Поиск

Открытое письмо для Ростислава Мурзагулова


Сегодня председатель совета директоров АО «Башинформ» Ростислав Мурзагулов разразился в своих соцсетях следующим выступлением:
http://echomskufa.ru/2020/09/24/71488
https://vk.com/wall386367625_8696
https://www.instagram.com/tv/CFfRCIrD6Cd/?igshid=ot48z71ky06i

Очень захотелось написать ему ответ, и я не стала себе в этом отказывать. Написала комментарием в ВК Ростислава, но повторю в своих блогах, чтоб не потерялось.
_____________________________________________________

Знаете, что вы делаете этим текстом, Ростислав? Следите за руками.

Я, как можно заметить, не башкирка, я — редкий случай — русская на все 100%. Мне 50 лет, и развитие башкирского национализма, наличие которого я не отрицаю, я видела начиная с самых советских времён, которые вы, Ростислав, уже не застали. Башкирский национализм всё доступное моему наблюдению время носил номенклатурный характер. В быту, между людьми, ничего такого не было. Однако со стороны номенклатуры, добравшейся даже до самой малозначительной власти, сразу же начиналось клановое кумовство и продвижение национальных кадров вне зависимости от их образования и квалификации — важно было лишь то, чей ты сын или сват, или хотя бы наличие «титульной» национальности. К двухтысячным годам это дошло до стадии, когда мужчины брали фамилии своих жён башкирок и татарок, только чтобы устроиться на работу. Либо уезжали. Очень много интеллигенции и качественных специалистов уехало из республики, начиная с середины 1990-х — и особенно в 2000-х. И кстати, из-за этой душной системы кумовства и коррупции уехало в том числе множество башкир и татар. Среди них, увы, немало моих друзей и знакомых.
Известен мне и тот факт, что примерно в 2000-х гг. в республике происходило взращивание «низового» национализма — путём пропаганды, организации тематических лагерей и т. д. Да что там говорить — появились даже «башкирские скинхеды», вот это знаю совсем не понаслышке — мой зять, гражданин Эквадора (вместе со своими друзьями из Африки), подвергался с их стороны нападению и мордобою как «грязный латинос» (и «грязные негры»). То есть, тема мне знакома. Она действительно есть.

Но вы сейчас нечестно спекулируете этой темой для того, чтобы этой спекуляцией прикрыть неблаговидные и/или неосмотрительные дела актуальной власти и перевести стрелки возмущения со своих собственных неправдивых высказываний — на людей, которые, в частности, выступали в защиту Куштау. Вы прикрываетесь громкими красивыми словами.

Теперь про Куштау. Эта история мне тоже близка. Там, в лагере, были мои родные — моя тётя, научный сотрудник. Не башкирка. Жена моего брата, тоже не башкирка. Я сама там не была только потому, что по состоянию здоровья мне это не под силу — поэтому поддерживала информационно. Мы давно следим за историей с шиханами и неплохо изучили тему. Нам совершенно нет нужды быть «накрученными» какими-либо националистами или экстремистами для того, чтобы вписаться в эту историю. Так же, как, например, учёным Исхаку Фархутдинову или Михаилу Кривошееву.

В то время как история с Куштау отлично познакомила и сдружила между собой на почве общего дела множество людей самых разных национальностей и послужила реальному снижению межнациональной напряжённости. В то время, как парень из бывшего «Башкорта» (запрещённой организации, признанной экстремистской), Фаиль Алчинов, открыто говорит в интервью о том, что история с Куштау помогла ему пересмотреть свои взгляды (извините за длинную цитату из https://proufu.ru/news/society/96303-fail_alchinov_kushtau_nam_pokazal_chto_sila_nasha_v_edinstve/):

«Раньше мы защищали права и интересы только башкирского народа, поднимали вопрос федерализма, договорных отношений региона с центром, так как видели, что предприятия не находятся в собственности республики. После Куштау, я думаю, все поменяется. Куштау нам показал, что сила наша в единстве всех – башкир, татар, чувашей, русских… Куштау – это не национальный вопрос.
– То есть слова о националистах на горе не соответствуют действительности? А не было ли преобладания башкир в протесте?
– Преобладания башкир не было. Мне было очень приятно, что и русские, и чуваши, и башкиры, и татары – все жили в лагере, как одна семья. Там были люди из Челябинской области, Питера. Было приятное ощущение – приходишь, а там все свои.»

Вы в это же время, наоборот, своими высказываниями стараетесь заново столкнуть лбами жителей республики на национальной почве. Вы пытаетесь вызвать гнев по отношению к упомянутым вами «расовым башкирам», спихнуть на них всю ответственность за разгоревшиеся в республике протестные процессы, разжечь эту лучину с другой стороны. Вы намеренно (я уверена, что не по недомыслию) искажаете картину, смешиваете два совершенно разных, перпендикулярных дискурса, которые, если по уму, напротив, стоило бы сейчас максимально разводить — и поддерживать дискурс единства жителей Башкирии разных национальностей. Нужно разбираться честно, где реальный национализм — а где вненациональный протест и проблемы, которые объединяют людей независимо от их национальности. И работать с этими проблемами.

Но для вас это неважно. Вы позволяете себе замыливать этот ценный опыт только для того, чтобы перевести «дубину народного гнева» от проштрафившихся чиновников и от себя лично — на людей, которые, как умеют, выступают за свои интересы. И для того, чтобы затем под предлогом «борьбы с национализмом» (там, где вопрос совершенно в другом) продолжать гасить в информационном поле неугодные вам и тем, чьим рупором вы пытаетесь выступать, процессы и людей. Вы хотите продолжать пользоваться этим, невзирая на то, что происходит на самом деле. Для вас это всего лишь инструмент.

Чего стоят после этого ваши слова о том, что вы-де свою роль в жизни видите в разрушении системы национальной и расовой розни? Ровным счётом ничего. kat_bilbo.livejournal.com

Добавить комментарий