Поиск

2. Примусологическое-безнасосное. Устройство и обращение.


«В нем всего две-три подвижные части!» — радостно сообщают нам многочисленные обзорщики. Не то, чтобы они были неправы — это всего лишь означает, что все остальные детали неподвижны! Но их все равно немало.

Устройство
Это конструкция советского ПТ-2 и взрыв-схема Свеи 123r. По большому счету, отличий в устройстве нет, так что можно изучать анатомию на обоих одновременно.

Обычно принято рассматривать сверху вниз и слева направо. Но мы пойдем снизу вверх.
С бензобака. Это который под номером 14. Обычно бензобак изготавливается из довольно толстой латуни или стали и способен выдержать весьма приличное давление. Скажем так,давление пропан-бутана может гулять в пределах 4-10 атмосфер, а стенки дихлофосного баллона не в пример тоньше. Конструкция бачка не позволяет без специальных хитростей залить полный бак бензина — там всегда останется немного воздуха. Не для того, чтобы создавать давление; нагретый бензин и так попрет в горелку — но жидкость несжимаема и если не будет газовой подушки, то бензин немедленно выйдет из бака и через предохранительный клапан. В общем, инженеры не дадут вам переполнить бак при заправке и не стоит пытаться их перехитрить.

Бак закрыт крышкой 12 (2044) с прокладкой 2078 и предохранительным клапаном. Устройства контролируемого разрушения бака как-то не прижились:) Клапан обычно настроен на 3 атмосферы. Примерно:) Реально сработка клапана зависит и от жесткости и усталости пружины, и от адгезии… в смысле, силы прилипания клапана к пробке — но примерно три очка там будет.

В бензин опущен Фитиль под номером 17 и 2226. Примус, как сказано в википедии, «бесфитильный нагревательный прибор«, так что фитиль инженерам пришлось тщательно спрятать, а в советском примусе стыдливо обозвать «фильтром«. Тем не менее, «фильтр» по-прежнему выглядит, как фитиль. Зачем он? Ну, одну задачу советские инженеры определили верно. Это действительно очень неплохой фильтр для топлива, но не только. Это еще и важная часть того, что здесь считается испарителем-парогенератором. Это отдельно не указано, но в трубке горелки фитиль обмотан мелкой медной сеткой. Вместе с частью горелки, в которую он вставлен, он работает, как испаритель. В-третьих, он работает и как ограничитель потока топлива (не то, чтобы кто-то встречал «обратный удар» в примусе, но все же…:) Некоторые уверены, что он действительно работает еще и как фитиль — но как только топлива становится чуть ниже трубки, фитиль почему-то «работать» перестает и в горелку идет воздух с парами бензина а пламя обедняется до погасания. Может быть, что-то и по фитилю поднимается, но делу это не помогает. В любом случае, он нужен.

Дальше пары бензина поднимаются по трубке к игольчатому крану 8 (2183) регулировки огня. Это и есть первая из подвижных деталей горелки, причем, исключительно надежная. Даже в тщательно ушатанных образцах сам кран чаще всего исправен. На кране есть зубчатое колесико, в горелке соединенное с рейкой иглы прочистки 7 (2458). Открывание крана одновременно выдвигает иглу прочистки (а она и будет второй подвижной деталью). Через примерно пол-оборота крана игла выдвинется полностью и вытолкнет мусор и нагар из форсунки. Чтобы бензин не вытек прямо по штоку крана, за зубчатым колесиком ставится уплотнение 9 (2094) и зажимается гайкой 10 (2194). Это «уплотнение» должно выдерживать высокую температуру градусов так 250-300, так что его делают из графита, асбографита, специальных полимеров — или, как в старые добрые времена, наматывают из асбошнура, тщательно вымазанного в графите.

Последний рывок! После крана бензин в раскаленной горелке удерживает только Жиклер 5 (2508). Также известен, как «форсунка«, «капсюль» и «пистон«. Да, именно тот «пистон«, который «вставляют«. Изначально выражение означало именно «заменить раздолбанный жиклер в коптящем примусе так, чтобы примус снова работал, как новый«. Выглядит он как латунная заглушка с отверстием примерно в 0,3 мм посередине. «Примерно» потому, что со временем отверстие растирается иглой, а при ремонте никто точный калибр не выдерживает (шоб вы видели тот ремонт!).

Прорвавшись сквозь жиклер, струя паров бензина попадает в колокольчик 3 (2171) горелки, подсасывая воздух через прорезанные в нем щели, и ударяется о тарелочку рассекателя 4 (2174). Если примус разожжен, то под тарелочкой происходит турбулентное перемешивание и воспламенение бензина с характерным громким звуком. Тарелочка эта, несмотря на неброский вид, является второй по важности частью горелки. Именно она определяет, будет ли пламя нормальным (в техническом смысле), богатым или бедным. В норме тарелочка должна стоять на уровне краев колокольчика. Опускание ее вниз — обогащает пламя; подъем вверх — обедняет.
Ну а дальше — вокруг тарелочки и на волю!

Все вместе это будет «Шумная прямоточная горелка«. Как видно, трубочки парогенератора, знакомой по горелкам MSR и Колман здесь нет. А раз нет трубочки, то и забиваться нечему! 4-8 мм условного прохода загадить намного сложнее, чем 1-2, правда же? Но за все нужно платить; за надежность и простоту — тоже. Прямоточные горелки требуют больше топлива на разогрев, их сложнее сделать мультитопливными и вообще они довольно тяжелые. Что хуже, шумная прямоточная горелка имеет крайне убогие способности к смесеобразованию. Потому и «шумная», кстати. Перемешивание бензина с воздухом происходит одновременно с горением; горение идет микровзрывами, вызывающими шум. В бесшумной головке или в газовой конфорке смесеобразование и горение разнесены и работают они сравнительно тихо.

Для «Смерти туриста» все в целом аналогично, разве что трубка к горелке длиннее и на бачке есть еще одна подвижная деталь — Экран 2080.

Обращение.
Собственно говоря, с примусом вполне справляется даже кот, даром, что у него лапки. А значит, дееспособный человек тоже сможет.
Здесь и далее речь идет об исправном примусе в безветренную теплую погоду и с рекомендуемым топливом в баке.
Если коротко, то примерно так:

Или так:

А теперь — как это выглядит на моей практике:

В инструкции указано, что перед розжигом следует прочистить горелку иглой. Инструкция, конечно, святое дело, но писалась она во времена, когда в примусы заправляли низкосортный автобензин. На нефрасе и даже качественном автобензине необходимости в регулярных прочистках нет. Впрочем, о топливе — в следующем посте.

Итак, открываем пробку и смотрим в бак — как там бензин? Спичкой подсвечивать не нужно, но пробку стоит открыть, даже если разжигать приходится в темноте, а бензин в баке точно есть. Если нужно, дозаправляем примус и закрываем бак.

Вот здесь владельцы «свеи» с матюками снимают кожух, чтобы добраться до пробки. Для них есть лайфхак — открыть кран и подождать, пока не перестанет шипеть. В общем-то, это как раз время для закидывания затравочного топлива под горелку:) После этого закрыть кран!

Зачем это надо? При остывании в примусе образуется отрицательное давление и если его не уравнять с внешним, то разжигаться он будет… неохотно.

Теперь заливаем в блюдечко (выемку на баке) спирт, бензин или кладем 1/6 — 1/8 таблетки сухого спирта. Владельцы свеи уже успели поставить кожух? Снимаем и кладем затравку!

// Гексамин (сухой спирт) ОЧЕНЬ гигроскопичен и способен намокнуть даже в Долине Смерти. Сырой «сухой спирт» горит, но с треском и взрывами, разбрасывающими горящие осколки. Крайне пожарооопасно, особенно, если это оказалось неожиданностью.

//В старом руководстве говорилось, что розжиг спиртом приводит к быстрому прогорани горелки. Правда, это относилось к керосиновой головке, но, замечу, что пятна окисленного металла спирт оставляет заметные. Мое скромное мнение говорит, что спиртом удобнее разжигать в помещении; для открытого воздуха лучше сухарь или бензин. На улице спирт неудобен: он горит бесцветным пламенем и его теплоты на прогрев горелки часто не хватает. Поэтому походный пизирек с денатурой лучше заменить на дополнительный бензин — он полезнее.

//Если сухой спирт горит необычно ярким и сильным пламенем, а таблетка имеет дырочку посередине — ЭТО НЕ СУХОЙ СПИРТ! Избавьтесь от него по-тихому.

//»Оффициальные» руководства говорят, что можно просто нагреть бак теплом рук и выдоить так каплю бензина для затравки. Не знаю, в полевых условиях у меня это не получалось ни разу и вообще получилось только когда примус случайно оказался напротив выхлопного отверстия ноутбука. В общем, в этой магии я смысла не вижу.

Снова лайфхак. Спирт, денатурат или бензин можно налить прямо сверху через блюдечко горелки. Это немного увеличит потери и шансы облить примус топливом — но не похрен ли?

На «Смерти туриста» поднимаем экран на баке.

Поджигаем спичкой. Если ветер сдувает спичку, сразу переходим к «розжигу в сложных погодных условиях»; не надо геройствовать, все равно пожалеете. В общем, поджигаем, если получается. Когда топливо почти прогорит, приоткрываем кран против часовой стрелки. Примус кашляет, пыхает и заводится. Если нет — поджигаем спичкой. Еще минута — и он выйдет на полную мощность. Все.

На «Смерти туриста» регулируем положение экрана. Если посуда узкая — опускаем. Если широкая и пламя прижимается к бензобаку — ставим экран между баком и пламенем. Все просто и никаких смертей!

Розжиг в сложных погодных условиях.
Итак, сдуло спичку, зажигалку, сухой спирт и ширмочку-ветрозащиту за 49,99$, вокруг пляшут пыльные дьяволы, в баке что-то слитое из проезжающего жигуля — а обед по расписанию остается все равно.

Сразу закидываем четверть таблетки сухаря (ломаем и раскладываем по блюдечку) под парогенератор. Это место, где трубочка к конфорке меняет свою форму. И поверх, прямо через рассекатель горелки заливаем бензином. Никакого спирта, бензин — он горит жарче. Часть его неизбежно прольется в кожух или на бак, часть затечет под бак. Главное, чтобы эта часть была меньше той, что в блюдечке. Поджигаем! Бензин вспыхивает чадным пламенем, бензобак в огне, все горит — выглядит страшно, но на ветру бензин прогорит быстрее, чем успеет что-нибудь перегреть. Когда сухой спирт почти прогорит(станет маленьким и пушистым) — да, открываем кран и наслаждаемся пыхающим и кашляющим пламенем. Когда спирт прогорит полностью — примус будет работать.

Можно, конечно, разогревать головку газовой горелкой — но это неспортивно.

В конце готовки нужно закрыть кран поворотом по часовой стрелке. Вообще вся регулировка пламени — это четверть оборота ключа против часовой стрелки. Дальше игла начинает перекрывать жиклер. Но регулировка пламени «на иглу» вредна для примуса. В лучшем случае вы быстро раздолбаете жиклер и сожжете иглу. В худшем — игла заклинит в жиклере. Так что четверть оборота против часовой для открытия и четверть по часовой для закрытия.
После остывания можно дозаправить горелку. Я предпочитаю заправлять после готовки — при заправке примус неизбежно будет облит бензином, и если заправлять перед розжигом — у вас останутся незабываемые впечатления.

Малое дао примусологии или текущие проблемы.
Это FAQ по мелким проблемам, не требующим квалифицированного вмешательства и появляющиеся на изначально исправно работающей технике. То есть «Вчера все было нормально, а сегодня я заметил…» Некоторые вопросы покажутся глупыми и наивными, но за каждым из них стоят попытки чинить то, что еще не сломалось:)

«Вчера все было нормально, а сегодня я заметил…«

— Пламя синее, но имеет тускло-оранжевый оттенок. Это обогащение?
— Нет, это горит нагар. Если не верите, погасите примус и тут же зажгите горелку снова — пламя станет синим. Тусклый оранжевый оттенок появится с разогревом колокольчика. Не мешайте технике работать!

— Яркий оранжевый язычок пламени тянется от горелки. Это обогащение?
— Это горит крупный кусок нагара. Не мешайте технике работать!

— Яркий оранжевый язычок на одном из концов синего пламени. Это обогащение, точно!
— И да и нет. Это действительно обогащение, но локальное. «Шумная» горелка в смесеобразование не умеет, так что любой перекос струи, рассекателя, изменения давления и т.п. приводит к ухудшению смесеобразования. В общем-то это как пришло, так и уйдет и чинить тут нечего. Но если раздражает, можно прочистить форсунку иглой, повернув кран до упора влево (или воспользоваться внешней иглой), и покрутить рассекатель. Чистить горелку иглой лучше «на холодную»; при чистке на ходу форсунка раздалбывается быстрее; не то, чтобы это было проблемой, но понимать стоит.

— На малом огне в пламени появляются оранжевые вспышки. Это опять не обогащение?
— И да, и нет. На малом огне скорость струи паров бензина недостаточна для подсасывания нужного объема воздуха, а смесеобразование ухудшено из-за слабого пламени. В общем, не мешайте технике работать! Впрочем, если вам приходится постоянно греть именно на малом газе, можно слегка обеднить смесь, приподняв рассекатель над колокольчиком.

— В пламени летят искры, как от болгарки!
— Это горят сорванные кусочки нагара. Не мешайте технике работать!

— Синее пламя окружено ярко-оранжевыми язычками. Это обогащение!
— Да, вот это — оно самое. Но еще раз вспомните, не меняли ли вы топливо? И давно ли использовали примус? Если «вчера на этом же бензине все было нормально» — дожигайте бак, перезаправьте и пользуйтесь дальше. Сразу регулировать не нужно потому, что даже идеально настроенная горелка в один прекрасный момент может начать богатить (беднить) — и перестать уже на следующем розжиге. Ну вот сложилось так давление, температура, состав топлива и расход, что пламя обогатилось. Если же пламя остается богатым бак-другой спустя — ну что же, приподнимите рассекатель над колокольчиком. Это обеднит смесь. Если не помогает — замените форсунку или покажите горелку примусологу — он все починит.

— Ослепительно оранжевое пламя без признаков синего! Регулировки не помогают!
— И не помогут. Вы залили керосин или уайт-спирит. Замените на бензин и больше так не делайте.

— В горелке голубое пламя, но лепестки ослепительно-желтые!
— Как море? Вы помыли горелку соленой водой. Это натрий окрашивает пламя.

— Пламя имеет зеленоватый оттенок! Это что?
— Это вода в топливе. Вы дозаправили примус спиртом или самогоном. Вода растворяет медь горелки, а медь дает зеленый цвет.

— Пламя бирюзовое-пурпурное-фиолетовое-янепонимаюкакое!
— Чем заправили, тем и окрасило!

— Пламя тускло-синее, рваное и постоянно схлопывается. Это обеднение?
— Технически да. Но скорее всего, заканчивается бензин в баке и в горелку идут пары с воздухом из этого самого бака. Остудите примус и дозаправьте.

— Пламя тускло-синее, рваное и постоянно схлопывается. Бак полный. Это обеднение?
— Вы заправили примус спиртом, самогоном или еще каким-то растворителем. Замените на бензин.

— Пламя тускло-синее, рваное и постоянно схлопывается. Бак полнон бензина. Это обеднение?
— Прочистите форсунку иглой и не мешайте технике работать.

— Пламя сильное, ярко-голубые дуги вырываются вокруг рассекателя, горелка сильно шумит хлопающим шумом, в пламени видны пробегающие полоски. Это что?
— Вот это и есть обеднение:)! Впрочем, все по-прежнему — прочистите форсунку и не мешайте технике работать. На следующем баке ситуация может и измениться. Если же горелка беднит постоянно — ну опустите рассекатель немного ниже. Это обогатит смесь.

— Пламя неправильной формы. Некрасиво.
— Если «вчера все было нормально» — прочистите форсунку и посмотрите, не перекошен ли рассекатель. И не мешайте технике работать. В крайнем случае, отдайте примусологу — он все починит.

— Примус пыхает огнем.
— Горелка недостаточно разогрета.

— Примус пыхает огнем, но горелка разогрета.
— Я же сказал, недостаточно! Возможно, вы используете изначально тяжелый бензин или он потяжелел от старости — в общем, температуры горелки не хватает для его испарения. На автомобильном бензине, например, объем затравки нужно удвоить.

— Примус не зажигается, хотя горелка разогрета. Бак полон.
— Полон бензина, я надеюсь?:) Послушайте, шипит ли струя при открывании крана. Если шипит, но не загорается — в баке не бензин. Если не шипит — прочистите форсунку. Если и с чистой форсункой не шипит — остудите примус, откройте кран и переверните примус горелкой вниз. Если бензин потек — замените прокладки в крышке бака. Они прохудились и давление не поднимается. Если бензин так и не потек — забился топливопровод. Это к примусологу, он все починит.

— На крышке бака появилось пламя!
— Это сработал предохранительный клапан. Вы перегрели примус. Остудите его. Если клапан срабатывает постоянно или явных причин для перегрева нет — разберите крышку и растяните пружину клапана. В безнадежной ситуации можно положить мокрую тряпку на бак. Еще причина может быть в слишком легкокипящем топливе. Подумайте об этом, пока я буду писать пост.

— Возле крана появилось пламя!
— Износилась прокладка крана. Инструментом из принадлежности к примусу немного подтяните гайку крана по часовой стрелке. Если не помогло — отдайте примусологу, он все починит.
engineering-ru.livejournal.com

Добавить комментарий