Поиск

Вверх по лестнице, ведущей вниз


Два года назад осенью здесь в сообществе была бурная дискуссия на школьную тему, в ходе которой я написала пост, в котором вспоминала книгу Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Я купила книгу в 1989 и прочитала «на одном дыхании», хотя на тот момент совершенно не хотела когда-нибудь оказаться в школе. Но все равно оказалась в конце концов и испытала ровно то же самое, и также поначалу «кочевала», причем не только по кабинетам, но и между корпусами. И старалась не перепутать, по какой лестнице положено подниматься, а по какой спускаться. Название книги перешло в реальность… Электронные панели заменили доску и мел, чат в WhattsApp – шкаф с ячейками для почты в канцелярии, но все так же в начале сентября валится ворох приказов и распоряжений, срабатывают не вовремя звонки, учеников выводят в спортзал или на стадион по учебной тревоге, новички ищут классы, а учитель должен запомнить, как зовут сотню новых учеников и не путать Эльвиру с Амалией, а Петю Иванова с Ваней Петровым. Коридорное патрулирование, подача всяких сведений, заполнение журналов, внезапные визиты завуча и разборы уроков, собрания и конференции. И дети, очень разные дети. Которым все равно от тебя что-то нужно, даже если они изо всех сил «испытывают на прочность» и хочется воскликнуть «Я же не дрессировщик и не аниматор, в конце-то концов!» Одно важное отличие — в книге родители мелькают редко и робко, а сейчас они часто являются не с желанием что-то выяснить в отношении ребенка, а просто с требованиями поменять учителя, если не устраивают оценки.
Ощущение новичка-учителя, который хочет что-то дать детям, но не знает, как это сделать и хотят ли они взять, передано писательницей ошеломительно точно, хотя писала она в возрасте около 50, когда это давно должно было уйти в прошлое. Текст как бы собран из отдельных записок, циркуляров, писем к подруге молодой учительницы Сильвии Баррет в течение ее первого учебного года, когда в первый день ее еще путают с ученицами. Хочется цитировать подряд.
ИЗ 508-й В 304-ю.
От канцелярщины никуда не денешься. Вы вскоре освоите наш язык. «Хранить в деле под порядковым номером» – значит бросить в корзинку. «Пусть это вдохновит вас на подвиг» значит, что Вы увязли по горло. «Личные взаимоотношения» – драка ребят. «Вспомогательное укрепление дисциплины» – вызов полиции. «Литература, соответствующая читательскому уровню ученика на основе экспериментальных исследований» – все, что удается достать в нашей библиотеке. «Не склонный к умственному труду ученик» – ученик с преступными наклонностями. А «До моего сведения дошло» значит, что Вам грозят неприятности.
Успели ли Вы что-нибудь сделать на сегодняшнем классном часе?
Беа.
ИЗ 304-й В 508-ю.
Дорогая Беа!
Два с половиной пункта из двадцати по плану – вот все, что я успела.
Мальчик свалился с парты.
Ни курсы английской литературы и педагогики, ни дипломная работа по Чосеру к такому меня не подготовили. Мне хотелось создать в классе атмосферу теплоты и взаимного уважения. Начну, думалось мне, с разговора о внешнем виде человека, его манерах, его речи – о том, что бросается в глаза сразу, потом перейду к хорошей дикции, правильному употреблению слов, умению выражать свои мысли. Отсюда ведь только шаг к бесконечным просторам творчества.
Так я думала.
Оказалось же, что я не смогла даже проверить, все ли в классе, дошла лишь до «Б» по журналу… Забыла о равнении на флаг. Это серьезное нарушение?
Сил.
* * *
ИЗ 508-й В 304-ю.
Не беспокойтесь. Флаг чествуют только в торжественных случаях. Нарушением считается чтение Библии.
Беа.

Моя любимая цитата – «Пусть это вдохновит Вас на подвиг!» Она спасает от уныния и отчаяния, когда ворох дел кажется непреодолимым курганом. А вообще в книжку можно погружаться с любого места, и каждая фраза – маленький шедевр. Несколько раз я ее перечитывала просто по настроению и могу сказать, что она из самых любимых. А что скажут дорогие сообщники? ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий