Поиск

ПИНОККИО-ФАШИСТ


Задуманный как эпизодический роман, выходивший на страницах детской газеты под названием "История марионетки" в 1881 году, Пиноккио был опубликован в окончательной редакции уже в 1883 году. Это итальянское литературное произведение, переведенное на огромное количество языков (250 языков, включая древнегреческий, латынь и эсперанто), считается одним из самых продаваемых произведений итальянской литературы, не утратившим популярности и сегодня.

А в те года были многочисленные фильмы, телевизионные драмы, пародии и мультфильмы, вдохновленные шедевром Карло Коллоди, Карло Лоренцини — его псевдоним. Самой знаменитой адаптацией сказки (хотя сюжетно она далека от оригинала), несомненно, является полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея, в то время как в итальянской киноадаптации, напомним, более известен фильм сценариста и режиссера Луиджи Коменчини, где главную роль сыграл Роберто Бениньи.

Детская сказка времен фашистского двадцатилетия.

Из-за такого успеха неудивительно, что фашизм использовал образ Пиноккио для своей пропаганды. Сюжеты "по мотивам Пиноккио" публиковались между 1923 и 1944 годами в периодических изданиях или в виде книжек, в частности для детей. В сюжетах отражались известные периоды фашистской эпохи, как и прослеживались многие темы фашистской доктрины.

В многочисленных рассказах можно увидеть Пиноккио, который носит черную рубашку, которая была символом Национальной Фашистской Партии. Образ героя стал грозным и непримиримым. Его символом стала фасция, а Муссолини был единственным ориентиром.

У Пиноккио были следующие враги: негры Эфиопии, коммунисты и буржуи.

Приключения и карательные экспедиции Пиноккио-фашиста.

Обложка этой сказки (первое прикрепленное изображение) говорит сама за себя: Пиноккио в традиционной черной рубашке (в комплекте с триколором, на котором изображена фасция) и феске (головной убор фашистов Италии), вооруженный деревянной дубинкой, побеждает коммуниста (узнаваемому по фригийскому колпаку), вливая ему в горло бутылку касторового масла.

В этой сказке Пиноккио, желая получить партийный билет, должен доказать, что он является настоящим фашистом. И для этого Пиноккио нужно бороться с коммунистами. И, конечно, последние представлены в виде карикатурных дураков и отрицательных персонажей.
Пиноккио — “сын своего отечества", что наследует "кукольный путь".

А последователи коммунистического Николаччио (скорее всего, прообраз данного персонажа — это лидер коммунистической партии того времени — Никола Бомбачи, который в первые годы фашизма бросался яростными памфлетами против власти Муссолини, а позже, изменив свои взгляды, увидел в фашизме истинное отражение концепции социализма и стал верным соратником Муссолини) — "звери” и “идиоты“.

Первый “подвиг" фашиста Пиноккио — это демарш против коммунистической типографии для того, чтобы не было больше периодических изданий коммунистических газет, которые оскорбляют Муссолини и партию, унижают достоинство Италии. Пиноккио угрожает работникам типографии, и, выставив их издание, как "оружие спекуляции", перепугал их не на шутку, что подчеркивает Петраи.

Вернувшись домой после этого мероприятия, Пиноккио заказал в мастерской Санта-Джузеппе (с вывеской “Сапожник и патриот”) игрушечный револьвер, чтобы прогнать банду коммуниста Николаччио, который вторгся на фабрику вафлей “Бригидини”. В бою между Пиноккио и коммунистами, автор делает намек на то, что Пиннокио олицетворяет римского легионера, что подразумевает связь фашизма с римским духом, в то время, как варварами были выставлены коммунисты.

Заканчивая историю, Петраи делает вывод: чтобы победить, будьте как римляне, чей дух перенял и возродил фашизм. После того, как были изгнаны Николаччи и его сподвижники, Пиноккио очистил страну от худшего из зол для Италии — коммунизма.

Пиноккио вступает в Балилла.

На титульной странице мы видим Пиноккио, вскинувшего правую руку вверху в римском приветствии, в окружении толпы маленьких улыбающихся чернорубашечников из Balilla (молодёжная фашистская организация). В данной истории, Пиноккио изначально — это хулиган, что всегда шалит и разыгрывает кого ни попади.

В один прекрасный день, его друг Суччианесполе предлагает Пиноккио стать футболистом, как и он сам, но Пиноккио не нравится униформа Balilla. Его хулиганское нутро не понимает и не приемлет философии лозунга "книга и ружье".

Убедило его только обещание, что его будут периодически угощать шоколадом — даже марионетка с деревянной головой может не удержаться от приятного аромата шоколада. Но чтобы заработать помадку, Пиноккио необходимо выполнить атлетическую норму для детей из Balilla. Однако, как только тренер просит Пиноккио присоединиться к выполнению гимнастических упражнений, тот убегает со всех ног, проламывая головой картину, на которой изображен осёл.

Но после того, как он был осмеян другими детьми, Пиноккио, обдумав, все таки решает стать футболистом. Несмотря на некоторые небольшие трудности в связи с его наивностью, он становится примером для подражания и убеждает двух своих давних друзей Гверчио и Варавва вступить в Balilla, чтобы зарабатывать награды, такие как батончики из темного шоколада и бесплатный вход на кинопоказы — Пиноккио хочет как Дуче вести за собой отряд маленьких чернорубашечников.

Смысл, который читается между строк рассказа, вполне ясен: неисправимый Пиноккио стал хорошим, когда сменил свои шалости на полезное и стоящее, в данном случае — на занятия футболом.
Не зря, когда Пиноккио соглашается заняться футболом, его учитель приходит в восторг, говоря: “Отличные стремления, чтобы стать хорошим юношей, познать множество вещей, благих и прекрасных, с удовольствием носить славную черную рубашку и испытывать гордость от того чувства, что ты — маленький солдат нашей Великой Родины, нашего Вождя, нашего любимого Дуче!”

И в это же время другие дети хором восклицают: “Да здравствует Пиноккио — футболист! Да здравствует фашизм! Да здравствует Италии! Да здравствует школа! Да здравствует Учитель!”

Пиноккио преследует Негуса.

Главная тема данного рассказа — это пропаганда Эфиопской компании Италии. На обложке мы видим Пиноккио, который пинает явную карикатуру короля Эфиопии Хайле Селассие. В данном сюжете Пиноккио работает как подмастерье кондитера.

Однажды утром он случайно выливает на себя целый котел расплавленного шоколада и становится полностью коричневым с головы до ног. Кондитер, разозлившись из-за потери огромного количества шоколада, бросается в погоню за Пиноккио, чтобы его наказать, крича ему вслед “Абиссинец!“.

Английский прохожий, описанный как самоуверенный дурак и ворчун (англичане были врагами фашистской Италии), принимая Пиноккио, убегающего из кондитерской, за абиссинского беглеца, а значит — за своего союзника, помогает ему сбежать.

Пиноккио оказывается в Аддис-Абебба, где встречается с Негусом лицом к лицу. Эфиопы представлены, как босоногие примитивные дикари, у которых отсутствует малейшее понятие цивилизации. Так что при первой же возможности Пиноккио сбегает и, замечая итальянский самолет, с гордостью начинает размахивать триколором, чтобы соотечественники его признали. Негус, английский господин и эфиопы наблюдают издалека за спасением Пиноккио.

Путешествие Пиноккио

Это рассказ неизвестного автора: Чиапо — это может быть псевдонимом, если не аббревиатурой, за которой скрывается анонимный автор или группа авторов.
По сравнению с другими рассказами, которые имеют сильные расхождения со сказкой Коллоди, "Путешествие Пиноккио" это сказка, сюжет которой наиболее близок к оригиналу, здесь похожие персонажи и ситуации. На обложке не присутствуют символы или явные отсылки к фашизму — на иллюстрации, отсылающей к третьей главе оригинала, изображен Пиноккио в сопровождении двух карабинеров.

История начинается 25 июля 1943 года. Эта дата не случайна: в этот день Совет Фашистской партии смещает Бенито Муссолини и назначает на его место Бадольо. Рассказ начинается с того, что Пиноккио идет к дому Бирюзовой Феи, но одноклассники убеждают его пойти с ними на площадь, где перед измученным телом в черной рубашке выстроилось обезумевшая толпа.

Пиноккио — единственный, кто сопротивляется антифашистам, выкрикивая “долой” среди криков “ура“. Кукла-диссидент, что поддерживал свергнутого Дуче, будет посажен в тюрьму только "из-за того, что голова деревянная".

Пиноккио пребывает в тюрьме несколько недель. После того, как его выпустили, он увидел уже совершенно иную Италию. 8 сентября генерал Кастеллано подписал перемирие, и страна разделилась на два лагеря: партизаны (вместе с союзниками) и ИСР (Итальянская Социальная Республика).

Блуждая по улице, кукла-фашист встречает Кота и Лису: первый носит на шее ожерелье с треугольником (масонский символ), вторая курит сигару “как еврейский банкир“ — в оригинале, стоит напомнить, эти персонажи были бандитами. А теперь они разбогатели. Как же? Удачно играя на теневой бирже, они двигали экономику так, что стали "друзьями наших вчерашних врагов (союзных сил) и врагами наших вчерашних друзей (сил стран Оси)".

После бесконечной чреды перипетий, Пиноккио оказывается в море, откуда его спасают немецкие солдаты. Пиноккио очарован формой и медалями солдат, он спрашивает у них, где ему записаться в войска.

В ответ офицер смеется ему в лицо: для марионетки из дерева страшен даже огонь, не говоря уже о пламени сражений. Уныло проходя по линии берега, Пиноккио слышит пение и крики батальона молодых ребят. Подняв взгляд, он узнает одного из них — это Лучиньоло (что значит "фитиль"), его старый друг.

Он предлагает Пиноккио присоединиться к взводу, но Пиноккио вынужден отказаться, так как он без винтовки, формы и рюкзака (кроме того, Пиноккио преследует идеалы фашистов, в то время как Лучиньоло, как предполагается, присоединился к партизанам).
Когда кажется, что всё потеряно, Бирюзовая Фея присылает на помощь голубя, который, который проносит Пиноккио на спине через поля, где бушуют сражения между республиканцами и партизанами. "На этих полях — говорит автор — Пиноккио станет мужчиной. Он не будет больше марионеткой".

Фашизм успешно использовал образ Пиноккио для своей пропаганды. Муссолини знал о славе данного творения, знал о том, что яркий и популярный образ Пиноккио может принести свои плоды для фашистской Италии.

Пиноккио-фашист рассказывает историю куклы из дерева, что изначально шаловлив и беззаботен, который ненавидит школу, учебу и преданность, хочет чтобы вся жизнь прошла в веселье и удовольствии, но после некоторых событий, которые приводят к открытию самого себя, понимает важность долга, ценностей дружбы и стремления к новым свершениям.
В результате, любимый детьми персонаж Пиноккио сыграл значительную роль в популяризации идей фашизма.

ИСТОЧНИК


picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий