Поиск

Журнал «Жар-птица»


Литературно-художественный журнал «Жар-Птица» в течение пяти лет (с 1921 по 1926 год) выходил в Берлине.
«Русских собралось такое количество, что ходил анекдот о немце, который повесился, отчаявшись услышать хоть слово на родном языке. Русские издательства, журналы, газеты, общества закрывались и открывались, эмигранты свободно общались с советскими гражданами и даже публиковались в одних и тех же изданиях».

В круг авторов «Жар-Птицы» входили Константин Бальмонт, Леонид Андреев, Надежда Тэффи, Борис Пильняк, Алексей Ремизов, Владимир Набоков (под псевдонимом В. Сирин), Владислав Ходасевич, Иван Соколов-Микитов и ещё целый ряд литераторов. Печатались обзоры и рецензии критиков. Отдел хроники регулярно отчитывался о театральных премьерах и вернисажах. Обложки оформляли Иван Билибин, Борис Кустодиев, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Борис Григорьев и другие известные художники. Тираж — около 300 экземпляров.

Финансировал Александр Коган — владелец берлинского издательства «Русское искусство». Редактором художественного отдела «Жар-Птицы» стал искусствовед, летописец петербургской неоклассики Георгий Лукомский.

Литературным отделом заведовал поэт Саша Чёрный:
Качается пристань на бледной Крестовке,
Налево — Елагинский мост.
Вдоль тусклой воды серебрятся подковки,
А небо — как тихий погост…

Как писал «красный граф» Алексей Толстой: «Перед гибелью Российской империи искусство было одним воплем смертельной тоски. В живописи — изысканность, сладострастие формы; в поэзии — белая дама; в романе — проповедь самоубийства; в музыке — наиболее ясновидящем из искусств, — пылающий хаос. Век был изжит».

Александр Дроздов: «Небо ровное, цвета осенней конопли… фонари теряют силу. Горит шапка Христа Спасителя. Скоро солнце зажжет ослепшие окна; уже тенькает на Арбате трамвай. У Иверской чисто глаза детские, светятся свечи болеющих духом, обиженных, мятущихся».


Борис Зайцев: «Дом поповский, жизнь поповская, сам поп… Мы за столом запиваем чай со сливками лепешками. Кот приходит. Дети за перегородкой. Образа слабо золотят в уголке. Так тихо, так все благозвучно, светло, мирно. Точно озеро безмолвия и чистоты. Многое сожжено, попалено; как в видимости, так и в душе. Но мы живём. И мы за что-то заплатили: за свои неправды, за прошедшее. Меч Немезиды многое сразил. Но всё-таки живем. И даже чай пьем на террасе маленького дома и обедаем в дни тёплые».

«В 1900-е годы книги приобрели черты сходства с альманахами начала минувшего века. Обложки, виньетки, шрифты, — всё стало отдавать александровской старинкой. Иначе говоря, русский книжный „модерн“ как-то сам собой облёкся в прадедовский наряд».

Огромную роль в популярности издания сыграло его оформление. Алексей Толстой с видимым удовольствием погружается в мир дворянских усадеб и балаганов Судейкина. Марк Алданов следует взглядом за парящими в пространстве персонажами Шагала. Заворожен григорьевскими ликами Сергей Маковский: «Россия Бориса Григорьева — не святая Русь Нестерова; не чеховско-левитановская, в лёгкой дымке, как будто сквозь слезы смотришь на нее. Григорьев писал Рассею, исконную, черноземную. У него и краски бурые, цвета земли. И лица — похожи на ландшафты… все в рытвинах, морщинах, трещинах».

«Самый живописный — Бенуа. Он переносит в книгу кудреватую манеру своих набросков… Добужинский довёл технику книжной надписи и виньетки до предельной чёткости узора. Новая русская книга художнику Лансере, прежде всего, обязана изысканностями заглавных шрифтов и затейливых концовок».

В 1922 году в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина по постановлению Совнаркома был организован отдел специального хранения литературы, предназначенный для «неправильных» изданий — религиозных, антибольшевистских, антисоветских. Недоступные читателям, они всё же спаслись от физического уничтожения. В 1988 году спецхран прекратил существование, и всё сокрытое в его недрах поступило в библиотечные фонды. В 1991 году в РГБ появился отдел литературы русского зарубежья, где можно познакомиться и с уникальным собранием эмигрантской периодики. В двадцатые годы одним из самых ярких её образцов стал журнал «Жар-Птица».



Хорошего чтения!)
picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий