Поиск

Паровоз СО17-12 (Тихорецк)


Паровоз «Серго Орджоникидзе» СО17-12 установлен в городе Тихорецке Краснодарского края на привокзальной площади станции Тихорецкая.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет, но есть видеонаблюдение.
Состояние памятника — покрашеное.
Дата съёмки — 05 августа 2020 года.

01.


02. В память о подвигах воинов-железнодорожников в Великой Отечественной войне.
Этот паровоз 10 мая 1945 года прибыл в поверженный Берлин

Рядом есть ещё одна табличка объекта-памятника.


03. Боевой путь паровоза СО17-12 и старшего машиниста Ждановича А.Б.:
Харьков — Полтава — Луганск — Триполь — Донбасс — Днепропетровск — Расшиватка — Орша — Ковель — Варшава — Берлин.
Погуглив названия немного удивился.
Например, не смог найти никаких упоминаний о станции Триполь.
Самое близкое — Триполье оно же Триполье-Днепровское, расположенное под Киевом.
Второй вопрос — станция Расшиватка.
Неподалёку от Тихорецка есть станция с похожим названием, отличающимся на одну букву — Расшеватка.
В обоих случаях на карте и Триполье и Расшеватка относительно других станций расположены не так как изображены на схеме станции Триполь и Расшиватка.
Для меня это загадка.


04. Паровозы СО выпускались в СССР в 1934-1951 годах.
Это тип магистрального товарного паровоза.


05. Тип СО был разработан на основе типа Э для увеличения его мощности и технической скорости.
Осевая формула типа Э (0-5-0) была расширена за счёт добавления бегунковой тележки (став 1-5-0 у СО), что позволило удлинить котёл не увеличивая нагрузку на рельсы (около 17 тонн, что дало индекс СО17).
Котёл большего размера позволял вырабатывать больше пара под бОльшим давлением, что существенно улучшило эксплуатационные параметры нового локомотива.


06. При этом, конструктивно паровоз СО содержал технологические решения аналогичные паровозу Э, что дало возможность начать его выпуск на тех же производственных мощностях без переустройства производства и необходимости какой-либо технической модернизации.
Длина новой машины была больше, чем у типа Э на 700-1100 мм (в зависимости от версии Э) и составляла 12600 мм.


07. Всего было построено 4487 паровозов типа СО и его подтипов.
Установленный здесь СО17-12 принадлежит к самой первой серии паровозов Серго Орджоникидзе.


08. Вместо тендера гора камней.
Такой своеобразный очень длинный «обрубок».
Но это всё же гораздо лучше того, что устроили с паровозом ФДп20 в Брянске.
Хотя утраченый тендер жалко.
Некоторые паровозы типа СО оснащались тендерами-конденсаторами (тип П-11), что существенно снижало их потребность в заправке водой (тип СОК).


09. Колонна НКПС №7.
НКПС = Народный Комиссариат Путей Сообщения (аналог современного Министерства транспорта).
Почему на паровозе номер записан в неправильном формате (лишний дефис между СО и 17) я не знаю.


10. Ленин на дверце дымовой коробки.
Редкая штука.
Обычно эти барельефы теряются во времени.


11. И тяговое и сцепное дышло на этом паровозе отсутствуют.
От них остались только белые пеньки на движущих колёсах.


12. Машина паровоза серии СО имела такие же размеры, как и машина паровоза серии Э (диаметр цилиндров 650 мм, ход поршня 750 мм), но отличалась от неё конструкцией шатуна, спарников и наличием усиленных параллелей и пальцев кривошипов.


13. В экипажной части были использованы колесные пары (диаметр колес 1320 мм), буксы, буксовые направляющие и частично рессорное подвешивание паровоза серии Э, усилена была лишь ось ведущей колесной пары.


14. Передняя одноосная бегунковая тележка Бисселя была выполнена взаимозаменяемой с передней тележкой паровоза серии ФД.
Диаметр бегунковых колёс — 900 мм.


15. Листовая рама паровоза, так же технологически унаследованная от типа Э, оказалась недостаточно прочной и стала одним из уязвимых мест паровоза СО, служебный вес которого составлял 96.5 тонн, в отличие от 85.6 тонны служебного веса типа Э.


16. Автоматическая сцепка СА-3.


17. Густо закрашеная табличка на главном воздушном резервуаре.
Можно разглядеть год выпуска — 1935.


18. Рядом с паровозом парк имени Михаила Константиновича Меньшикова (лидер повстанцев в Тихорецке во время восстания 1905 года).
На центральной аллее стоят щиты с информацией об истории города и некоторых его достопримечательностей.
Например, о самом городе (хайрез).


19. Или о прославившей город станции (хайрез).


20. А вот так знаменитая станция Тихорецкая выглядела в августе 2020 года.

Извините, не удержался…

Координаты:
45°51’1.52″С
40° 7’5.46″В

myauu.livejournal.com

Добавить комментарий