Поиск

Эмиграция в молчание


Снятый по роману Салли Руни сериал «Нормальные люди» имеет все предпосылки стать если не культовым (возможно, для этого он слишком камерный), то значимым культурным явлением, знаком поколения.

Первая подростковая любовь сама по себе наполнена нервным молчанием, скованностью, неловкостью. А в случае с Коннелом и Марианной это еще больше усугубляется всеобщей проблемой нашего времени – неспособностью говорить о себе: о своих чувствах, состояниях, эмоциях. Слова в последнее время вообще обесценились, их стало слишком много вокруг: он бликуют на экранах и мониторах, кричат с рекламных щитов, оглушают в стримах, угнетают в тиражируемых мемах и каламбурах. От них хочется куда-нибудь спрятаться, хотя бы внутри себя – уйти в своеобразную внутреннюю эмиграцию. Осознание того, что в результате этого мы получаем неумение понять себя и невозможность слышать другого, приходит если не очень поздно, то точно с опозданием.

В типичности названия «Нормальные люди» читается нарочитая утрированность, ведь Коннел и Марианна как раз не совсем нормальные. В том смысле, что в мире, научившемся  использовать отношения предельно утилитарно, совмещая это с типичными неврозами эпохи, они нашли любовь, которая становится их судьбой, вектором их жизни. Им самим это странно и не вполне понятно, поэтому прежде, чем осознать любовь и научится ей, они продолжают жить «нормальной» жизнью – жизнью, не отличающейся ничем от окружающих. В умении увидеть в, казалось бы, типичном глубоко личностное «Нормальных людей» можно сравнить с «Героем нашего времени». Именно в тончайшей игре смыслов, которая проявляется уже на уровне названия.

Сериал, который разделен на двенадцать серий в среднем по полчаса каждая, уже обвинили и в банальной мелодраматичности, и в простой иллюстративности книги. На самом же деле, создателям сериала удалось передать то, что обычно передать не удается вовсе, – настроение книги: дискомфорт, нервозность, какое-то сиротство и необъяснимую тягу двух людей друг к другу. Заслуга эта во многом принадлежит даже не столько режиссеру, сколько исполнителям главных ролей – Дейзи Эдгар-Джонс и Полу Мескалу. Молодые и практически незнакомые зрителю по другим работам, они воплотили на экране эту историю неровных отношений, в которых каждый из них по-настоящему обретает себя благодаря другому.

И эта внутренняя миграция молчания, о которой говорилось выше, прекращается буквально, когда Коннел начинает писать бесконечные письма к Марианне, в которых он растворяется, и рассказы. Потребность говорить, может быть, и не так сильна у этих двоих, но потребность высказаться и быть услышанным огромна. Наверное, именно поэтому сериалу «Нормальные люди» суждена зрительская любовь – негромкая, но крепкая: это произведение (и сериал, и роман – разделить их невозможно) говорит о наших проблемах на понятном нам языке, и эта внешняя простота позволяет ему стать зеркалом. Не советчиком, не аналитиком, не оценщиком, но именно зеркалом. В этом его огромная художественная сила.

На финальных титрах после последней серии испытываешь легкую грусть от того, что заново, с нуля посмотреть этот сериал уже не сможешь. Поэтому начинаешь рекомендовать его всем знакомым, в надежде увидеть в их реакции на него отсвет своего первого впечатления о «Нормальных людях». marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий