Поиск

так себе учитель


не знаю, видимо это просто не моё. год назад я задал дочери задачу: суммы всех чисел от 1 до 100. дал ей время подумать, потом объяснил, как это сделать быстрее. это предыстория, которая нужна. теперь история. на днях задали ей в школе задачу (привожу по памяти): вставьте вместо звездочек любые цифры, чтобы выражение *+*=** было верным. сколько вариантов решений может быть? дочка уходит решать и приходит с ответом, я говорю ей, что она ошиблась, пусть повнимательнее посмотрит. и жена спрашивает: а сам знаешь правильный ответ, я говорю: да — сумма цифр от 1 до 9. и тут же считаю в уме, говорю — 45. действительно 45, я погуглила ответы. и это была моя ошибка сказать вслух, как я посчитал сумму от 1 до 9. оказывается, ребёнок всё это слышала и вернулась через минут 5 с ответом: (1+9)+(2+8)+(3+7)+(4+6)+5=45.

начинаю проверять решение, а там совсем не то пальто. смотрю на неё, объясняю, что даже если услышала правильный ответ, надо дать ещё и правильное решение. сможешь написать? да, смогу. иди, пиши. а мне через минут 20 на тренировку. опять приносит решение, опять не правильное. понимаю её: очень сложно искать решение, если знаешь ответ. цель то уже достигнута и не важно каким способом. спрашиваю: ты знаешь как решать или надо объяснить? говорит, что знает. прошу её при мне написать все такие варианты. стоит, пишет… а часики тикают… в общем я понимаю, что нихера мы не успеваем, одеваюсь и прошу на следующий день утром попытаться всё-таки решить и позвонить мне, рассказать решение.

конечно же утром мне никто не позвонил. перед школой я спросил её: решала? — нет, не решала. ну ок, вечером будет чем заняться. с работы я вернулся в 19-30, поужинал, отдохнул и примерно в 20-30 мы вернулись к нашим баранам, т.е. звёздочкам. сели мы вместе и я на листочке расписал ей все варианты, показал, как надо считать. и мне показалось, что она даже всё поняла. и тут я даю ей задание на закрепление пройденного: посчитай сумму всех чисел от 1 до 100. задание понятно? да. тогда решай. спустя время она приносит решение: сложила числа от 1 до 9 — получила 45. умножила результат на 9 (да, здесь ошибка, о ней позже) — получила 405. потом взяла и сложила все целые десятки и получила 450. итоговый результат получился 855. хорошо, вижу, что пыталась и что-то делала.

сели мы с ней искать ошибки в её решении. спрашиваю, почему умножала 45 на 9? подумала и поняла, что надо умножать на 10. ок, теперь давай смотреть, где у тебя ещё ошибка. сразу не видит, попросил выписать числа от 1 до 50. говорю: давай зачёркивать, что ты не учла. от 1 до 10 всё понятно, потом зачёркивает 11, 12, 13… стоп! а почему ты их зачёркиваешь? показывай, где учла в решении 11. смотрит… нашла ошибку. считает всё заново: 45х10=450, 450х10=4500, 4500+450=4950. близко, но не верно. что-то ещё пропустила, посмотри ещё раз условие задачи и решение.

сидит, смотрит на цифры. вижу, что устала, но задачу надо добить. подхожу — ответа нет. ок, дописывай все числа до 100. потом опять начинаем вычёркивать всё, что учли. доходит до 99, видит 100 и выдаёт ответ: 5050. умничка, работа сделана, не с первого раза и не оптимальным методом. рассказываю, что я эту задачу решаю в уме в течении 10-15 секунд и дело не в том, что я закончил школу. (действительно, дело не в этом. некоторые коллеги не понимают, как решать её в уме). напоминаю, что год назад мы решали уже эту задачу и даю подсказку:(ВНИМАНИЕ! дальше будет спойлер решения) надо разбить числа от 1 до 100 на удобные для подсчёта пары.

садимся вместе искать такие пары. находит 1+9, 2+8 и т.д. ок, а что делать с 11+19, 21+29 и т.д., которые в уме не учтёшь? давай искать дальше, посмотри на все числа от НАЧАЛА и до КОНЦА (выделяю слова интонацией). о! 1+99=100, 2+98=100. молодец, сколько таких пар будет? пожимает плечами. рисую картинку, как числа в парах идут на встречу друг к другу от 1 и от 99. где они встретятся? в середине! где середина? 50. ок, напиши последнюю пару: 49+51. сколько таких пар? *тишина* 99. почему 99? ведь тогда чисел будет в два раза больше, чем 99. а у нас всего 100 чисел. время 21-50. устала, но задачу надо добить. прошу подумать — ступор. спрашиваю ещё раз, что надо посчитать? — количество пар. а для чего? — чтобы найти количество вариантов. каких вариантов? (тут я понял, что она опять решает первую задачу) — ну, чтобы получилось двухзначное число… всё, приплыли. прошу вспомнить условие задачи — молчит. говорит, что не помнит. ушёл на пару минут, попросил посмотреть на листочек и показал на запись «1…100», это я давал ей задание и параллельно писал, подумал, может вспомнит. ступор. в этот момент зашла жена и говорит, что ребёнку пора спать, закругляйтесь. но я уже вошёл в азарт))

дочка плачет, давит из себя слёзы всем своим видом показывая, что не хочет ничего решать. жена начинает на меня катить бочку. выхожу из комнаты и веду её в спальню, закрываю там дверь и происходит небольшая ссора. она считает, что я специально довожу ребёнка, я считаю, что задачу надо решить до конца, раз 2 дня она игнорировала мои просьбы попытаться решить самостоятельно. конфликт не угасает. минут через пять захожу к ребёнку. от слёз не следа и она выдаёт мне ответ 49 пар. значит 49х100 + 100 + 50… нет слов. теперь осталось разубедить себя, что вся эта нервотрёпка (со стороны дочки) не была устроена специально (она не могла, она всего-лишь ребёнок, ей 9 лет… — аргументы жены).

и да, учитель из меня так себе, но + в карму — я полтора часа не повышал голос, пока не выяснилось, что она забыла задачу. totaren.livejournal.com

Добавить комментарий