Поиск

Торпедный катер пр.123К (Азов)


Рядом с Азовской крепостью, на самом берегу Дона стоит высокий постамент с торпедным катером пр.123К «Комсомолец».
Доступ свободный, трогать и лазить нельзя — высоко. Охраны нет.
Состояние памятника — удовлетворительное.
Дата съёмки — 06 августа 2020 года.

01.


02. С октября 1941 г. по июль 1942 г. в Азове базировался отдельный Донской отряд Азовской военной флотилии, оборонявший устье Дона и побережье Таганрогского залива.
В него входили речные канонерские лодки, дивизион сторожевых катеров, береговая батарея №661, 40-й отдельный артдивизион, бронепоезд №10 «За Родину».

На второй табличке сведения о самом памятнике.


03. Памятник Азовской военной флотилии был открыт 9 мая 1975 года.
Архитектор Г.А. Стульцев.


04. Предположительно, этот катер был построен на Судостроительном заводе «Море» (завод номер 831) в городе Феодосии, а затем проходил службу на Каспийском море.
В таком случае, это один из катеров, обозначавшихся как ТК-274, ТК-413, ТК-414, ТК-415, ТК-649 или ТК-717.


05. Катера проекта 123К были последним вариантом торпедных катеров «Комсомолец».


06. Выпускались они в 1951-1955 годах.
Серия составила 205 единиц.
Послевоенный выпуск и крупная серия послужили одной из причин почему на большинстве ныне существующих в нашей стране мемориалов с торпедными катерами установлены именно катера проекта 123К.


07. После осознания в 1960-х годах командованием ВМФ морального устаревания торпедных катеров по сравнению с появившимися ракетными катерами, существенная часть «Комсомольцев» была экспортирована в другие страны по всему миру.
Некоторые из них даже приняли участие в локальных войнах.
Например, арабо-израильских или в боевых действиях между Турцией и Кипром.


08. Полное водоизмещение катера — 22.5 т.
Наибольшая длина — 19.3 м.
Наибольшая скорость хода — 50 узлов (92.6 км/ч).
Автономность — 1.5 суток.
Дальность плавания 35 узловым ходом — 450 миль (833 км).
Экипаж — 7 человек (1 офицер).


09. Вооружение катера проекта 123К:
Два однотрубных 450-мм торпедных аппарата ТТКА-45 (в первой серии) или ТТКА-45-52 (в сериях II — VI), снаряжённые торпедами 45-36Н или 45-36НУ.
Одна двуствольная установка 14.5-мм крупнокалиберных пулемёта Владимирова 2М-5.
Шесть сбрасываемых глубинных бомб БМ-1.


10. В носовой части можно заметить якорь с цепью.


11. В силу того, что катер установлен на высоком постаменте, фактически недоступном для детей и других любителей что-то сломать или открутить детальки на память, многие элементы сохранились в первозданном виде.


12. Одним из основных отличительных элементов конструкции катеров проекта 123К от предыдущих вариантов «Комсомольцев» (123, 123-бис, М123-бис) стало наличие мачты с РЛС «Зарница» и станцией опознавания «Факел-М» вместо центральной пулемётной установки.
По наличию этой антенны очень легко отличить на постаментах, кинофильмах, иных фото- и видеоматериалах катера военного времени и эту послевоенную серию.


13. «Зарница» — малогабаритная обзорная радиолокационная станция для торпедных катеров.
Назначение — обнаружение надводных целей и выработка данных для управления торпедной атакой.
Первая советская корабельная станция, которая обслуживалась одним человеком.
Разработана согласно постановлению Совета Министров СССР от 10 июля 1946 года в НИИ-10.
Главный конструктор — А. К. Балаян.
На основе РЛС «Зарница» в начале 1950-х годов был создан корабельный радиолокационный дальномер «Штаг-Б» для управления стрельбой орудий главного и универсального калибра (130—152 мм) на советских эсминцах и крейсерах.


14. Большая бочка — имитация глубинной бомбы.
Судя по размеру — это ББ-1 (бомба большая, первая).
Хотя по штату катерам этого типа полагались бомбы меньшего размера БМ-1 (бомба малая, первая).
Макеты БМ-1 можно увидеть на катере в Калининграде.
Радиус зоны поражения ББ-1 был слишком большим для торпедного катера.


15. Ещё одно отличие от реальности — пулемётная установка.
Должна быть двуствольная 2М-5 с КПВ, а стоит макет одноствольной с (как бы) ДШК.
Правильный вариант есть в Санкт-Петербурге.


16. Кормовая часть катера скрыта в постаменте.


17. Сохранились некоторые элементы рулевого управления.
Есть информация, что этот катер пришёл с Каспия в Азов своим ходом.
Интересно, сохранился ли внутри двигатель?


18. Хороший и красивый памятник.

Координаты:
47° 7’4.53″С
39°25’19.83″В

myauu.livejournal.com

Добавить комментарий