Поиск

Первый советский пневмоколёсный гидравлический экскаватор


Сегодня, во второе воскресенье августа, отмечается День строителя, поздравляю всех причастных с праздником! А в качестве подарка будет пост про одну из классических советских строительных машин — экскаватор ЭО-3322. Экскаваторы на пневмоколёсном ходу — один из наиболее универсальных типов землеройной техники. В СССР до 1970-х в этом классе выпускались только машины с механическим приводом оборудования, но во второй половине 1960-х была разработана более совершенная модель экскаватора, имеющая гидравлический привод, и с 1970 года новая машина, получившая индекс ЭО-3322, начала выпускаться сначала на Ленинградском экскаваторном заводе, а потом и на Калининском экскаваторном заводе. Базовым оборудованием ЭО-3322 была обратная лопата с ковшом ёмкостью 0,5 кубометра.

В задней части полноповоротной платформы экскаватора располагается дизельный двигатель СМД-14 мощностью 75 л.с., приводящий в движение сдвоенный насос гидравлической системы, с помощью которой выполняются все рабочие операции, а также привод ходовой части машины. Всё управление экскаватором осуществляется из кабины машиниста. Кабина имеет большую площадь остекления для обеспечения хорошего обзора, а также оборудована отопительно-вентиляционной установкой.

Ходовая часть ЭО-3322 — двухосная полноприводная, передняя ось — управляемая. Максимальная скорость передвижения экскаватора своим ходом — 20 км/ч, также он может передвигаться на буксире за грузовым автомобилем со скоростью до 40 км/ч. Экскаватор оборудован полным комплектом светотехники, включая указатели поворота. На задней части ходовой тележки видны откидные опоры, а также закреплённое дышло для буксировки, само буксировочное устройство находится в передней части тележки.

Экскаватор в рабочем положении — поворотная платформа повёрнута назад относительно ходовой тележки, установлены откидные опоры. Максимальная глубина копания — 4,2 метра, наибольшая высота выгрузки ковша — 4,8 метра.

По данным заводской таблички, этот экскаватор относится к модификации ЭО-3322Б и был выпущен в 1982 году на Калининском экскаваторном заводе, неплохой срок службы у него получился. И это не единичный случай — в 2000-х мне попадались в работе и другие ЭО-3322, явно выпущенные ещё в 1980-х, в большинстве случаев это были машины, выпущенные на Калининском заводе. Далее — фотообзор экскаваторов ЭО-3322 различных модификаций, встретившихся мне в Омске и Омской области, а также в других регионах.

ЭО-3322 на службе у коммунальщиков, ведёт какие-то раскопки коммуникаций во дворе жилого дома.

Этот экземпляр, работавший в одном из омских СМУ, интересен нестандартным расположением стеклоочистителя кабины.

А этот ухоженный экземпляр работал на строительстве нового корпуса ТЦ "Континент".

Порядком ушатанный ЭО-3322 трудился на погрузке песка. Кабина явно пострадала в процессе работы — передняя рама со стеклом самодельная.

Ещё один омский экскаватор, с нанесённым на стреле названием модели.

Рядом две классических советских машины: бульдозер ДЗ-42 на базе трактора ДТ-75М и экскаватор ЭО-3322.

Кроме уже упомянутой модификации ЭО-3322Б, выпускались ещё модификации "А", "В", "Д" "Е" и "И". Разные модификации отличались в основном внутренней начинкой: двигатель, гидравлика, система управления, так что внешне их отличить непросто, так что надо смотреть на заводскую табличку, находящуюся на внешней стенке кабины у двери.

Как видно по табличке, на фото выше — экскаватор ЭО-3322Д, выпущенный Калининским заводом в 1988 году.

Ещё один ЭО-3322Д, встреченный в пригороде Омска, в чьём-то частном хозяйстве.

Многие ЭО-3322 использовались в разных организациях Омской области, этот работал на птицефабрике в посёлке Морозовка. Интересно, что на нём на момент съёмки сохранился старый советский номер 30-39 ОС.

ЭО-3322 из посёлка Конезаводский располагался по соседству с тракторами и комбайнами. В сельской местности такие экскаваторы применялись как для общестроительных, так и для мелиоративных работ.

На севере области, в посёлке Тевриз, был замечен вот такой чумазый экземпляр.

ЭО-3322, встреченный в райцентре Русская Поляна, был примечателен тем, что вместо родной кабины рукастые сельские механизаторы вкрячили кабину от сельскохозяйственного погрузчика ПЭА-1.

На одной из областных трасс мне попалась живая иллюстрация возможности буксировки пневмоколёсного экскаватора грузовым автомобилем, в данном случае это был КамАЗ-5320.

В посёлке Иртышский был обнаружен экскаватор, который был полуразобран — то ли для ремонта, то ли уже на запчасти.

Это была модификация ЭО-3322И, она выпускалась только на Калининском заводе. Этот экскаватор был произведён в 1990-м году, а вообще их производство на Калининском (позже — Тверском) экскаваторном заводе продолжалось по одним данным, до второй половины 1990-х, а по другим, аж до 2001 года.

Перейдём к другим регионам — вот экскаватор из Новосибирска.

А этот ЭО-3322Б повстречался мне в 2010 году в Бийске. Редкий экземпляр — он был выпущен на Ленинградском экскаваторном заводе, на что указывает отлитая на противовесе надпись — "ЛЭЗ ЭО-3322Б". Ленинградский завод выпускал экскаваторы только до 1987 года, поэтому до 2000-х дожили немногие машины производства этого завода.

Даже те экземпляры ЭО-3322, которые были встречены в самой Ленинградской области, все были Калининского производства, вот один из них.

Экскаватор из Калуги. На борту кузова нанесена шпаргалка по звуковой сигнализации при работе: "1 дл — начало погрузки, 2 дл — конец погрузки" и пр.

ЭО-3322И 1990 г.в. из города Ясногорска Тульской области.

Самый свежий встреченный ЭО-3322 попался мне во Владимире в прошлом году. Вместо ковша на его стреле был установлен гидромолот, скорее всего модели СП-71, это оборудования является штатным для ЭО-3322. Кроме гидромолота, на экскаваторе может также монтироваться зуб-рыхлитель, грейферное или погрузочное оборудование.

На смену ЭО-3322 на Калининском экскаваторном заводе совместно с ВНИИстройдормашем была разработана новая модель ЭО-3323, производство которой началось в 1983 году, но из-за ряда причин получилось так, что новая модель долгие годы выпускалась параллельно с модернизированной старой. Есть у меня фотоматериал и по ЭО-3323, но это тема для отдельного рассказа.

mib55.livejournal.com

Добавить комментарий