Поиск

Ken Russell. Дьяволы / The Devils. 1971


Историческая драма с элементами гротеска и реальных фактов

И реальные факты здесь не только история города Луден, казнь Урбена Грандье, интриги Ришелье и странности Людовика XIII, но еще и то что показанные события произошли не в эпоху мрачного средневековья, а напротив во времена возрождения. И это отнюдь не гротеск, все мы знаем что самый масштабный разгул жестокости, прелести массовых аутодафе и прочие ништяки произошли в Европе как раз во времена религиозных войн, кои в свою очередь являются лишь катализатором политической борьбы.

Ну, а то что фильм является режиссерским творением Кена Рассела, в обязательном порядке добавило изрядную долю креатива и оригинальных визуальных решений. В «Дьяволах» дядька не отошел от своей линии на эпатаж и новаторские приемы – стиль, раскритикованный современниками и в то же время позволивший занять подобающее место на самом верху, в иерархии европейских кинематографических деятелей.

The Devils.1979.02.gif

Немного о сюжете. Стержнем событий являются крепостные стены города Луден, как символ и гарант независимости горожан. Выразителем общественного императива, после смерти от чумы губернатора, становится брутальный священник собора св Петра – отец Грандье, в исполнении, не менее брутального Оливера Рида.

Кажется, что всенародное доверие Грандье создает ему нерушимую защиту, однако как это обычно и бывает, народная любовь быстро переходит в свою противоположность и самонадеянный лидер, не признающий осторожности, только способствует трансформации, активно наживая многочисленных врагов.

Надо сказать, что в сценарии основанном на историческом очерке Хаксли, в отличии от оригинала, заметно выделена именно политическая подоплека, что придает картине монументальности. Оставь Рассел исключительно сексуальную канву, фильм больше напоминал бы очередной опус Тинто Брасса.

Второй центральный персонаж сей печальной повести – настоятельница женского монастыря горбатая сестра Жанна, в исполнении Ванессы Редгрейв, достаточно яркой актрисы и авантюристки по жизни. Неразделенная похоть сестрицы, в итоге сыграла решающую роль в судьбе слишком независимого кюре.

Само собой фильм держится не только на креативе основных исполнителей, достаточно необычная постановка, кроме всего прочего, включающая сцены массового психоза и групповые оргии (в Финляндии картина была под запретом до 2011 года), все это великолепие в стильных декорациях от Дерека Джермена. Фильм порвал сознание европейских критиков, как молодой фокстерьер номер газеты The Times.

Идея создания фильма принадлежала United Artists с которой Рассел делал предыдущий фильм «Влюбленные женщины», однако прочитав сценарий, руководство компании шарахнулось как бес от ладана и производство взяла на себя Russo Productions а дистрибьюцию Warner Bros., предварительно порезав картину до приемлемого, с их точки зрения, прокатного варианта.

Критика практически повсеместно плевалась, а вот публике фильм неожиданно зашел и собрал в прокате солидные 11 млн., видно сочетание безупречно стильных декораций, хорошо прописанных, небанальных диалогов, серьезной идейной основы и абсолютно безобразных, уродливых моментов и сцен, оказалось для простых зрителей – то что доктор прописал.

Немного об актерах. Вряд ли кто то не знает Оливера Рида, но для тех кто все же не в курсе, просто необходимо сообщить о нем хотя бы минимум информации, ибо жизнь и карьера актера сами вполне могут послужить основой увлекательного сценария. До встречи с Кеном Расселом, Рид считался не очень популярным жанровым исполнителем, с туманной перспективой. Видимо, в глубине сознания у него сидел комплекс неполноценности, особенно после инцидента в самом начале карьеры, когда после очередной попойки в баре (Рид был любитель злачных мест), его фейс основательно пострадал от осколков бутылок в руках матросов. Именно Рассел открыл Риду перспективу в большом кино, получив в ответ совершенно самобытного исполнителя, с бешеной энергетикой. В 1999 году, во время съемок в «Гладиаторе» Ридли Скотта, Рид скончался от сердечного приступа, смерти предшествовала попойка в баре, во время которой актер приговорил три бутылки рома и восемь банок пива, а потом состязался в армрестлинге с молодыми моряками ВМФ, на тот момент Риду был 61 год.

Что касается Ванессы Редгрейв, то можно отметить, что кроме участия в более чем 140 фильмах и кучи нагад, тетка маниакально стремилась к политической деятельности. Она была членом троцкистской партии в 60х, входила в группу поддержки ООП и публично скандалила с израильскими активистами в 70-80х, поддерживала чеченских боевиков и даже вносила залог за Закаева в 90х, требовала закрытия секретных тюрем США и выступала против войны в Ираке в 00х. В последние годы неугомонная тетка носится с вынужденными переселенцами и готова подать в суд на правительство Великобритании за ее недостаточное участие в судьбе несчастных.

Ну а что касается «Дьяволов», фильм остается одним из самых ярких, оригинальных, шокирующих и впечатляющих картин о европейской истории, а так же и рассказов о человеческой мерзости и человеческом величии.

комменты

>Мощная абсурдистская драма. Масса экспрессии и шквал эмоций. Не хватает пары сцен со сносом статуи Христа и целованием Ванессой черной кости подозрительно похожей на фаллоимитатор. Надеюсь еще доживем до блюрика с полной версией. Молодой Кен Расселл творил чудеса.
>Похожа на "Кентерберийские рассказы" Пазолини, на "Книги Просперо" Гринуэя, и отчего то на некоторые сцены из Монтипайтон. Можно ещё вспомнить "Монахини из Клиши" добрейшего мастера Франко, но тот просто эксплуататор женского тела всегда был. В этом фильме прослеживается давно копившееся бунтарское настроение масс, которое всегда находило выход в низвержении устоявшегося положения дел и спокойствия общества. Первыми всегда под раздачу попадали церковь и религия.
>Ну, в общем, вам покажут всё, о чём вы стеснялись спросить. Может быть.
Кстати, коммуна Loudun (по-русски Луден) известна Википедии, вона докуда коммунисты добрались! Фотка на Гугле показывает наличие изрядно пошарпанных, но всё ещё белых стен… Если набрать в рот воды
в гугле "луденский процесс" — там и Урбен Грандье, и луденские монахини, и одержимость, и экзорцизм, на флибусте имеется книга Олдоса Хаксли "Луденские Бесы". Всё как бы по мотивам тру стори.
Ещё хочу поправить "мрак средневековья" из комментариев выше. Грандье сожгли в 1634 году, а это не только не средневековье, но даже не Возрождение. Это 17-й век, Новое Время. На снесении городских стен наставивает хорошо нам известный Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, с 1622 года кардинал Ришелье. Время действия — через 9 лет после событий, описанных в "Трёх мушкетёрах".

The Devils.1979.09.gif

>Еще раз спасибо Кольту за раздачу. Сильный фильм и по идее, и по реализации. Визуальный намек на 1968, — возможно, ленноновские очки:), а так — фильм вневременной.
>фильм сильный. но "мрак средневековья" преувеличен
>Думаю, что реальное средневековье было гораздо мрачнее, хотя проверить это трудно. Собственно, это гротеск, который так любит Кен Рассел, а в гротеске всё через край …
>великолепнейший фильм! конечно не без гротеска и абсурда, в стиле Рассела. Реальная история реального обвинения в колдовстве и совращении монахинь. и как всегда за этим стоит политика, власть, и просто зависть уродцев и дураков к красивому, умному, харизматичному мужчине, который любил жизнь и женщин.
>Спасибо. УЛЬТРАГЕНИАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ!!! Моё детство началось с этого творения.
>Сочувствую…
>Фильм настолько впечатляющий, что пробил бы, мне кажется, даже отпетых любителей трансформеров! — несмотря на "арт-хаус" и "1971 год"!

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий