Поиск

Роджер Желязны Хроники Амбера (Пятикнижие Корвина). И не относящиеся к делу рассуждения


Отлично заходят летом всякие фэнтези и приключения. И не только летом. Я в последнее время вообще плохо воспринимаю "классическую" литературу, что нибудь про любовь и эмоциональные переживания. Выскажу свое непрофессиональное мнение, что писательский труд в качестве "инжениринга человеческих душ" исчерпал себя. Писатели так долго и основательно копались в человеческой душе, что это потеряло актуальность трудно сейчас переплюнуть тонны написанной по этому поводу литературы. Второй аргумент в пользу моего, глубоко ошибочного, мнения:темп нашей жизни изменился, и классика начинает устаревать в силу своей неспешности, обстоятельности и зацикленности на проблемах, теряющих актуальность (вспомните, как трудно было читать что-нибудь из XVIII века, вот и великая литература XIX столетия уходит в прошлое). Третий аргумент — мир стоит на пороге серьезных изменений. Цифровая революция, информационное общество и прочие ништяки готовят нам новый, удивительный и страшный мир. Поэтому, на мой взгляд, актуально сейчас предвиденье будущего — научная фантастика, социальные антиутопии и фэнтези как попытка заглянуть в неизведанное и подготовиться к нему.
Но не теряют своего значения великие творения нашего всего Толстоевского. Да, я считаю, что эта парочка не только бла-бла-бла, но и создали новые современные жанры. Достоевский создал форму романа, сотканного из немыслимого переплетения ветвящихся сюжетных линий (и этот жанр сейчас активно осваивает народившийся сериальный кинематограф). Ну а Толстой — он автор первого фэнтези. Хотя "Война и мир" сделана на историческом материале, Толстой создал целый мир, и последующие авторы просто пошли по его пути и лекалам. А я приношу всяческие извинения за свои бредовые мысли, готова терпеть киданье тапками и постараюсь держаться ближе к заявленной теме.
Итак, «Хроники Амбера» Роджера Желязены – это целых десять романов, Пятикнижие Корвина и Пятикнижие Мерлина (я пока прочитала половину). Действие происходит в Амбере (в некоторых переводах – «Янтарное королевство»), в котором безумная семейка из девяти принцев и трех принцесс борется за власть в отсутствие невесть куда пропавшего папаши Оберона. Нужно сказать, что Желязны не плюхает читателя сразу во всякие фэнтезийности – начинается все безобидно, на Земле, где обнаруживается главный герой – Карл Кори (он же – Корвин), с почти полной потерей памяти о том, кто он, откуда, и вообще, какой у него социальный статус. Дальше становится все чудесатее и чудесатее, похоже то ли на древнегерманский пантеон, то ли двор короля Артура, а заканчивается вообще невесть где, у дверей Хаоса, и это весьма странное место. Нужно сказать, что пространство, где это все происходит (сильно сказочный Амбер является центтром этой вселенной, а остальные миры, в том числе наша вполне современная Земля – всего лишь отражениями, Тенями Амбера), сильно напоминает … карманную, или лоскутную, Вселенную с вполне себе энштейновскими отношениями пространства-времени (если это вообще не ветвящиеся миры эвереттовской интерпретации квантовой теории). Почему же стоит читать весь этот бред? Во -первых, потому, что это невероятно интересное действие, с лихо закрученным, непредсказуемым, и в то же время продуманным сюжетом (не случайно я написала о ветвящихся сюжетах Достоевского). Во-вторых, хотя временами повествование сильно смахивает на рыцарский роман, спасает его главный герой, вполне симпатичный, но обладающий здоровой мерой юмора и цинизма (на самом деле – настоящий беспринципный говнюк), постепенно открывающий глаза на себя и понимающий, что помимо борьбы за власть есть вещи гораздо более ценные. В-третьих, по-серьезному, цикл не стоит воспринимать как просто приключения, она сильно замешана на психоанализе юнгианского толка – такой лайт-вариант исследования структуры личности и архетипов сказки (странно, что нет исследований цикла, с этой точки зрения). Ну и, в лучших традициях постмодернизма, цикл является примером метатекста с широким спектром отсылок к литературным источникам европейской, главным образом средневековой, традиции. chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий