Поиск

3.Примусологическое-безнасосное. Gimme fuel, gimme fire.


Пятая из важнейших тем для обсуждения в любой мужской компании (первые четыре, ессно «Машины, женщины, власть и война«:)

О топливе спорят много и столь любимые мной персонажи с браслетиками из паракорда здесь даже не самые непримиримые спорщики. Они уверены, что их убер-тактические игрушки будут работать на всем, что горит — и не будем разубеждать их в этом. Нас же интересует только бензин и тонкие отличия его сортов. Здесь я немного расширю тему и также упомяну популярные сейчас горелки с парогенераторной трубкой. Это, в первую очередь MSR Whisperlite и Coleman 533, а также их клоны и аналоги — просто для понимания мультитопливности теоретической и практической.
Ну и заодно современные прямоточные горелки типа примусовского Omnifuel и оптимусовского Hiker… и, наверное, паяльные лампы (у них есть трубчатый парогенератор, но его размеры имеют значение:)

Собственно говоря, теоретическая мультитопливность — это конструкция горелки, позволяющая регулировать обогащение смеси и температуру парогенератора достаточно для работы на различных видах топлива. И да, конструкция позволяет, но есть нюанс: тонкая трубка парогенератора крайне чувствительна к чистоте и составу топлива и быстро забивается смолистыми отложениями. То есть, горелка будет работать на чистом бензине, керосине и газе, но только чистом. Что резко снижает практическую возможность жечь подножное топливо.

Ну так вот, безнасосные примусы работают исключительно на бензине. Конечно, у родоначальников были попытки приспособить мультитопливные решения, но по результатам испытаний от них отмахнулись, как от ночного кошмара. Причины тут очевидны: Очень короткий и холодный парогенератор (конструктивно — просто часть бензопровода) не позволяет эффективно испарять топливо тяжелее бензина, а шумная горелка имеет к тому же весьма убогие способности к смесеобразованию. В то же самое время, 8мм условного прохода — это очень дохрена и отложения, намертво забивающие трубку MSR, здесь пройдут еще как «органическое покрытие-антикор».

Так вот, официальные рекомендации от производителей короткие, как этот самый парогенератор:

Рекомендуемое топливо — автомобильный бензин А-72, А-76 (инструкция к «Огоньку»)

Never use automotive gasoline. Use white gasolinе or simular (инструкция к Svea 123r)

Здесь следует заметить, что родоначальники серии разрабатывались во времена, когда «чистый бензин» означало «без примесей керосина и профильтрованный через шелковый платочек или замшу«. Напомню, отличия современной Свеи от 6 Оптимуса скорее косметические, чем принципиальные, так что вопрос будет очень интересным и занимательным. Ладно, Oh, gimme gasoline!

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ТОПЛИВО.

На этом топливе горелка будет надежно работать совершенно неограниченное время. Необходимости в рекомендуемых инструкциями регулярных чистках при использовании этого топлива НЕТ. Не мучайте жиклер и не мешайте технике работать! Если пламя начнет перекашиваться или ослабеет и обеднится до срыва — вот и будет повод тыкнуть иголкой. Но это будет раз в несколько месяцев регулярной работы.

Для Хайкера — аналогично. И пока речь будет идти о бензине — будет аналогично. Все-таки, дитя 111 Оптимуса 30-х годов, а родословная так просто не теряется.

Для Омнифуела — аналогично.. пока.
Для владельцев MSR и других мультитопливных горелок с трубкой генератора над конфоркой — а у вас есть инструкция с регламентами чисток — вот ей и пользуйтесь. Ваши горелки изначально спроектированы под это топливо.
Для паяльных ламп — в целом да — но не треснет ли харя? Впрочем, если у вас лампа — это семейная реликвия, которой дедушка под Сталинградом отогревал мотор своего «Панциря-4» — то да, можно и таким топливом.

Coleman fuel, zippo fuel white gas, naphta и т п.

Топливо, изготовленное специально для жидкотопливных горелок, рекомендуемое производителями и европейскими пользователями.

Что содержит: Низкооктановый дезодорированный бензин, отдушки, стабилизаторы….

Где водится: специальные магазины.

+ Не коптит, не засоряет, почти безвредное.
+ Слабый запах
— Дефицитное в постсоветских краях.
— Судя по цене, изготавливается из девственных динозавров, погибших в полнолуние в горном болоте в противостояние Венеры.

О «Нафте» и «белом бензине». Первая встреча с обиходными названиями и первая проблема. Собственно говоря, «naphta» и «white gas» в Англии и Америке — это названия бензин-растворителей, полностью аналогичных топливу от Колмана и MSR. Но есть нюанс(с)
Слово «нафта» я люблю. Очень приятное слово, способное описать весь нефтехимический процесс. В разных странах оно может означать: сырую нефть, газолин, прямогонный бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо… В общем, при покупке канистры нафты в условной Черногории можно случайно заправить примус соляркой:), а в России — легким керосином. Кроме того, «нафта» может быть «легкой» и «тяжелой». Для безнасосных горелок годится только «тяжелая». Heavy naphtha, если точнее, потому, что тяжелая нафта в России — это снова таки легкий керосин. И естественно, это должна быть та нафта, которая бензин. Фффууууххх.
С «white gas» проще, но опять же, во многих странах это выражение может быть понято, как «бензин общего назначения» (в отличие от окрашенного специального). С окрашенными бензинами лучше не пересекаться хотя бы для безопасности — ну или очень хорошо понимать, что эта окраска означает в отдельно взятой стране.

НЕФРАС С2-80-120(БР-2), С3-80-120 (БР-1)

Бензин-растворитель. Кто-то скажет «Калоша» — но НЕТ. О «калоше» я скажу отдельно, а пока именно НЕФРАС 80-120.

Что содержит: низкооктановый бензин с температурами кипения от 80 до 120 градусов. С2 — бензин каталитического риформинга, С3 — прямогонный. Лично мне больше нравится прямогонный — у него более приятный запах; у с2 он более резкий. Горят же они одинаково. По сути, этот бензин является эталонным топливом для всех горелок постсоветского пространства.

Где водится: Хозмаги.

+ Не коптит, не засоряет горелку
+ Дешев.
+ Доступен
— Много откровенного фальсификата.

О «Калоше». Еще одно чудесное название, о происхождении которого спорят диванные филологические мужи. Мое мнение — просто он использовался, как растворитель в обувном клее марки «А» (каучук-бензин).

Так вот, чисто теоретически, «калоша» — должно быть названием для С3-80-120. Но после того, как «бензин-калоша» стало условным названием для всех бензинов-растворителей, под ним может оказаться почти что угодно. В лучшем случае — риформинговый бензин или Б-70 (да, так и говорят «Б70-Калоша», хоть это и разные бензины). В худшем — бензин-экстрактор — крайне легкокипящая фракция бензина, по сути газолин, о котором я еще скажу. Или вообще непонятная мулька, по запаху и едкости напоминающая отходы коксохимического производства.
Беда в том, что часто вполне приличный бензин действительно продается под маркой «калоша» — и без всяких циферек. В этом случае обычно речь идет о примерном соответствии 80/120; легкие бензины «калошей», по крайней мере, на этикетке, не называются. Но все равно нужно смотреть состав. В нем не должно быть ничего, кроме легкокипящих фракций бензина/углеводородов. Ну, может быть, еще стабилизатора. Но никак не спиртов, ароматических углеводородов (это не отдушка, это бензол, толуол и прочее счастье, о котором я тоже напишу) и прочих органических соединений. Выражение «аналог бензина Калоша» — в особенности подозрительно. Такой «аналог» у меня растворял любую краску, включая эпоксидную, повредил пластик бутылки и чудовищно вонял бензолом. По-моему, это была как раз коксохимовская «мулька» (компонент Моторного Топлива Ароматический). Также не стоит набирать «калошу» без документов у торговцев в разлив. Вот у них как раз может попасться тот самый опасный бензин-экстрактор. В общем, вдумчиво читаем этикетки и не гоняемся за топливом в разлив!

Бензин Б-70.

Когда-то авиационный, а сейчас — бензин-растворитель. С современным авиационным вы его не перепутаете, а вот с другими бензинами — запросто. Редко продается в бутылках, часто — в канистрах и бочках, а в разлив нужно внимательно смотреть на документы — торговцы готовы обозвать «авиационным» любой бензин-растворитель. Немного тяжелее «калоши» (имеет бОльшую температуру кипения), но не критично.

Что содержит: Низкооктановый высококачественный бензин.

Где водится: Торговцы промышленными химикатами.

+ Не коптит, не засоряет горелку
+ Дешев.
— Требует поиска и контроля.

Чистый гептан.

Удивительно, но довольно популярное в прошлом топливо в сложных походах. Перекосы социалистической системы порождали одновременно и дефицит, и доступность к спи[выносу с места работы]ингу экзотических веществ.

Что содержит: Гептан.

+ Возможно, наиболее чистое топливо для горелки.
— Малая доступность.

ДОПУСТИМОЕ ТОПЛИВО.

На этом топливе горелка будет надежно работать месяцами, не требуя чистки и обслуживания. В то же время, использования этого топлива связано с некоторыми неудобствами.
Для владельцев MSR: Работать будет. Но скорее всего, чистить горелку придется чаще.

Для паяльных ламп: ну ващета ЭТО — рекомендованное для них самим производителем топливо.

Качественный автомобильный бензин,mogas, petrol.

Здесь мнения масс разделяются. Примерно половина считает, что автомобильный бензин — это йад для горелки и пользоваться нужно фирменным топливом или «калошей» — и они правы.
Половина утверждает, что жгли автомобильный бензин без каких-либо последствий — и они правы.
Утверждение и его отрицание не могут быть истинными одновременно — И это тоже верно.
И только диалектический материализм позволяет нам решить этот псевдопарадокс. Все правы именно потому, что использовали РАЗНОЕ топливо!

Ну так вот, под общим названием «автомобильный бензин» может попасться уйма весьма интересных смесей, о качестве которых эпохами спорят автомобилисты. Так что можно воспользоваться чужим опытом и сказать: Если бензином не стыдно заправить бэху или ауди, то и в горелку лить его можно без страха. Если «жигуль схавает» — это следующая категория. А если «а это только на Майдане в бутылки лить» — вот туда ему и дорога. На всякий случай, это не об октановом числе, а о репутации самого бензина и сети бензоколонок.

А как же Присадки? Жуткая Химия, так и норовящая Засрать невинную горелку?

В большинстве своем речь идет об октан-корректирующих присадках. Так вот, в качественном автомобильном бензине используется МТБЭ. Метил-третбутиловый эфир. Классика жанра, очень популярная, хотя и не самая дешевая присадка. Сгорает чисто и без следа. Впрочем за октановым числом гнаться нет смысла — сжатие в примусе все равно не то и 92 хватит с перекрытием. Естественно, в бензине могут встречаться и ароматические соединения, и сера, и воняет он гораздо сильнее — но на процесс сгорания это заметного влияния не оказывает.

Вот что оказывает — так это то, что автомобильный бензин заметно тяжелее «калоши»; температура кипения тяжелых его фракций уже не 120, а 150-180 градусов. Это приводит к необходимости сильнее нагревать горелку при растопке (у меня меньше, чем с четверти таблетки сухаря не выходило даже в безветренную погоду; жидкий спирт вообще просто не прогревает). Так же при работе горелка нагревается сильнее, до бодрого красного цвета — но примус при этом не перегревается! Давление в нем также растет медленнее из-за тяжелого топлива.
Что хуже — сильный ветер может переохладить горелку и она начнет пыхать огнем. Неприятно.

+ Очень дешев и повсеместно доступен
— Менее удобен в применении
— Сильный запах
— На заправке в бутылку-торпеду не заправляют.

АВАРИЙНО-ДОПУСТИМОЕ ТОПЛИВО.

На этом топливе горелка будет работать и даже несколько выжженных баков не нанесут ей существенного вреда. Опять же, скорее всего, горелка будет требовать регулярной прочистки форсунки встроенной или внешней иглой и полной очистки с разборкой в конце сезона. В общем, все по официальной инструкции к «Огоньку» и «Смерти туриста» — «перед розжигом прочистить, после сезона промыть». Это, кстати, намек на то, какое топливо было во времена родоначальников:)

Для мультитопливных прямотоков — в целом то же самое, но найдите внешнюю иглу для примуса СРАЗУ. То, что стоит у вас в горелке — это порнография.
Для владельцев MSR: все плохо. Первый же бак может стать последним.
Для паяльных ламп — потащит, куда ей деваться…

Эко-бензин со спиртом .

Лично не проверял (мне этот бензин никуда не упал), но причин для каких-либо катастроф не вижу. Горелка проверенно работала на смеси бензина со спиртом в концентрации заведомо большей самых смелых фантазий экотеррористов (дозаправлял не из той бутылки аж до погасания). Беда в другом: вода в спирте медленно окисляет и разрушает металл примуса(да, да, зеленое пламя), а сам спирт — маслобензостойкие прокладки в крышке. Поэтому выжечь бак-другой такого топлива можно, а вот хранить примус заправленным алкобензином я бы не стал. Да, Родоначальники в лице 71 Примуса и 33 Ювеля официально работали на алкобензине и бензолине (дойдем и до него:) Вот только прокладки у них были корковыми и асбестовыми, которым ни одий йад нипочем:)
В MSR спирт может повредить резиновые детали и официально считается недопустимым. В современных мультитопливнх прямотоках — тоже. К этому следует прислушаться хотя бы потому, что в отличие от безнасосных примусов ЗДЕСЬ прокладки и уплотнения современные и о-ринг из камеры не вырежешь.

+ Дешевле нормального бензина
+ Меньше копоти
— Рано или поздно повредит горелку
— в пэт-бутылки не наливают.

Изопропиловый спирт.

Среди спиртов — это «почти бензин» по соотношению топливо-воздух и горелка может его жечь без переделок. Кстати поэтому же спиртовки его жечь будут неохотно и с копотью.

Что содержит: Изопропанол, вода.

Где водится: В хозмагах, у торговцев промышленными реактивами.

+ Очень чистое топливо.
+ Отсутствие копоти
+ В целом доступен.
+ может очищать горелку от предыдущих загрязнений
— Горелка теряет мощность
— Медленно разрушает горелку и маслобензостойкую резину прокладок.
— Изопропанол токсичен.
— Пламя бесцветное тускло-сине-зеленое, регулировать приходится на слух. Причем, регулировать как обогащение, так и мощность.

Для надежной работы на изопропаноле тарелочку рассекателя следует вдавить «на обогащение».
На паяльной лампе регулировок обогащения обычно нет. да и причин для запуска лампы на таком топливе — тоже. Но если бы меня поймали злые ИГИЛовцы, негры с особо ценными жизнями или еще какие леваки-коммунисты — я бы или слегка рассверлил жиклер, или замотал бы хомутами отверстия для воздуха возле этого самого жиклера. Это немного обогатило бы смесь.

Автомобильный бензин низкого качества.

Встречается на дешевых сетевых и локальных заправках. Здесь используются металлические присадки, дающие мощный нагар и налет приятного красного цвета. Например, ферроцен и еще несколько соединений железа и марганца, которые и выговорить тяжело, и смотреть страшно.
Что хуже, сам бензин тоже может быть гораздо хуже высококачественного, особенно по содержанию всяческих смолообразователей. Впрочем, результат один — забитая нагаром горелка.

+ Экстремально дешев и доступен.
— Засоряет горелку
— Сильный запах
— Продукты горения токсичны.

Я бы добавил в этот список еще несколько интересных сортов, которые в принципе, вполне прилично горят и даже не очень засоряют, но они настолько непредсказуемы по составу, что лучше оставить их в разделе «Недопустимое».

НЕДОПУСТИМОЕ ТОПЛИВО.

На этом топливе запустить горелку невозможно или же результаты такого запуска будут неприятны, опасны и просто плачевны.

Для владельцев MSR: А вот шланговая горелка может использовать некоторые виды топлива из этого раздела без каких-либо проблем.

Керосин (гас, kerosene, paraffin, JP8, Jet A…)

Популярное ранее топливо для жидкотопливных бытовых приборов. Сейчас — растворитель, топливо для реактивных двигателей.

Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения 150—250 градусов, ароматические углеводороды. Реактивное топливо может содержать бензин и другие добавки.

+ Достаточно доступен
+ Дешев
+ менее пожароопасен
— Горелка на нем не работает.
— Сильный запах.

Нет, нет и нет. Мне неизвестен ни один пример возможности запуска бензиновой горелки на керосине. Даже для условно-мультитопливных раритетов запуск на керосине — это боль и страдание. Просто не надо этого делать.

Для владельцев MSR: Вот честно, оно вам надо? Тем более, что хоть горелка и работает на керосине, но по чистоте и сорту он должен быть не хуже спецтоплива.

Для мультитопливных прямотоков: В теории можно. Но керосин, даже чистый — топливо довольно жирное и грязное. В эпоху керосиновых примусов «пистоны» чистить и вставлять заместо раздолбанных чисткой приходилось регулярно. настолько, что иглы для прочистки были просто расходником! Вы же не думаете, что за сто лет все радикально изменилось? А реактивное топливо еще более жирное — оно еще и смазывать чтототам должно. В общем — я смысла не вижу.

Для паяльных ламп. Если лампа не керосиновая (а керосиновую вы легко определите по ОГРОМНОМУ змеевику) — то на керосине она не заработает.

Уайт-спирит, НЕФРАС 155/200

Растворитель для красок, по сути представляющий собой сорт легкого керосина.

Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения от 155 до 200С, ароматические углеводороды.

+ Доступен
+ Дешев
+ очень чистое топливо
+ Слабый запах
— Горелка на нем не работает

Для владельцев MSR: Очень хороший керосин, просто называется по-другому.
Для моноготопливных прямотоков. Да, это керосин.
Для паяльных лапм. Это все еще керосин.

Авиационный бензин, avgas.

Высокооктановый бензин для поршневых авиамоторов. Да, он обычно окрашен.
Забавно, правда? Самый лучший бензин — недопустимое топливо! Вот так!

Что содержит: Высокосортный этилированный бензин.

+ Если доступен, то цистернами.
— Крайне токсичен
— Сильно загрязняет горелку.

Для непонятливых еще раз большими буквами: ВСЕ АВИАБЕНЗИНЫ СОДЕРЖАТ ТЕТРАЭТИЛСВИНЕЦ. ТОКСИЧЕН БЕНЗИН, ЕГО ПАРЫ И ПРОДУКТЫ СГОРАНИЯ. И количество этого тетраэтилсвинца в авиабензине больше, чем в самом этилированном автомобильном.

Для владельцев MSR и всех остальных: Вы поняли, да?

Гоночный бензин.

Топливо для высокофорсированных моторов гоночных автомобилей.

Что содержит: Высокооктановый этилированный бензин.

Где встречается: Специальные магазины, баки автогонщиков.

В общем-то похож на авиабензин, но качество может быть ниже — даже самые быстрые гонщики высоко над поверхностью Земли не взлетают.

+ Ну, он горит…
— Крайне токсичен
— Сильно загрязняет горелку.
— Очень дорогой и редкий.

Спирты (метанол, этанол), денатурат.

Думаю, объяснять, что такое спирт не нужно.

Где встречаются: Аптеки, хозмаги, торговцы промышленными реактивами, самогонщики…

+ Топливо очень чистое
+ Не коптит
+ Не засоряет горелку
— В России — довольно дефицитен.
— Низкая теплотворная способность.
— может повредить горелку при постоянном использовании.
— Горелка на нем не запускается:):):):):):):)

Да, я уже говорил, спирт медленно разрушает горелку, но это было бы половиной беды. Беда в том, что горелка на нем не запустится. Дело в том, что бензину нужно на одну часть топлива примерно 15 частей воздуха. А вот метанолу нужно всего 6, а этанолу — 9 частей воздуха. На стоковой горелке это не исправляется никакими регулировками — смесь слишком бедная для какого-либо горения. А о модернизациях я буду писать через пару постов.

Для владельцев MSR и всех остальных. Вам в инструкции сказано — не нада!

Бензин для двухтактных двигателей.

Топливо, используемое в старых мотоциклах, мопедах, лодочных моторах, современном бензоинструменте.

Где водится: В баке этих самых мотоциклов и далее по списку.

Что содержит: Бензин неизвестного качества, двухтактное масло.

+ Он горит.
— Экстремально загрязняет горелку жирным нагаром.

Просто не надо его использовать. Точка.

Для владельцев MSR этц. … я промолчу.

НЕФРАС 50/170, НЕФРАС-70/85, НЕФРАС 70/95, стабильный газовый бензин, газолин в русском смысле, петролейные эфиры.

Используются для экстракции масел из семян и в некоторых техпроцессах.

Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения от 50 до 100 градусов.

Где встречается: Хозмаги, торговцы химреактивами.

Очень коварное топливо. Низкая температура кипения в горячем безнасосном примусе может привести к внезапному и скачкообразному росту давления с … даже не «сработкой», а прямо «отстрелом» предохранительного клапана. И с огнеметной струей пламени в подарок.

+ Очень чистое топливо
+ Не коптит
— Рано или поздно приведет к пожару.

Для владельцев MSR и омнифуел. Забавно, но у шланговых горелок этой проблемы нет. Горелка не перегревает бак и давление там определяется только накачкой насосом. А вот монолитный Колеман и Хайкер могут и не выдержать.

Для паяльных ламп. В ПРИНЦИПЕ, лампа — устройство довольно холодное, так что может и не рвануть — но вы действительно хотите это проверять?

Газовый конденсат.

По сути, легкий бензин.

Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения от 50 до 100 градусов, ароматические углеводороды.

Где водится: В краях газоконденсатных месторождений, у торговцев химреактивами, можно слить из пропанового баллона.

Это такой вонючий газолин неопределенной стабильности и очистки. Нестабильный может выглядет «газированным». Тем не менее, в горелке он работает, как грязная версия газолина и точно так же может сработать предохранительный клапан.

+ Он горит
— Рано или поздно приведет к пожару.
— Может загрязнять горелку
— Неприятный запах.

Для владельцев MSR. Пожалейте аппарат. Не отмоете же!

Чистый гексан.

Еще одно топливо советских туристов-разрядников. Если Гептан был самым чистым аналогом «калоши», то это — самый чистый аналог легкокипящего газолина/экстракционного бензина.

Что содержит: Гексан.

+ Очень чистое топливо
+ Не коптит
— Рано или поздно приведет к пожару.

Для владельцев MSR. Просто очень хороший легкий бензин. А колман опять стоит и боится пожара..

Суррогатный бензин.

Альтернативное топливо для наглухо отмороженных водителей.

Что содержит: прямогонный или риформинговый бензин, стабильный газовый бензин, газовый конденсат, бензол, толуол, ксилол, спирт, нафталин, ацетон, ферроцен, марганец, свинец и еще легион лысых чертей на сдачу.

Конкретная рецептура ограничивается только фантазией автора и доступными ему химикатами. Иронично, но отдельные рецептуры могут быть вполне приличными или хотя бы аварийно-допустимыми, но вот угадать, что же там намешали в большинстве случаев невозможно.

+ В некоторых местах дешевле говна.
— Непредсказуемый результат использования.
— Загрязнение горелки
— Токсичность
— Возможность пожара
— Возможность повреждения прокладок и металла горелки

Для владельцев MSR. Вы с ума сошли?

Здесь придется снова отвлечься для исторически-культурной справки. Постсоветские водители довольно четко отличают «гитлеровский» угольный суррогатный бензин и современную «бодягу» — по крайней мере, на культурном уровне. Но при этом в большинстве своем уверены, что лично встречались с обоими вариантами:) Хохма здесь в том, что среди постсоветского эрзац-бензина есть такая штука, как «коксохимический бензин» из угля. Это прямогонная или газоконденсатная основа, смешанная с отходами коксохима в виде бензола-толуола-ксилола — для поднятия октанового числа. У нас эти отходы называют КМТА или просто «мулькой»; в Европе — Benzoline.

Нужно ли объяснять, что эрзац-бензин из угля по реакции фишера-тропша и коксохимическая «мулька» — это даже не родственники. И простой Уасилий мог увидеть «угольный» бензин только если вдруг у него открылся портал в погреб, где прадед сныкал пару «джеррикенов» слитого с застрявшего на местном шоссе «тигера». Или же его отец ихтамнетился в южных и жарких местах, притащил оттуда пару джерриков в виде сувенира — и спился, не успев залить их содержимое в свою ласточку. Зато на коксохимическом он вполне мог покататься.

Несмотря на то, что бензоторговцы наперебой уверяют, что отличить некачественный бензин по запаху невозможно — опытные водители вполне могут понюхать бензин, особенно на сомнительной колонке. Почти половина перечисленных добавок имеют запах, нехарактерный для бензина. А опытный продавец — сразу расскажет, чем бодяжил потому, что монтажка — штука ультимативная.

Бензол, толуол, ацетон и прочие растворители, Benzoline.

Где водится: Хозмаги.

+ широко доступны, особенно смешанные.
— Повреждает горелку
— Токсичны как сами по себе, так и продукты сгорания.
— Горелка на них не работает.

Да, снова вопросы обогащения и обеднения. Переобеднения, точнее. И снова примус на них не пойдет. Оно и к лучшему. Вещества едкие и злобные. Да, Родоначальники в виде 33 Ювеля и 71 примуса могли и на таком работать, но у них резинок не было:)

Для владельцев MSR. У вас горелка лишняя?

Нитрометан.


Топливо для рекордных моторов.

Где встречается: Спецмагазины.

+ Очень мощное топливо.
— Нитрометан в бак льют только педики.

Все безнасосные примусы создавались в до-политкорректную эпоху и такого топлива не приемлют из этических соображений.

Вроде бы, все. Gas, grass or ass — and nobody eats for free. engineering-ru.livejournal.com

Добавить комментарий