Поиск

История адыгэ фащэ — черкесского национального костюма


Беседа 2018 года со старшим научным сотрудником сектора новейшей истории КБИГИ, кандидатом исторический наук, доцентом Мариной Хабасовной Гуговой о динамике изменений фащэ.

— Марина, расскажите, менялся ли адыгский национальный костюм на протяжении своей истории, или это статичная непроницаемая система?
— Празднование дня черкесского национального костюма связано с возросшим интересом к своим традициям, а костюм – та культурная оболочка, которая на протяжении веков определяла этническую принадлежность человека. Сегодня это некий символ нации. Функция отражения национальной принадлежности с помощью одежды возникла очень рано. Традиционные черты народного костюма остаются узнаваемыми на протяжении веков. И тем не менее он не статичен и подвергался моде своего времени. Кроме того, по костюму можно было определить положение человека в обществе, его сословную принадлежность или семейный статус: по одежде безошибочно можно было отличить сеньора от вассала, воина – от крестьянина, замужнюю женщину – от незамужней или от овдовевшей.
Авторы разных лет, описывая внешний вид черкесов, были особенно внимательны к их экзотическому одеянию. Так, в самом начале XVII в. они отмечали особую открытость и яркость летних женских платьев красного, зеленого, желтого или синего цветов, которые украшались разноцветными бусами.Вместо пояса они носили ленту или полоску кожи. Частью костюма были штаны, доходящие до икр или до щиколотки, а в торжественных случаях сверху на эти платья надевались еще два слоя распашных одежд.Впрочем, знатные девушки ходили в двухслойной одежде всегда.
А в середине XIX в. девушки уже туго стягивали грудь и талию кожаным корсетом, кафтанчик, надеваемый на нижнее платье, застегивался спереди серебряными застежками, которые выглядывали из разреза верхнего платья. За двести-триста лет изменялась и длина женского платья, которое когда-то доходило только до колен, и из-под него были видны шаровары, но постепенно платье удлинилось до пола.
Мужская одежда, тоже претерпела ряд изменений, но самое неожиданное из них касается цвета: в XVII в. указывается на предпочтение мужчинами красного, что практически исключалось в последние двести лет.

— А как он изменился на протяжении ХХ в.?
— Самые серьезные трансформации традиционный костюм испытал в последние сто лет. Западная мода вошла в сельский кабардинский быт уже на рубеже XIX и XX столетий. Девушкам нравилось носить блузы с французскими кружевами и юбки с оборочками, часики на цепочке и сумочки-ридикюли. Правда, в большинстве случаев наряд дополнялся аксессуарами, перешедшими по наследству: серебряными поясами и большими шелковыми ажурными платками. Для пошива же национального варианта костюма стали использоваться привозные ткани с набивным рисунком, шелковые, атласные, бархатные, а по вышивке и отдельным деталям самых традиционных элементов костюма можно было определить не только умение, но и творческую свободу мастерицы.
В тяжелые годы восстановления экономики после революции и гражданской войны, когда в стране появились торгсины – объединение по торговле синостранцами – привели к утрате огромного количества серебряных поясов и нагрудников, этнических ювелирных изделий и уникального оружия, которые в этих торгсинах обменивались на продукты или товары первой необходимости. Национальная одежда утрачивала одну за другой свои позиции. Дольше всего продержались мужские каракулевые папахи и тонкие кавказские ремешки, а в женском костюме – шали.
Однако в начале уже нынешнего столетия отмечается ренессанс в отношении традиционного этнического костюма. Его стали шить к свадьбе, вечерние платья для светских мероприятий украшаются деталями из серебряных нагрудников, серебряными и позолоченными поясами, вышивкой в этностиле, большими шелковыми платками и т.д. Мужчины под европейский костюм или джинсы надевают кавказские рубашки с воротничком-стойкой и круглыми металлическими пуговками, иногда подпоясанными тонкими кожаными ремешками. Но на старые формы накладываются новые манеры использования деталей: газыри в женском платье или башлыки, которые носит вместо модных капюшонов молодежь обоего пола.

— Вневременные принципы адыгского национального костюма – это…
— Как бы ни менялся народный костюм, он всегда узнаваем. Какие же основные принципы сохраняют его целостность и принадлежность адыгскому народу?
И в мужской и в женской одежде – это покрой, акцентирующий тонкую талию, облегающий лиф, плавно расширяющиеся книзу полы верхнего платья. Это аксессуары, главными из которых остаются пояса: широкие металлические у женщин, узкие кожаные у мужчин. Это соответствие одежды возрасту, полу и семейному статусу. Все известные нам письменные источники упоминают о ношении бурки и мужских головных уборов из войлока с мехом.
Черкесский костюм формирует фигуру, корректирует внешность, нивелирует или подчеркивает определенные свойства тела в соответствии с общественными идеалами. Имидж сурового и скромного воина-черкеса поддерживается его костюмом – аскетичным в цвете и аксессуарах, но ловко подогнанным по фигуре, стройной и сухощавой. «Одежда черкесов, перенятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, легкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов… их военная форма великолепна… Действительно, у черкесов воинственный вид» — подобные описания встречаются у кавказских бытописателей разных времен.
Представления о красоте и грациозности горянки тоже неразрывно связаны с ее платьем. Один из авторов XIX века, заканчивал описание одежды черкешенки впечатлением, которое она на него в ней произвела: «Девушка, у которой узко стянут корсет, покрытый спереди серебряными аграфами, также как и шапочка, украшенная серебряными пуговицами и галуном,- имеет воинственный вид, как будто ее невинность вооружена вовсю и неуязвима для всех атак, в то время как волнистые локоны ее длинных волос, ее развевающееся платье и ее скромная походка, придают ее фигуре женственность, достоинство и грацию».
marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий