Поиск

Новейшая вариация «Спутников» Веры Пановой.


8 сентября 2020 по телеканалу "Победа" началась демонстрация современного российского сериала "Спутники" по одноименной повести Веры Пановой. Режиссер сериала Иван Шурховецкий, автор сценария Наталья Назарова. Фильм начал сниматься еще в 2014 г. и, вероятно, готовился к демонстрации в 2015 г. на 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Следует отметить, что это не первая экранизация знаменитого произведения Веры Пановой. До этого их было уже две, и обе они выходили к юбилейным датам. Фильм "Поезд милосердия", режиссера Искандера Хамраева, сценарий к нему написала сама Вера Панова, вышел в 1965 г. к 20-летию Победы, а 4-серийный телефильм "На всю оставшуюся жизнь…" режиссера Петра Фоменко, по сценарию самого Фоменко и сына Веры Пановой Бориса Вахтина, вышел в 1975 г. к 30-летию Победы.

Но вот с сериалом "Спутники" вышла заминка. Фильм, уже готовый к показу в 2015, вышел на экран только через 5 лет. И показан был по не самому центральному телеканалу "Победа". Какие причины вызвали такую задержку в показе фильма — в прессе пока не освещено. Можно только предполагать. Мое личное предположение — будь я на месте родных и наследников Веры Пановой, то, если бы не имелось возможности запретить выход фильма, просто запретил бы упоминать в титрах имя писательницы и название ее произведения.

Вроде бы в основном все очень точно по тексту романа, но вместе с тем авторы фильма внесли свои дополнения, сместили акценты в изображении главных героев, в результате получилось "формально верно, а по существу издевательство". Предполагаю, что те, кто читал повесть и особенно смотрел выдающийся, один из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне "На всю оставшуюся жизнь…", и попытается посмотреть этот новодел "Спутники", очень даже, мягко говоря, удивятся.
Удивятся подбору актеров, удивятся их интерпретации образов героев, которых они играют, удивятся, куда авторы фильма завели сюжет. И долго будут гадать — зачем это было сделано. А удивляться будут потому, что есть с чем сравнивать. И никакие ссылки на то, что это "новое" прочтение классического произведения, "новый" взгляд на героев и события в данном случае, что называется, не прокатят. Хотя, это мое личное мнение.

Во что же авторы фильма превратили простой и ясный рассказ о военно- санитарном поезде № 321, который с 1941 по 1945 г. вывозил раненных с фронта в тыловые госпитали, о " братьях и сестрах милосердия", служивших в этом поезде, которые за четыре года превратились в настоящую семью. О душе этого поезда, комиссаре Иване Егорыче Данилове; о начальнике поезда, ленинградском интеллигенте, пожилом враче Николае Евгеньевиче Белове; выдающейся операционной сестре Юлии Дмитриевне; кудрявой и жизнерадостной старшей медсестре Фаине Васильевне; странном, себе на уме докторе Супругове; учительнице физкультуры, пошедшей простой санитаркой, Лене Огородниковой; украинской девчонке Васке Буренке; трудяге с золотыми, хоть и пьющем, а кто не пьет, машинисте Кравцове и многих других. О героических и трагических судьбах раненных, за жизнь которых борются медики поезда. О короткой любви и всегда неожиданной смерти.

И вот это светлое, чистое, трагическое и героическое произведение о "великом и святом времени" авторы нового сериала превратили в какой-то пошлый фарс. Наверное, им показалось, что простое повествование о буднях санитарного поезда на протяжении 8 серий наскучит современному зрителю, поэтому надо для оживляжа добавить сексуально озабоченную, на грани низкой социальной ответственности, героиню; кровавых энкведешников; стукача-карьериста, который к тому же насильник, вор и мародер; старого врача-либерала, обличающего проклятый советский тоталитаризм и т.п. Вначале этот поезд напоминает "бордель на колесах", а потом вся эизнь в нем превращается в какой-то ад.

Так как имеется три экранизации повести Веры Пановой, то для начала сравним исполнителей главных ролей.

Иван Егорович Данилов, 38 лет, из крестьян, образование низшее, но всю жизнь учился самостоятельно и на курсах повышения квалификации. В результате на начало войны работал в Вологде управляющим республиканским трестом молочных совхозов. В первый же день войны пошел на фронт добровольцем, хотя мог получить бронь. Назначен комиссаром военно-санитарного поезда, который сам и должен с нуля сформировать. И он это сделал. Настоящий советский человек и коммунист.

Валентин Зубков — Данилов из "Поезда милосердия." Очень убедительно и фактурно. Последняя главная роль этого замечательного киноактера.

Алексей Эйбоженко — Данилов из "На всю оставшуюся жизнь…" Звездная роль этого актера. Лучший Данилов из всех трех. Зубков, как актер, ни в чем не уступает Эйбоженко, но у последнего было все-таки в четыре раза больше экранного времени и великий режиссер Петр Фоменко. Абсолютное совпадение с литературной первоосновой. Настоящий человек. Эта роль — шедевр советского кинематографа, как впрочем и сам фильм.

Сергей Угрюмов — Данилов из "Спутников".

К сожалению, имея неплохие фактурные внешние данные для этой роли, у Угрюмова ничего не нашлось для нее внутри себя. Очень много он сыграл в кино милиционеров, чекистов и кагебэшников, но вот для того, чтобы сыграть простого русского мужика, руководителя и комиссара, этот опыт оказался совершенно бесполезен. Только и может Угрюмов с абсолютно непроницаемым лицом пронизывающе-пристально, как опер при работе с клиентом, смотреть на собеседника и молчать. Только вот маловато этого будет. А вернее вообще ничего.

Второй главный герой — начальник поезда военврач Николай Евгеньевич Белов, старый ленинградский врач.

Михаил Екатерининский — Белов из 1965 г. Хорошая профессиональная работа.

Эрнст Романов — Белов из фильма Фоменко. Еще один актерский шедевр из этого телефильма. Романов сыграл человека, почти в два раза старше себя. Роль, которая открыла этого замечательного артиста для широкого зрителя. Михаил Екатерининский ни в чем не хуже Романова, но опять же Романову есть что играть и играет он под руководством Фоменко.

А это Белов в исполнении Алексея Сирина.

Еще одни провал сериала "Спутники". Сирин играет какого-то полумазмаратика, который постоянно впадает в прострацию и выпадает из реальности. О том, что он военнослужащий, подполковник медицинской службы и начальник военно-санитарного поезда, Белов, в исполнении Сирина, похоже и не догадывается. Если бы не комиссар Данилов, подчиненные Белова спились, разобрали бы поезд на части и разбежались.

При этом Белов никак не помогает Данилову, а только вредит своим якобы интеллигентски-либеральным отношением к подчиненным. Как это чудо поставили командовать воинской частью — вопрос к авторам. Понятно, что они хотели показать, как свободный внутренне интеллигент противостоит хотя и симпатичному, но все же большевистскому комиссару, и даже открыто, в лицо высказывает тому недовольство советской властью. Но причем тут повесть Веры Пановой, где Белов и Данилов друзья, единомышленники и соратники, очень чутко и душевно относящиеся друг к другу.

Фаина Васильевна, старшая медсестра поезда, кудрявая, добродушная, веселая и очень общительная по линии мужского пола женщина, но без пошлой навязчивости. Она уравновешивает своим веселым и очень по-женски общительным характером другую героиню — операционную сестру Юлию Дмитриевну, прекрасного специалиста, но скромного и застенчивого человека, "старую деву".

Актриса Театра им Моссовета Галина Дашевская — Фаина из 1965 г. Дебют в кино.

Светлана Карпинская — Фаина из 1975 г. Возвращение к широкому зрителю почти через двадцать лет Кати Ивановой из "Девушки без адреса". Вторая такая большая роль в кино замечательной ленинградской актрисы. Широко распахнутые глаза, мягкий говорок, веселый, игривый нрав, а внутри верное и любящее сердце. Тоже шедевр

Нелли Уварова — Фаина 2015. Как ни странно, эту актрису со специфической внешностью увидел впервые только в этом сериале. Не впечатлила. Медсестра Фаина пришла к комиссару Данилову с направлением из военкомата Наглая и развязная особа.

А вот и пошел обещанный оживляж. В отличие от предыдущих исполнительниц этой роли — Дашевской и Карпинской, игравших Фаину в точном соответствие с литературным первоисточником, Фаина в исполнении Нелли Уваровой первые несколько серий представляет собой довольно известный типаж женщины, которую в народе зовут просто — блядь. Наверное, Уварова хотела представить Фаину такой игривой и веселой, но получилась очень вульгарная женщина с низкой социальной ответственностью, которая первым делом начала вешаться со страшной силой на комиссара Данилова. Фактически подвергла его харассменту. Это сейчас стало модным, но вот то, что 75 лет назад, во время Великой Отечественной войны, комиссар воинской части, старший политрук будет подвергаться харассменту со стороны старшей медсестры — очень смело.
Фаина готова вот прям из коридора к себе в купе комиссара затащить. Железный мужик оказался, не поддался.
Фаина готова вот прям из коридора к себе в купе комиссара затащить. Железный мужик оказался, не поддался.

И спасло Данилова то, что Фаина переключилась на военврача Супругова, который хотел было откосить от воинской службы, предоставив липовую справку о слабом здоровье, но военком решил, что на передовой все болезни как рукой снимет. И попал он в военно-санитарный поезд под товарища комиссара Данилова. Супругов — это очень интересный персонаж в повести. И во всех трех фильмах он решен в абсолютно разном ключе.

Евгений Лебедев — Супругов из 1965 г. Играет очередного Ромашку, только вот в этом фильме никаких пакостей Супругову сделать не удается. Все под контролем комиссара. Но все равно это Ромашка — трус, карьерист и эгоист. Лебедев наиболее близок к литературной первооснове. Его Супругов лучший из всех троих.


Михаил Данилов — Супругов из 1975 г. Первое появление в большой роли актера ленинградского БДТ, мастера эпизодических ролей Михаила Данилова. И очень удачное появление. Фоменко несколько изменил акценты этой роли. Супругов в этом фильме не латентный мерзавец, как у Лебедева, а большой ребенок с вечно унылой физиономией, который даже если бы и хотел сделать гадость, то не смог бы, так никогда в жизни не принимал самостоятельных решений и не проводил их в жизнь Тоже шедевр.

Виталий Коваленко — Супругов 2015.

Супругов в сериале "Спутники"- воплощение зла. Главный противник и враг комиссара Данилова. Да, да авторы сериала вводят в фильм конфликт между Даниловым и Супруговым, и весь фильм, практически до самого конца, Данилов будет безуспешно бороться с этим мерзавцем. Значит, что есть Супругов — уклонист от армии с поддельной справкой. Трус и лодырь, отлынивающий от боевых заданий. Маловысококвалифицированный врач, совершенно бесполезный в этом поезде.
Ни с того, ни с сего вдруг набрасывается на повариху Фиму, когда она помогает ему умываться. Совершает с нею насильственные действия сексуального характера, а потом принуждает к сожительству, обещая жениться. За это она ему таскает из НЗ казенную сгущенку, и совершает, таким образом, недостачу целых 10 банок этого ценного продукта.
Ни с того, ни с сего вдруг набрасывается на повариху Фиму, когда она помогает ему умываться. Совершает с нею насильственные действия сексуального характера, а потом принуждает к сожительству, обещая жениться. За это она ему таскает из НЗ казенную сгущенку, и совершает, таким образом, недостачу целых 10 банок этого ценного продукта.

А потом он бросает Фиму, переключается с поварихи на медсестер — парторга поезда Юлию Дмитриевну и уже известную нам Фаину, которая с низкой социальной ответственностью.

Вот одна из главных героинь повести, старшая операционная сестра, выдающийся специалист своего дела, 44-летняя Юлия Дмитриевна. Очень некрасивая и чрезвычайно комплексующая по этому поводу. Но это железная женщина. Поэтому мерзавец и трус Супругов решил прибиться к Юлии Дмитриевне, так как почувствовал, что эта волевая и авторитетная женщина сможет защитить его от начальства, и не ошибся

Одна из премьерш тогдашнего товстоноговского БДТ Эмма Попова — Юлия Дмитриевна 1965 г. Несмотря на небольшой драматургический материал из-за небольшого формата фильма, Эмма Попова создала очень объемный образ. Это лучшая Юлия Дмитриевна. Их дуэт с Лебедевым составляет лучшую пару Юлия Дмитриевна-Супругов из этих трех фильмов.

Людмила Аринина — Юлия Дмитриевна, 1975 г. Это такое же открытие большой актрисы для широкого зрителя, которое, как и с ее партнером Михаилом Даниловым, совершил режиссер Фоменко. Аринина уже снялась до этого в нескольких фильмах, но в эпизодических ролях. А здесь роскошная роль прекрасного специалиста, добрейшей души, но "старой девы", которой не везет в личной жизни. И Аринина прекрасно справилась и стала знаменитой. Но вот Попова мне нравится больше. (а мне больше нравится Аринина)

Оксана Базилевич — Юлия Дмитриевна 2015. Практически ничего человеческого в этой женщине нет. Голая функция прекрасной операционной сестры и парторга. Одно и то же выражение лица с широкого распахнутыми неподвижными глазами. Базилевич копирует рисунок роли Эммы Поповой, но очень неудачно.

Повариха грозит Супругову разоблачением перед комиссаром его аморального поведения, но Супругов говорит, что ее посадят за растрату 10 банок сгущенки. Повариха Фима вся в расстройстве, но еще надеется, что Супругов вернется к ней и продолжает таскать ему сгущенку.

Комиссар Данилов чует что-то не ладное в коллективе, но понять не может. И вообще, в поезде, в этой воинской части царит полная анархия. Не воинская часть, а какой-то курорт во время войны.

Вот это комиссар проводит очередную политинформацию о состоянии дел на фронте. 1941 г., обстановка серьезная, а этим медикам до одного места мороз. Сидят, нагло ухмыляются, комиссара не уважают, задают хамские вопросики. Особенно Фаина строит из себя звезду.
Вот это комиссар проводит очередную политинформацию о состоянии дел на фронте. 1941 г., обстановка серьезная, а этим медикам до одного места мороз. Сидят, нагло ухмыляются, комиссара не уважают, задают хамские вопросики. Особенно Фаина строит из себя звезду.

Машинисты и техперсонал по ночам пьют водку и играют в карты. Супругов не может выбрать с кем быть — с Фимой, с Фаей или с Юлей. Фаина жестко харассментит комиссара и заигрывает с больным геморроем монтером Низвецким и Супруговым. Медперсонал самовольно уходит в кино, в результате чего задерживается отправка поезда на фронт на двое суток. Начальник поезда Белов в депрессии сидит у себя в купе и носа никуда не кажет. Комиссар Данилов отбивается от домогательств Фаины, играет в карты с техперсоналом для повышения своего авторитета, пытается заставить что-то делать начальника поезда Белова, но безуспешно.

Со слезами на глазах просит подчиненных отремонтировать поврежденный вагон, но подчиненные на него моргали. И как они все еще не разбежались — непонятно. И все что может Данилов — это пригрозить нарушителям выговором, или даже выговором с занесением в личное дело. Но тут начальник поезда Белов выходит на минутку из депрессии и говорит, что он против, надо к людям проявлять милосердие, ведь война идет, и вновь уходит в астрал. И Данилов не сдает Белова в СМЕРШ, не расстреливает нарушителей воинской дисциплины и паникеров на месте, а тихо уходит, оглядываясь — не затаилась ли где Фаина.

Часть вторая

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий