Поиск

«The Fantastic»: артхаус-подкаст


Земли, на которых пятьсот лет назад жили люди с песьими головами, за столетия прогресса никуда не делись. Но теперь в этих дивных краях расстреливают людей из зениток и минометов или скармливают собакам. А самих собак отбирают у граждан и передают в рестораны. Фейки о Северной Корее появляются регулярно и, учитывая закрытость и экзотичность страны, будут возникать еще много лет. Также, другой/чужой — это всегда возможность посмотреть на себя со стороны. На фестивале ДОКер-2020 показали фильм «The Fantastic», в котором сбежавшие из Северной Кореи люди рассказывали про свой опыт просмотра западных фильмов.

Фильм, созданный при участии Южной Кореи из интервью перебежчиков со стороны идеологического противника автоматически означает, что к любой изложенной в нем информации стоит относиться очень осторожно — ее достоверность может быть нулевой. Но сама манера подачи материала несколько ограничивает возможности манипуляции — «The Fantastic», фактически, подкаст, аудиозапись интервью эмигрантов. Видеоряд представляет собой статические пейзажи, иногда с цифровой обработкой, выглядит как экспериментальное кино и концептуален до потери месседжа. Интервьюируемые рассказывают про свой опыт, и из их слов вдруг начинают возникать узнаваемые образы, вызывающие ощущение правдивости повествования.

Дело в том, что опыт северокорейцев, посмотревших контрабандные фильмы, вызывает стойкие ассоциации с нашим недавним прошлым, когда в 80-х и 90-х на еще недавно закрытый советский рынок хлынул поток западного кино. Описываются очень узнаваемые ситуации, когда случайный фильм воспринимался как откровение, просто потому что отличался от ежедневного контента. Вообще, в закрытом тоталитарном обществе человек живет в условиях нехватки информации, а мы находимся в ситуации ее переизбытка. И переход из одного состояния в другое не может даться легко — далеко не у всех получается выработать навыки восприятия мутного информационного потока и работы с ним.

Лично меня больше всего зацепил рассказ человека, который, посмотрев «2012», сделал вывод «взрывающиеся горы — это фантастика, а вот семейные пикники у всех — это правда, я умею отличать выдумку от реальности». Расскажи такому про сегодняшние проблемы западного общества, пока сам не увидит, не поверит. Образ «у каждого дом с лужайкой и выезд на пикник по выходным» кажется правдивее любой статистики или репортажей «Международной панорамы». Это уже потом, посмотрев сотни и тысячи фильмов, обращаешь внимание на совершенно не парадный Запад без глянца в, например, «Ночи на Земле» Джармуша. При всей своей несвоевременности, мысль весьма поучительная.

Благодарю администрацию Живого журнала за возможность ознакомиться с картиной.

Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

attentioneer.jpg
lozga.livejournal.com

Добавить комментарий