Поиск

Король грима Рик Бейкер: от Звёздных войн до клипов Майкла Джексона


Рик Бейкер внёс огромный вклад в развитие киноиндустрии. Чего стоит один тот факт, что он семь раз получал премию Оскар за лучший грим! (Это абсолютный рекорд в этой номинации). И в его копилке есть ещё множество других наград, а послужной список действительно впечатляет.


Просто компиляция из Звёздных войн и Майкла Джексона

Начало творческого пути

Ричард Бейкер родился в 1950 году в городе Бингемтон штата Нью-Йорк. Его мать работала кассиром в банке, а отец был профессиональным художником. Интерес к гриму он проявил ещё в детстве и уже тогда начал экспериментировать с созданием частей тела на собственной кухне.

Интерес Рика к профессии был так велик, что однажды он написал письмо самому известному гримеру 60-х — Дику Смиту. Смит, на тот момент настоящая живая легенда, не просто ответил на письмо незнакомого мальчишки, но начал общаться с ним и посвящать в секреты мастерства. В 1973 году Дик Смит дал Ричарду Бейкеру его первую работу в качестве ассистента по гриму.Этим фильмом был легендарный «Изгоняющий дьявола». (Хотя встречается информация, что уже в 1971 году Рик работал на площадке фильма «Человек-осьминог» и даже заработал там свою первую тысячу долларов).

А уже в 1974 году талантливого молодого человека пригласил поработать режиссёр Ларри Коэн. Ему нужен был специалист для создания образа ребёнка-мутанта в фильме «Оно живо». В итоге картина в одних только Штатах собрала порядка 14 000 000 $ сборов.

В 1977 году Рик Бейкер работал как гример над фильмом «Звёздные войны. Новая надежда».

Творческий подход и первые награды

Первый Оскар за лучший грим Бейкер получил уже в 1981 году, в возрасте 31 года. Оскароносной картиной для него стал фильм «Американский оборотень в Лондоне», для которой Рик создал спецэффекты, которых ранее не делал никто.

Что бы предприняли сейчас, чтобы показать как человек покрывается шерстью, превращаясь в чудовищного волка? Правильно, нарисовали бы всё с помощью компьютерной графики. Но в начале 80-х такой возможности не существовало и Бейкер придумал свой вариант.

Рик создал кусок искусственной кожи, покрытый длинными волосами. С изнанки волосы были прикреплены к картону. Бейкер перед камерой медленно тянул волосы за картонку и получилась запись, на котором длинные волосы постепенно уменьшаются и исчезают в коже. Осталось только воспроизвести запись в обратном порядке и получился нужный эффект: из кожи появляются чёрные волоски, которые стремительно отрастают!

Также Рик потратил несколько месяцев на эксперименты с искусственной кожей для сцены, в которой голова человека вытягивается в волчью морду. Кожа, которую применяли до этого, не выдерживала натяжения и рвалась. Но Бейкер добился своего и создал новый материал. Несколько месяцев поисков и в итоге получилась сцена, которая… занимает 10 секунд экранного времени!

Второй Оскар Рик получил уже в 1987 году за грим для обаятельного снежного человека Гарри в фильме «Гарри и Хендерсоны».

А всего в жизни Бейкера была 11 номинаций на Оскар, несколько премий BAFTA и премий от Академии фантастических фильмов, фэнтези и фильмов ужасов США. Он работал над такими фильмами как «Планета обезьян», «Люди в черном», «Гринч — похититель Рождества», «Звонок», «Чокнутый профессор», «Бэтмен навсегда» и многими многими другими.


«Планета обезьян». Рик Бейкер за работой.

«Триллер» Майкла Джексона

Название статьи обязывает осветить и этот момент карьеры Бейкера. Дело в том, что в числе восторженных зрителей «Американского оборотня в Лондоне» был и король поп-музыки. Джексон тогда очень захотел, чтобы режиссёр этого фильма — Джон Лэндис — снял для него клип.

Для работы над гримом пригласили Рика Бейкера. Итогом стал не просто видеоклип, а короткометражный фильм, ставший по-настоящему легендарным. Тринадцатиминутный ролик имел бюджет более одного миллиона долларов и до сих пор ценится как один из самых талантливых клипов в истории.

Работа в кадре и отношение к наградам

Случалось Бейкеру и самому сниматься в кино. Разумеется, в гриме. Пожалуй, одной из самых известных его ролей является… Кинг-Конг в экранизации 1976 года. А так он старался время от времени найти возможность засветиться где-нибудь в эпизоде.

Например, в третьей части Людей в чёрном он играл одного из инопланетян. На фото ниже можно разглядеть неизменный седой хвост.


Рик Бейкер (слева) в Людях в чёрном.

Кстати, в честь выхода этого фильма портал Кинопоиск брал у Рика интервью. Там он рассказал интересную историю — команда, работавшая над третьей частью хотели сделать инопланетян, которых ещё никто не видел. Бейкер же постарался убедить всех сделать их похожими на пришельцев из старых фильмов, чтобы зрителям они казались смутно знакомыми. (Сам Рик в своё время работал над сценой в баре, полным инопланетян в Звёздных войнах).

Ребята из Кинопоиска успели заметить в его студии ещё одну интересную деталь: все семь Оскаров хранятся на застеклённых полках, вместе с фотками всей команды, работавшей над гримом на той съёмочной площадке. Тем самым Рик подчёркивает, что считает это не личным достижением, а наградой для всех причастных.

Седьмой Оскар Бейкер получил в 2010 году за работу над фильмом «Человек-волк». Это ремейк классического ужастика 1941 года (интересна закономерность, что первую награду киноакадемии он также получил за фильм про оборотня).

В начале 2010-х Рик Бейкер был удостоен собственной звезды на аллее Славы Голливуда за вклад в кинематограф. А уже в 2015 заявил о своём уходе из профессии, объясняя это тем, что в современном кино нет места для спецэффектов, к которым он привык…

(с)

См.также:

Как создавались спецэффекты до появления компьютерной графики

Как делали спецэффекты в фильме «Гостья из будущего»

Забавные "спецэффекты" в «Терминаторе»

Лучшая американская кинофантастика 1980-1990-х

Первый советский фильм ужасов «Вий»

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий