Поиск

Архетипы


На следующей неделе у нас запланировано обсуждение книги Дж. Ш. Болен «Богини в каждой женщине».
Поскольку там упоминаются юнговские архетипы, стоит рассмотреть это понятие заранее, чтобы не пришлось перегружать пост.

Архетипом в аналитической психологии называют структурный элемент коллективного бессознательного (от древнегреческого «первообраз, оригинал, подлинник, образец»). Этот термин ввёл в психологию Карл Густав Юнг. С тех пор значение, в котором оно сейчас употребляется в разговорах на околопсихологические темы, довольно далеко ушло от понятия, которое имел в виду Юнг.

Говоря о человеческой психике, мы легко оперируем понятиями «сознание» и «бессознательное». Но что мы понимаем под «бессознательным»? Обычно мы подразумеваем некий личный опыт человека, полученный в раннем возрасте и потому воспринятый и усвоенный неосознанно, либо вытесненный и забытый по тем или иным причинам (чаще всего травматическим).

Юнг считал, что индивидуальное (личное) бессознательное является лишь поверхностным слоем, под которым покоится гораздо более мощное, обширное и глубокое «коллективное бессознательное», врождённое и общее для всех людей. Оно содержит базовые психические паттерны, которые он и назвал архетипами.

Эти самые архетипы очень сложно сколько-нибудь наглядно описать, потому что они представляют собой нечто предельно абстрактное и неопределённое. Это не какие-то конкретные образы, а некие изначальные формы, непознаваемые и неосознаваемые в принципе «вещи в себе», которые мы можем воспринимать только опосредовано, через проявления в виде образов и символов, появляющихся в мифах, сновидениях, сказках и имеющих мощный эмоциональный заряд.

Вот эти-то образы и символы мы обычно и называем в обиходе архетипами, когда говорим об «архетипе героя», «архетипе матери» или «архетипе врага» и т. д. Количество и содержание этих образов неопределимо, поэтому их можно выделять и классифицировать самыми различными способами, и это необыкновенно увлекательное занятие, хотя все эти классификации будут лишь гипотетическими.

У каждого человека архетипические образы наполняются своим собственным содержанием, зависящим от его культурного бэкграунда и личного опыта. А самое интересное и важное во всей этой истории с архетипами то, что они способны доминировать над сознанием, управляя реакциями и поведением человека незаметно и неосознанно для него самого. Скажем, когда кто-то влюблён, он проецирует на предмет своей любви содержание сложившегося у него соответствующего архетипического образа, независимо от реальных качеств конкретного человека. А когда мы с кем-то враждуем, мы захвачены архетипическим образом врага, и ненависть, которую мы испытываем, может дойти до степени, не объяснимой никакими рациональными способами.

В разные периоды жизни и в различных ситуациях активизируются разные архетипы, но у каждого человека есть «любимые» архетипические образы, которые определяют его склонности, поведение и жизненные выборы. Таким образом создаётся и действует то, что можно назвать жизненным сценарием. Изменить или подкорректировать свой ограничивающий сценарий можно через осознание и понимание содержания соответствующего архетипа (вернее, архетипического образа). Этот подход используется в некоторых психотерапевтических практиках. ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий