Поиск

К годовщине. Картины Репина в зеркале советской печати



Максим Горький, Мария Андреева, Наталья Нордман, Илья Репин. Поместье Пенаты, Куоккала. 1905 год. Автор фото: Карл Булла (фото колорировано).

5 августа — день рождения Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Его творчество было очень популярным в СССР. А как воспринимали его знаменитые картины, можно судить, среди прочего, как сказали бы теперь, по ремейкам и фотожабам.
Так, в 1923 году сатирический журнал «Красный перец» опубликовал известный шарж «Большевики пишут письмо аглицкому керзону», на котором вожди большевиков изображались в образе репинских запорожцев. Нарисовал его постоянный художник журнала, подписывавшийся Л.М., а подписался в этот раз как «Л. Межерепин».


Рисунок Л. М. (Межерепина). Журнал «Красный перец», 1923. «Большевики, пишущие ответ аглицкому керзону». Стоят: Будённый, главком Сергей Каменев, Лев Каменев, Раковский, Сталин, Зиновьев. Сидят: Рыков, Калинин, Радек, Красин, Бухарин, Чичерин, Троцкий, Демьян Бедный (спиной), Литвинов

Сложно сказать, видели ли Ильф и Петров этот шарж, но очень похожая на него «картина» упомянута в их романе «Двенадцать стульев» (1927). Великий комбинатор Остап Бендер размышляет о «гениально задуманной картине «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина — «Запорожцы пишут письмо султану». В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста… Могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина — голым по пояс. В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей картины в обычных костюмах, но это уже не то. — Не будет того эффекта! — произнёс Остап вслух».
Но реальный художник, как видим, такими мелочами не смутился, и нарисовал полуголого Радека ещё в 1923-м… Шарж «Л. Межерепина» отлично передаёт дух, родственный духу запорожской вольницы, который существовал между большевиками в годы революции.

Прошло четыре года… В августе 1927 года в журнале «Крокодил» появился рисунок А. Глаголева «Рабочие пишут ответ Чемберлену».


Рисунок А. Глаголева (почти по Репину). «Рабочие пишут ответ Чемберлену». 1927 год

Конечно, при сравнении с первым рисунком бросается в глаза, что уменьшилась острота шаржа. Вместо конкретных вождей ВКП(б) — безымянные рабочие… Да и то: рисовать вождей оппозиции (Троцкого, Зиновьева, Льва Каменева и Раковского), которые в августе 1927 года уже балансировали на грани исключения из партии, рядом с их оппонентами — вождями большинства, было несподручно.

А это рисунок 1956 года.


Рисунок И. Семёнова. 1956 год. «Пишут письмо Вашингтону… Народы стран социалистического лагеря с презрением отвергают «рождественское послание» государственных деятелей США, призывающее к восстановлению капиталистических порядков в этих странах».

Если кто забыл, как выглядела исходная картина Ильи Ефимовича, то вот, чтобы освежить её в памяти (кликнув на изображение, можно увидеть его в большем размере)…


Запорожцы. 1880—1891

А это — другая не менее знаменитая картина мастера «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая известна как «Иван Грозный убивает своего сына».
Вот как это произведение воспринимали и обыгрывали в советской печати в разные годы.

20-е годы:


Рисунок Д. Мельникова. 1928 год. «Научное толкование. Руководитель: — Здесь, дорогие товарищи, вы видите хищника мирового империализма, перегрызшего глотку другой акуле. На мрачном фоне средневековья развёртывается перед нами яркая картина бешеной борьбы за новые рынки, за новые колонии, из которых и были выкачаны жадным царизмом ценности в виде тех ковров, которые покрывают пол нарисованной комнаты…»

Рисунок, как нетрудно понять, высмеивает безграмотность экскурсовода, которую тот пытается замаскировать обилием «высокоидейных» слов. Но и над самим классовым подходом к истории автор слегка подтрунивает.

30-е годы. К этому времени критика «классового подхода» к истории стала уже нешуточной, и переросла в осуждение марксистской «школы Покровского». Эпиграфом к карикатуре служит совершенно серьёзная цитата из «Правды»: «История преподаётся у нас плохо и схематично. Советские учебники выбрасывают весь живой материал в своём походе против царей и королей».


Рисунок А. Радакова. 1934 год. «Обычный случай в Третьяковской галерее».
«— А это что за несчастный случай?
— Это, ребята, представитель начинавшего складываться в XVI веке самодержавно-бюрократического порядка убивает своего знатного феодального слугу, с которым он, вообще говоря, боролся за централизованное государство, ибо только оно могло укрепить столь нужный для нарождавшегося торгового сословия (и передовых феодалов) национальный рынок.»

40-е годы.
Картина Репина стала неплохим подспорьем для высмеивания штампов нацистской оккупационной пропаганды. Как гитлеровские пропагандисты могли бы её обыграть? Например, так:


Фотомонтаж Б. Клинча. 1942 год

Для тех, кто позабыл, напомню, как выглядело само произведение Ильи Ефимовича:

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий