Астрономы нашли экзопланету, обращающуюся вокруг белого карлика

Команда американских астрономов объявила об удивительной находке. В ходе анализа данных, собранных телескопами TESS и Spitzer, им удалось обнаружить признаки существования крупного газового гиганта на близкой орбите вокруг белого карлика. Это первая подобная находка за все время наблюдений.

Белый карлик WD 1856+534 расположен на расстоянии 80 световых лет от Земли. Он является удаленным членом тройной системы. Некогда, WD 1856+534 был звездой главной последовательности, напоминавшей наше Солнце. Но затем светило исчерпало запасы водородного горючего и начало расширяться, превращаясь в красного гиганта. В финале своего жизненного цикла умирающая звезда сбросила большую часть своего вещества. Ее обнажившееся ядро сжалось и стало белым карликом, диаметр которого составляет 18 тысяч км. Это примерно в полтора раза больше диаметра Земли.

По идее, все описанные выше процессы должны были привести к тому, что в ближайших окрестностях WD 1856+534 не осталось бы никаких планет. Они или были бы уничтожены в ходе расширения звезды и выброса вещества, либо же разорваны гравитацией белого карлика. Поэтому астрономы очень удивились, когда им удалось обнаружить обращающегося вокруг него газового гиганта. Объект получил обозначение WD 1856 b. Его диаметр в семь раз превосходит диаметр WD 1856+534. При этом, орбита экзопланеты проходит на очень небольшом расстоянии от белого карлика. Она совершает один оборот вокруг него всего за 34 часа.

Астрономы предполагают, что изначально WD 1856 b располагался намного дальше от звезды. Он сместился на нынешнюю позицию уже после формирования белого карлика. По одной из версии, это произошло из-за гравитационного взаимодействиями с другими экзопланетами. Другой теоретически возможный вариант предусматривает влияние гравитации двух оставшихся звезд системы и/или последствия близкого пролета звезды. Впрочем, сами исследователи считают подобный сценарий маловероятным, потому что он требует очень точного совпадения множества различных факторов. Поэтому в будущем они планируют провести новые наблюдения окрестностей WD 1856+534 с целью поиска других экзопланет, которые могли «катапультировать» газовый гигант на нынешнюю орбиту.

Материал на сайте журнала «The Universe. Space. Tech»