Поиск

ЛЕСТНИЦА НАД ПРОПАСТЬЮ


Не доезжая Голубых озер, вправо уходит незаметная дорога, по которой можно подняться на плато, носящее название Жалпак, что в переводе означает плоское место. На картах оно обозначено как Зылпрак – трансформированный вариант слова Залпак.
До плато 8 километров, которые под силу далеко не каждому транспорту. А потом еще надо идти с километр или чуть больше по отвесному склону. Мы попытались подняться на него на джипах, но угол был таким большим, что машины стали заваливаться на бок. И чудом не ушли вниз.
Решили не рисковать и двинулись пешком.

Жалпак – место необычное – здесь были сенокосные угодья жителей Верхней Балкарии. Представьте, где Голубые озера . а где Верхняя Балкария и поймете, что дорога поверху, по скалам, значительно сокращала путь, коль именно здесь селяне заготавливали скоту пропитание на зиму. Впрочем, нынешняя дорога и та, которая была раньше, на многих участках не совпадали. Прежняя шла понизу, была колесной и очень-очень, выразимся так, долгоиграющей: до Нальчика жители селения добирались только на третьи сутки.
Плато лежит на высоте 1910 метров над уровнем моря. Дорога, проходящая по Черекскому ущелью, примерно на 800-900 метров ниже. Узкие тропки идут от одного горного карниза к другому, зигзагообразно стыкуются под острым углом. Надо все время прижиматься к скале, не смотреть вниз, потому что там, внизу, – пропасть. И глубина ее растет с каждым поворотом с одной тропки на другую: двести, триста, пятьсот, семьсот метров!
А потом тропка обрывается. Просто обрывается, потому что она не стыкуется с очередным карнизом. Он лежит выше. Примерно на десять метров. Как поступить в такой ситуации? Балкарцы придумали: они проложили прямо по скале деревянную лестницу. Только поднявшись по ней – над восьмисотметровой пропастью! – можно попасть на следующий карниз. А с него через узкую – в некоторых местах не больше тридцати сантиметров – природную трещину в скале выбраться на само плато. И эти смертельные трюки, где буквально каждый шаг грозил непоправимыми последствиями, ежедневно проделывали десятки людей, в том числе женщины с младенцами. И это не выдумка, так это и было. Ибо ежедневные эти подъемы на скалы были необходимы; они диктовались суровыми реалиями обитания в горах, борьбой за выживание.
Лестница над пропастью сохранилась. И мы до нее добрались, для чего спустились по трещине с плато вниз. Трещина настолько узкая, что приходится двигаться боком, а на ряде участков буквально протискиваться между скалами постоянно держась за каменные выступы, так как угол спуска приближается к 50 градусам. Ну уж если быть точнее – он составляет 47 градусов. Причем никаких ступенек в трещине нет, а в одном месте надо даже спрыгивать, так как до следующего выступа где-то около метра.
Площадка же на какую попадаешь совсем крошечная – метров шесть-семь, не больше. А дальше пропасть. Но именно к площадке проложена по скале с находящегося ниже карниза деревянная лестница.
Что она из себя представляет? Рассказываю со слов пастухов, так как лестницу сверху невозможно сфотографировать. Она спускается отвесно вниз и для того, чтобы захватить ее в объектив, надо вытянуть над пропастью не только голову, но и часть туловища. Перспектива прямо скажу не из приятных. Но с другого места этот объект не заметен.
Так вот, лестница эта состоит из идущих друг за другом четырех стволов деревьев, к которым прикручены поперечные деревяшки. Все это каким-то непостижимым образом (через щели, выбоины) соединено со скалой. Как люди поднимались по столь хлипкому и ненадежному сооружению, непонятно. Но ведь поднимались и спускались; более того, повторюсь, это проделывали и женщины с младенцами.
Пастухи, которые сейчас держат скот на плато, отговорили меня даже приближаться к лестнице, а не то что спускаться по ней. Это действительно сегодня смертельно опасно, ведь лестнице куда более ста лет и что стало за это время с деревом под действием снегов и дождей можно себе представить.
Одним словом, возвращаться мы решили прежним путем. Перед нами лежало во всей своей изумительной красе Черекское ущелье. Впереди – Верхняя Балкария, позади – Бабугент, Кашхатау; виден даже Аушигер. Внизу лента шоссе с движущимися машинами, столь малыми при взгляде сверху, что один только ноготь на пальце закрывал перед глазами всю машину целиком.
Перспектива, которая открывается с плато Жалпак, особенно в солнечный день, действительно потрясает. Кажется, что ты вознесся над этим миром, что он – чистый, светлый, пронзительно-ясный – весь перед твоими глазами. Ощущение поразительного слияния с природой, неизъяснимая радость переполняют тебя. Сердце начинает учащенно биться, и кажется, что не только душа, но и ты сам, бренный и земной, паришь вместе с орлами над землей, устремляясь все выше и выше в бездонную небесную синь…

viktorkotl.livejournal.com

Добавить комментарий