Поиск

LET IT DOK! — Смартфоны, VR, андроиды и YouTube


Подозреваю, что всерьез бояться восстания машин может только гуманитарий. Технарь, непосредственно работающий с механизмами, программами или даже страшным и таинственным искусственным интеллектом, знает, насколько это хрупкие и зависящие от нас вещи. Но и взгляд со стороны нужен, а то технари начнут петь панегирики своим машинам в стиле незабвенных Адептус Механикус и закатают ненароком планету в железобетон. Так что конкурсную программу документальных фильмов по информационным технологиям фестиваля ДОКер-2020 я стал смотреть сразу после безуспешных поисков звезды Ализеф. Наиболее интересными мне показались четыре фильма: «Пандемия», «Бинарное мышление», «Роболав» и «100 миллионов просмотров».


Кадр фильма «Роболав»

Пандемия

Четырехминутный ролик «Пандемия» можно было бы сократить до одной картинки, например, вот этой. По мнению греческого режиссера Янниса Билириса, живущего и работающего в Гонконге, смартфон — это болезнь. Лучше всего эту неизящную мысль разрушила моя жена, сказав: «Было бы интересней, если бы вместо квадратиков из пикселей режиссер показал то, чем эти люди занимаются в данный момент. Кто читает, кто общается, а кто действительно зря тратит время, компульсивно обновляя бесконечную ленту». Вот это уже было бы материалом для размышления, насколько человечество изменилось, обзаведясь смартфонами. А лично я по окончании картины задумался о том, что, когда появятся носимые компьютеры, устанавливающиеся прямо в тело и интегрирующиеся с органами чувств, я бы себе такой обязательно имплантировал.

Бинарное мышление

А вот «Бинарному мышлению», на мой взгляд, не хватило хронометража. Мысль о том, что компьютеры требуют от людей думать по-другому, и, возможно, эта инфосфера (от картинок до логики игровых миров) не особо полезна для нашего мозга, интересна, но хотелось бы послушать об этом больше и не так однобоко. Что радует, режиссер Питер Бергер отправился к настоящим ученым, разве что Уильям Сотфки вызвал у меня определенные подозрения тем, что он аннотирован как писатель со степенью PhD. Но это действительно биофизик, работающий на стыке нейрофизиологии и компьютеров, с профильными и цитируемыми публикациями, а также опытом работы в ИТ-стартапах. Так что просто отмахнуться от его слов о том, что нашему мозгу нужны фрактальные объекты, которые отсутствуют в компьютерном мире, не получится. Но вот с общей мрачной тональностью фильма о «компьютерах, колонизирующих наши мозги», и в особенности с прозвучавшей в финале фразой «если мы нуждаемся в машинах, которые учат нас быть людьми, то это совершенно ненормальный мир» я не могу согласиться. Потому что, например, идеальный учитель — это компьютер. Только он может впитать в себя знания миллионов педагогов и опыт тысяч лет обучения, только он сможет собирать достаточно данных, чтобы понять, когда ты устал, а когда ленишься, понять твои склонности и черты характера и будет уделять тебе внимания больше, чем любой живой человек.

Роболав

В фильме «Роболав» не получится найти какую-либо центральную идею. Это неспешный рассказ о людях, которые занимаются андроидами — человекоподобными роботами. Несмотря на спокойствие и неспешность, рассказ интересный. Лично я не уверен, что в случае киборгизации или переноса сознания в компьютер нам потребуется именно человеческое тело, потому что мы прекрасно знаем его ограничения. Почему бы мне не состоять из спутника, батискафа, шагохода о шести лапах и парочки серверов в подземных бункерах? Возможно, лет через сто старания сегодняшних андроидостроителей будут восприниматься как курьез, но это не делает их работу бессмысленной. К тому же человекоподобный робот неизбежно является своеобразным зеркалом, задающим вопрос, что такое человек, а подобная рефлексия полезна всегда. В общем, рекомендую.

100 миллионов просмотров

У меня сложилось четкое ощущение, что автор, израильтянин Итамар Роуз, легко смог бы собрать желанную сотню миллионов просмотров. Потому что фильм прост для восприятия, ярок, нагляден и полон юмора, местами очень едкого и неполиткорректного, подобные ролики отрывали бы с руками. Итамар рассказывает о том, как пытался стать популярным на YouTube. Но фокус со временем смещается от популярности к заработку на платформе, а финал посвящен политике, проводимой корпорацией. Возможно, именно в нонконформизме? маргинальности? контркультурности? заключается ответ, почему безусловно талантливый Итамар не достиг своей мечты стать звездой YouTube. Он без вопросов верит хакерам (точнее это черные SEO YouTube) и переходит к тому, как у каналов начинают удалять сомнительные видео и срезают монетизацию. Проблема, к сожалению, вполне реальна — социальные сети, являясь частными компаниями, проводят определенную политику, могут творить и творят вещи, которые нельзя назвать справедливыми. Но все-таки мрачный финал фильма, на мой взгляд, больше говорит о самом Итамаре — примеры успешных блогеров, в том числе и политических, скорее спорят с ним, чем соглашаются. YouTube, да и интернет в целом, наоборот, расширили возможность и высказать свое мнение, наглядным примером чему является неистребимый антинаучный треш плоскоземельцев и прочих конспирологов, и заработать на этом деньги. В целом же, несмотря на высказанное несогласие, я очень рекомендую посмотреть этот фильм — он и познавателен, и интересен, и забавен.

Благодарю администрацию Живого журнала за возможность ознакомиться с картинами.

Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

attentioneer.jpg
lozga.livejournal.com

Добавить комментарий