Поиск

Орудийная повозка Бр-10 (Ленино)


Орудийная повозка Бр-10 со стволом гаубицы Б-4 из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки — 18 марта 2020 года.

01.


02. Среди артиллерийских систем, принятых на вооружение Красной Армии в 1930-е годы особое место занимает так называемый триплекс особой мощности.
В него вошли 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), 152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2) и 280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5).


03. Одной из особенностей артиллерийских систем этого триплекса была большая боевая масса орудий (17.7 т, 18.2 т и 18.4 т, соответственно).
Поэтому для перевозки систем между позициями применялась разборка на отдельные части — лафет и ствол.
При переходе в походное положение ствол вынимали из лафета и перегружали на специальную орудийную повозку.


04. Для триплекса были созданы несколько видов орудийных повозок — Бр-10, которую мы видим здесь, а так же повозка с колёсами тракторного типа и орудийная повозка на гусеничном ходу Б-29 (построена на базе танка Т-26).
Для транспортировки лафета к нему присоединяли колёсный передок со сцепным устройством.
Штатно, лафетную часть буксировали гусеничные тягачи «Ворошиловец», а орудийную повозку Бр-10 — тягачи «Коминтерн».


05. Вес лафетной повозки с передком составлял 13.8 тонны, а вес орудийной повозки Бр-10 со стволом был, в зависимости от типа ствола, 10.6 т (203-мм Б-4), 11.1 т (152-мм Бр-2) и 11.3 т (280-мм Бр-5).


06. В Ленино-Снегирёвском музее экспонируется орудийная повозка Бр-10 со стволом 203-мм гаубицы Б-4 номер 22, выпущенной в 1937 году на Сталинградском заводе «Баррикады».


07. Вес ствола с затвором 5220 кг, что на 20 кг больше, чем в справочниках.
Каждый изготовленный ствол взвешивался при выпуске с проставлением клейма с полученным значением.


08. Поршневой затвор.
При закрытии входил в казённую часть, а затем поворачивался, совмещая зубчатые нарезы с ответными упорами внутри казённика и запирая тем самым ствол.
На боевом орудии должен блестеть и не иметь никакого покрытия, кроме консервационной смазки между стрельбами.
Краска обгорела бы при первом же выстреле и заклинила (склеила) затвор.


09. Косые шестерни — элементы механизма поворота затвора при запирании.


10. Сама орудийная повозка Бр-10 имеет переднюю ось с поворотным механизмом и две амортизированные двухколёсные тележки по бокам.


11. По бокам от ствола на повозке закреплены направляющие для его перегрузки на лафет.


12. Передняя ось с двумя сдвоенными колёсами.
Оборудована механизмом поворота с приводом от водила.


13. Каждая боковая тележка состояла из четырёх металлических колёс, соединённых попарно на отдельных балансирах.
Амортизация — две горизонтальные пружины.


14. Сцепное устройство.


15. Табличка.
Орудийная повозка Бр-10 с металлическими колёсами была принята на вооружение в 1937 году.
Этот экземпляр выпущен на заводе Баррикады в 1938 году.
Серийный номер 48.


16. На орудийной повозке, помимо ствола орудия, были кресла для перевозки нескольких человек расчёта.
К сожалению, на этом экземпляре кто-то оторвал сиденье и спинку, оставив от них только шурупы.


17. Размер грузошины 900х160/717.
Данный тип колёс с бандажом из сплошной резины ограничивал скорость возки системы до 25 км/ч по шоссе и до 15-18 км/ч по булыжной мостовой.
При превышении этой скорости происходило отслаивание бандажей колёс.
Перед войной была разработана другая конструкция, с более широким допуском по скорости, но от неё отказались.
Нет смысла усвеличивать скорость передвижения ствола, если лафет на гусеничном ходу в принципе не может ехать быстрее 15 км/ч по гладкой дороге.
Модернизацию провели уже после войны, когда гусеничный лафет был заменён на колёсный.
Аналогично переделали и орудийную повозку.

Координаты:
55°52’52.54″С
37° 3’8.42″В

myauu.livejournal.com

Добавить комментарий