Поиск

«Адвокат дьявола» по-советски


История о том, как обычный человек продаёт душу дьяволу, не нова. Одну из самых захватывающих интерпретаций нам представил Голливуд в триллере «Адвокат дьявола», но в СССР ещё в конце восьмидесятых вышла не менее любопытная лента, хоть и не столь пугающая. Это была ещё одна совместная работа плодотворного тандема сценариста Александра Миндадзе и режиссёра Вадима Абдрашитова, которая называлась «Слуга».


Кадр из фильма «Слуга»

Авторы выбрали жанр фантасмагории о советских чиновниках, что, наверное, было в духе того времени. Уже появилась рязановская «Забытая мелодия для флейты», снятая в немного похожем жанре, но там было больше мелодрамы. В «Слуге» уже явно видны социальные мотивы, обличение власть имущих и их приспешников, готовых рабски исполнять приказы. Любопытно, что главный герой — десантник в прошлом. Кажется, что десантники — это олицетворение обдуманной справедливости, а в этой картине десантник превратился в раба, холуя, прислужника эдакого Мефистофеля по-советски.


Фото со съёмок. Юрий Беляев и Олег Борисов

Главные роли в фильме сыграли Юрий Беляев (слуга) и Олег Борисов (хозяин). Юрий Беляев к концу восьмидесятых был известен, в его фильмографии появилось уже несколько ярких ролей, кроме того, он блистал в Театре на Таганке.


Фото со съёмок. Юрий Беляев

Его партнёр, а по сюжету и хозяин, Олег Борисов числился в списке самых популярных, любимых и востребованных советских кинозвёзд. Борисов очень хотел получить эту роль, всемогущего дьявола-искусителя, способного приказать одним только взглядом. И Абдрашитов ему не отказал. Возможно, не последнюю роль сыграл и тот факт, что режиссёр и актёр были знакомы и уже дважды поработали вместе.
И трудно не согласиться с тем, что роль чиновника-оборотня — одна из лучших в активе Олега Борисова. Один эпизод, когда он, оскалившись, заставляет настоящего волка поджать хвост, чего стоит! Эту сцену критики оценили по достоинству, и не только отечественные: когда фильм отправили на кинофестиваль в Берлине, повсюду висели плакаты с оскалом актёра.

А вот на съёмках никаких оскалов, скандалов и разборок не было. Вадим Абдрашитов славился покладистым характером, он никогда не повышал голос на исполнителей и сохранял спокойствие. Исполнители и технические специалисты платили ему тем же: на площадке по просьбе режиссёра всё происходило быстро и незаметно, будь то перестановка осветительного прибора или съёмка очередного дубля.


Фото со съёмок. Режиссёр Вадим Абдрашитов

Снимал ленту «Слуга» молодой оператор Денис Евстигнеев, и ему отлично удалось передать гнетущую атмосферу всей этой странной демонической истории. А ещё в кадре появились Алексей Петренко, представший в роли антагониста героя Борисова, и Ирина Розанова, тогда ещё начинающая, но уже запомнившаяся зрителям актриса.


Фото со съёмок. Олег Борисов и Ирина Розанова

Рассуждая о том, что же за фильм он снимает, Вадим Абдрашитов говорил, что хочет показать, как вчерашний день откликается в сегодняшнем. Его задумка состояла в том, чтобы продемонстрировать, что
достижение благих при поверхностном взгляде целей иногда означает потерю собственной личности и банальных человеческих ценностей.

А ещё авторы придумали фильму неоднозначный финал. В последней сцене современный слуга бежит за поездом, на котором уезжает его повелитель. И каждый решает для себя, то ли это проявление человеческой теплоты, которая исподволь прорывается наружу, то ли острое желание исполнить очередной приказ и получить очередную награду.


Фото со съёмок. Юрий Беляев и Светлана Евстратова

А как вы считаете, с искушениями стоит бороться или можно им поддаваться?

(с)

См.также:

12 интересных фактов о фильме «Адвокат дьявола»

15 лучших фильмов, снятых под влиянием философских идей Фридриха Ницше

Отличные советские фильмы, о которых вы вероятно не слышали

5 хороших забытых советских комедий 70-х годов

За кадром «Забытой мелодии для флейты»: Почему близкие Леонида Филатова считали, что этой ролью он накликал беду

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий