Поиск

«Игры разума» во имя «A Beautiful Mind»


«В мире нет ничего, что можно знать наверняка. Это единственное, что я знаю наверняка» Д. Ф. Нэш

Умные люди интересны, как и истории о них, в том числе кинематографические. Посмотрим, на чём же зиждется этот интерес.

Единственно, что напрягает так это возможная реакция сомнительных «знатоков» темы. Как о фильмах как-либо соприкасающихся с наркоманией, где мои оппоненты как бы уличают меня в невозможности «поднять» тему, не будучи активным участником процесса, тем более без утреннего приёма дозы с утра и натощак (слава богу нет возрастной категории «наркоман+»).

Так и тут я опасаюсь, что меня заподозрят в отсутствии опыта активного шизофреника, которому в силу отсутствия данного недуга  не понять в полной мере ни главного героя; ни масштаб научных проблем, порешанных им же; а так же и драматических событий его насыщенной жизни. Извините, тем не менее…

И так чудовищный сплав незаурядного ума и шизофрении — и разум «заиграл» новыми гранями.

При этом хочу сказать, что в плане развития общей эрудиции ознакомился с фактами жизни реального прототипа Джона Форбса Нэша, чтобы детальнее понять исходные замыслы и фактические реализации авторов фильма. Нет, книгу, по которой написан сценарий, читать принципиально не стал.

Не то, что не люблю читать, но не в таких объемах – «поднять» сие, по-моему, уже какой-то лёгкий симптомчик заболевания, присущего главному герою. И потом его научный труд, объемами поменьше будет – лучше уж его осилить (вот уж воистину: краткость – сестра таланта).

И прежде, чем приступить к описательной части моего повествования, хотел бы прежде сделать ряд аналитических заметок по поводу и без повода.

Во-первых, опять о смысловых нагрузках перевода, где в оригинале звучит «A Beautiful Mind»…

И чуть ли не с начала фильма герой находится в поисках оригинальной идеи (original idea) для своего поприща. Согласитесь, что «beautiful mind» – практически синоним «original idea», а вот «игры разума» убежали достаточно далеко по смыслу…

Во-вторых, был поражен достоверностью математического аппарата, присутствующего на протяжении всего видеоряда в фильме (это реальный Джон Форбс Нэш).

Так вот выяснил, что для написания формул в фильм действительно приглашали консультанта, он-то их и воспроизвел для декорации. Правда, там опять упреки были от кинозрителей, что на достаточно длинном периоде жизни формулы на доске не меняются.  Так вот, вчера на работе обратил внимание, что уже с год назад что-то яростно объяснял сотрудникам с рисованием на доске – «иероглифы» целы до сих пор.

В-третьих, фильм – достойный гимн или ода математике. Начать с произнесенной в фильме фразы, что математики выиграли войну… И сразу же вспомнилось марксово — «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой». 

И вот тут именно тот случай… Не было бы такой науки, как теория игр (раздел прикладной математики, математический метод изучения оптимальных стратегий в играх; методы теории игр находят применение в международных отношениях, экономике, реже в общественных науках — социологии, политологии, психологии, этике, юриспруденции и других) без этого математического аппарата. Как не было бы, к примеру, цифровой электроники без алгебры логики. Хочу особо подчеркнуть эту миссию фильма.

В-четвертых, фильм — достойный своих авторов и актеров. Ну, актёров, безусловно, мы все увидели и по достоинству оценили. Я – про режиссера —  Рональда Уильяма (Рона) Ховарда (Ronald William «Ron» Howard).

Немного напомнить — «Аполлон-13», «Нокдаун», «Гонка», «Игры разума», «Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «Инферно». Со всем справился.

В-пятых, всё-таки про актеров и сопутствующий реквизит. Грим – и соответствие, даже чисто внешнее — идеально.

В-шестых, об отклонениях от биографии, кстати, одобренных Нэшем (фильм снят при жизни). Да, там говорят, что «глюки» у него были звуковыми, и это не соответствует реальности… Но, как тогда снять фильм? (тут – да, могли быть понять только шизофреники). Надо отметить, что биография у Нэша была поразнообразнее, показанной в фильме. Начать с того, что с браком всё обстояло не так практически благодатно, как в фильме – реально супруги несколько раз сходились и расходились (в частности на момент съемок фильма). 

Потом ещё же Нэш искал политического убежища в Европе (в том числе в ГДР); с учетом его посадок в психиатрическую лечебницу – прямо-таки диссидент по нашим отечественным реалиям. Был всё-таки экстрадирован в США. 

Что касается достаточно длинного сюжета фильма по поводу шпиономании и атомной истерии… По-моему, авторы хотели здесь больше обозначить социальные проблемы всего американского общества того времени – что всё общество сошло с ума…

В-седьмых, судьба настоящего Нэша не исчерпывается этим фильмом. Да, в 1994 году он поучил Нобелевскую премию в области экономики (кстати, он там не выступал по состоянию здоровья и психики – ограничились проведением семинара). В 2015 году Нэш получил высшую награду по математике — Абелевскую премию — за вклад в теорию нелинейных дифференциальных уравнений. И жизнь его закончилась не возрастными причинами – он погиб 23 мая 2015 года (на 87 году жизни) вместе с супругой, Алисией Нэш (ей было 83 года) в автомобильной катастрофе.

В-восьмых, о справедливости в жизни… В социологической теории рационального выбора отдельно подчёркивается, что устойчивое состояние общества (социальное равновесие) может отличаться от оптимального (социальный оптимум). Такие неоптимальные, но устойчивые состояния и называют в социологии равновесием Нэша. Так что – всё по науке.

Ну, и всё-таки о фильме чуть-чуть.

В 1947 году Джон Нэш (Рассел Кроу) поступает на учебу в Принстон с короткой рекомендацией, что «он — гений математики», и вместе с другими математическими вундеркиндами, уже не по возрасту отличившимися в военной истории. Нэш не так известен как его сокурсники, не столь успешен даже в игровых противостояниях им. 

Видно, что он неординарен (или неадекватен?); его отличает нелюбовь к людям, и они ему отвечают взаимностью. Единственно с кем он поддерживает дружеские отношения – сосед по комнате Чарльз Герман (Пол Беттани), единственный человек, укрепляющий Нэша всю жизнь в его гениальности.

А надо сказать, что успехи Нэша в сравнении с показателями его сокурсников не столь велики, но он не ищет решения банальных задач, он ищет  в отличии от них оригинальную идею. И в то время, как все «нормальные пацаны» просто пьют пиво и развлекаются с девчонками (а Нэш с ними прямолинеен до окорблений, и имеет неуспех), наш студент не выпускает книги из рук в поисках своей идеи фикс.

И вот надо же в разборе ситуации потенциальных знакомств он пытается сформулировать стратегию коллективного поведения парней, добивающихся расположения одной и той же девчонки в дамской компании. И вывод таков, что в этой игре для получения взаимного выигрыша и парней, и девчонок рациональнее парням выбрать отнюдь не «звезду» — выигрыш будет для всех оптимален, а обиды минимальны.

И эта случайная идея Нэша дает толчок для его дальнейшего научного поиска в теории игр. С этими идеями в поисках соответствующего аппарата он изрисовывает все доступные пространства математическими выкладками и в итоге пишет статью, позволяющую ему выйти в лидеры своей студенческой группы.

И дальше – прекрасная карьера — Массачусетский технологический институт со всеми вытекающими последствиями: своя новаторская тема, лекции студентам и прочее. Здесь он и нашел свою любовь (вернее она его – робкого такого) – Алисию (Дженнифер Коннелли), достаточно нестандартные их амурные обхождения и взаимоотношения переросли в брак, родился наследник великих идей.

Стал навещать Нэша и студенческий друг Чарльз вместе со своей племянницей Марси. В общем жизнь сложилась… Если бы не вдруг возникшие планы Пентагона на Нэша.

Тут и задача поиска советских шпионов и их шифрованных сообщений в открытой прессе, и успехи в открытии и расшифровке этих диверсий, и льстивые фразы военных – «гении знают ответ на вопрос, который еще не задан», и приставленный к нему агент Парчер (Эд Харрис). 

Который сводит всю жизнь Нэша к практическому поиску и расшифровке скрытой информации, что развивает в Нэше явно видимую шпиономанию и страх преследования.

Нэш уже и на людях ведет себя неадекватно, и на определенном этапе после постыдной беготни по институтскому кампусу и рукоприкладства попадает в психушку.

И наблюдающий его медицинский светило открывает Алисии, что сокурсник Чарльз вместе со своей племянницей, а так же агент Парчер – наваждения разума Нэша и отсутствуют в реальной жизни. Впрочем Алисия и сама находит заметные подтверждения «шизы» своего спутника жизни.

А дальше что? Жесткая терапия и убийственные препараты, которые убивают мозг Нэша; соответственно, потеря работы и длительное домашнее затворничество… Попытка прекратить прием препаратов оборачивается появлением призраков прошлого и их новым участием в  разрушении судьбы. Опять – психиатр. Но проблеск какой-то логики в мощнейшем разуме Нэша – он смог принять свою болезнь и смог научиться анализировать действительность на предмет вычленения из неё призрачных персонажей (племянница Марси, к примеру – не взрослеет). Нет, они не ушли, они рядом, но он их уже не слушает.

И бывшие институтские друзья помогли – Нэш стал посещать институт, поначалу библиотеку, а потом работать со студентами и преподавать. И в итоге по истечении порядочного срока – признание профессорско-преподавательского состава (церемония дарения ручек, которую он однажды уже видел в молодости относительно старшего тогда коллеги).

А потом и Нобелевка. За «Анализ равновесия в теории некооперативных игр» (вместе с Райнхардом Зельтеном и Джоном Харсаньи). Речь.

А Чарльз, Марси, Парчер – в зале и всегда рядом… 

2015 (за рамками фильма) — Абелевская премия (Abel Prize) — премия по математике, названная так в честь норвежского математика Нильса Хенрика Абеля. Основана правительством Норвегии в 2002 году, и, начиная с 2003 года, ежегодно присуждается выдающимся математикам современности. Денежный размер премии сопоставим с размером Нобелевской премии и составляет 6 млн норвежских крон (€559 600 или $657 200). Джон Ф. Нэш-мл. — «за яркий и оригинальный вклад в теорию нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных и её приложения к геометрическому анализу».

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий