экспонаты. Например, 3 котла парохода были найдены
вот в таком виде (котлы — в верхней части снимка):

35.

А теперь, в этом зале, они выглядят вот так:
36.

37. Возле механизмов судна — пояснение принципа их действия, некоторые презентации интерактивны,
можно нажать на соответствующий пункт и прочитать пояснения. Вот, например, о котлах:

38. Вал, на котором монтировалось одно из гребных колес парохода:

39. А вот и бревно, пробившее обшивку и потопившее пароход — оно было найдено в его трюме:

40. Печальный экспонат — тот самый мул, ставший единственной живой душой, погибшей с пароходом…
Был найден на палубе, до сих пор под седлом:

41. Экспонат, сохранившийся от одной из ранних попыток добраться до парохода и его грузов — секция
трубы-лаза, через которую искатели вели работы в 1897 году:

42. «В поисках виски» (тех самых 400 бочонков); схема, показывающая как проводились те работы:

Увы, бочонков с виски так и не нашли. Возможно что они были извлечены «черными старателями» очень вскоре
после гибели судна — пока оно еще не погрузилось в ил глубоко, а может — всплыли и уплыли вниз по течению…
И те, кто их выловил и выпил — никому ничего лишнего не сболтнул (и уже не расскажет…)

Это вполне возможно, ибо река — не море, и множество грузов, которые перевозились в те времена
миссурийскими пароходами, укладывалось на палубах примерно так:
43.

Так что вполне могло уплыть, да…

По периметру «палубы» устроены витрины, также заполненные предметами с «Арабии», и в целом иллюстрирующие
историю и быт пароходного сообщения по американским рекам в середине 19 века.

44.

45.

46. Кабестан и якорь с «Арабии» на носовой части «палубы»:

47. Сохранившаяся паровая машина «Арабии» присоединена к полноразмерной реплике ее гребного
колеса, и медленно «вращает» ее в специально сделанном бассейне в часы работы музея (на самом деле,
конечно, колесо вращает современный электромотор):

48.

49.

50. Дополнительный «бонус» к экспозиции про «Арабию» — паровая машина, поднятая с другого речного парохода
«Missouri Packet», тоже погибшего на реке — но гораздо раньше, в мае 1820 года. Вероятно, наиболее старая
сохранившаяся пароходная паровая машина, поднятая с погибшего судна:

Вот такой музей — один из многих хороших музеев в Канзас Сити. Хороших выходных 🙂 foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий