Поиск

Как привить ребенку любовь к чтению


Здравствуйте!

Я уже четвертый год занимаюсь с девочкой как волонтер, раз в неделю по три часа помогаю ей с домашними заданиями, мы играем, общаемся. Хорошие дружеские отношения со всей семьей. Девочке 14 лет, 8 класс, но по развитию скорее лет 12, детские интересы, рассуждения, сама маленького роста, выглядит намного младше своего возраста. Успеваемость у нее несколько ниже среднего: она старательная, немного медленно соображает, но если хорошо объяснить, со всем справляется. Никаких диагнозов нет, если что.

Мне кажется, многие проблемы проистекают из того, что она плохо читает и читать не любит. То есть ей нужно намного больше времени, чтобы прочесть и осознать задание, часто читает невнимательно и упускает важные моменты. Узкий кругозор, так как у нее познания о мире, истории, географии ограничены коротким текстом из школьного учебника. А в старших классах уже появляются задания, где надо что-то объяснить, проанализировать, высказать свое мнение, написать эссе — а ей, получается, не на что опереться, просто нет в запасе нужных знаний. Сведения зачастую разрозненные, у нее как будто нет цельной картины мира. (Скажем, задание: по картинкам объяснить, почему традиционные дома в разных регионах выглядят так, а не иначе. Она не может сообразить, что в этом регионе много лесов, поэтому строят из дерева, а здесь часты наводнения, поэтому дома подняты на сваях.)

Мы живем в Германии, семья приехала сюда 8 лет назад. Дети свободно говорят по-немецки, хотя у моей ученицы есть сложности с литературными, редкими словами — она просто нигде их не встречает, так как не читает. Два брата и сестра учатся намного лучше, среди лучших учеников в классе: от природы сообразительные плюс родители всегда следят, чтобы домашняя работа была сделана. Семья дружная, родители детей поддерживают, дети ходят в секции или к репетиторам. Но родители сами не читают, телевизоры-смартфоны, в свободное время — игровые площадки, пикники, встречи с друзьями и родственниками, физическая активность.

Я уже три года пытаюсь хоть как-то пробудить у моей ученицы интерес к чтению, но нет, неинтересно ей. При этом дополнительные задания, которые я приношу, делает зачастую с удовольствием. Несложные кроссворды, задания на логику с числами, с картинками. Даже письменные задания по грамматике ей больше нравятся! Писать любит больше, чем читать, такой парадокс.))) Дарила ей разные книги: Гарри Поттера, Астрид Линдгрен, юмористическую книгу для подростков со смешными картинками, графическую новеллу про Анну Франк (адаптация «Дневника»), так как думала, может, с рисунками ей будет легче воспринимать. Но нет, она как будто эмоционально не вовлекается в придуманную историю, юмор в виде текста ее не смешит, хотя в разговоре и с юмором, и с эмоциями всё в порядке. Кино тоже любит смотреть. Читала ей вслух — тоже нет, скучно. Пробовала обсуждать персонажей, их мотивы, проводить аналогии (например, заточение Анны Франк в доме и самоизоляцию из-за коронавируса), чтобы эмоционально вовлечь — нет, ей не очень интересно обсуждать этих чужих людей. Ладно, если неинтересны придуманные истории, дарила книги про реальную жизнь — про наш город и про ее родную страну, на мой вкус, занимательно и несложно написанные. Тоже нет.

Надо сказать, что в Германии в школе не читают Пушкина с Толстым, как у нас, им никогда не задают прочесть больше 1-2 страниц из учебника. Мы с ней раз в неделю читаем минут по 15, читает уже лучше, чем раньше, но всё же. Также я ее научила не «проглатывать» непонятные места, а спрашивать у меня или смотреть в словаре.

Девочка в будущем хочет быть воспитательницей в детском саду (любит детей и умеет с ними обращатья), но для этого тоже ведь придется учиться, читать книги по педагогике и всё такое.

Вопрос: Как мне заинтересовать ее в чтении и, более широко, как помочь ей создать более цельную и связную картину мира? Именно мне в наших с ней занятиях по три часа в неделю, не полагаясь на родителей.
Прошу свободную дискуссию, если можно. ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий