Поиск

Как художник Левитан однажды в Плёс приплыл…


    

В 1888 году плыл художник Левитан по Волге — в поисках новых мест, где можно было бы писать этюды.
Вместе с ним на корабле плыли Алексей Степанович Степанов и Софья Петровна Кувшинникова – тоже художники,
а Софья Петровна ещё и возлюбленная Левитана с 1886 года.
Увидели вдруг на берегу на высокой горке маленькую деревянную церковь и решили сойти – посмотреть поближе.
          
Сошли на берег. Да так и остались тут на весь сезон – почти до октября.
Из воспоминаний Софьи Петровны Кувшинниковой —
«Плёс сразу нас обворожил, и мы решили остановиться.
Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники,
да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим.
Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак…»

Современный Плёс. Во-о-н там на горе Левитана видна деревянная церковь, правда не та самая,
которая на этой картине Левитана «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца, 1888»:

Плёс современный. Вид с воды на Воскресенскую церковь.
За пристанью белое здание, на углу которого вывеска «С.П.Кувшинникова» — дань памяти Софьи Петровны Кувшинниковой,
там художественный салон и антикварный магазин.

Вид с воды на церковь святой Варвары (местная Пизанская башня — из-за чуть заметного наклона колокольни)

Церковь св. Варвары есть на картине Левитана «Вечер. Золотой Плёс»:

Плёс – маленький город на севере Ивановской области, до конца 19 века был важным портом на Волге.
Кто знает, каким бы он стал, если бы в 1871 году местные купцы не воспротивились строительству железной дороги Иваново-Плёс.
По легенде, они просто откупились от железной дороги, боясь, что она их разорит.
В результате железную дорогу протянули в Кинешму (Иваново-Кинешма) и Плёс постепенно превратился в провинциальный уездный город.

Но именно Левитан не дал ему затеряться в ряду российских уездных городков.
Потому что увековечил Плёс конца 19 века на своих картинах, а значит – прославил во веки веков.

Берёзовая роща (1885-1889). Картину Левитан начал писать ещё в 1885 году в Московской области, а закончил в Плёсе.

А это те же берёзки на том же пригорке, правда, во времена Левитана беседки не было:

И Плёс отвечает Левитану взаимностью.
Здесь сохранился дом (ныне музей), где Левитан со спутниками квартировал.
Гора, на которой стоит церковка, названа горой Левитана.
Раньше звалась Петропавловской: здесь стояла церковь 16 века Петра и Павла – та самая, что очаровала художников.
Но она сгорела от молнии в 1903 году.

Церковь, что стоит сейчас – очень похожая и очень древняя, 1699 года,
привезена сюда в 1982 году из села Билюково Ивановской области.

Каждая берёзка тут, само собой, помнит живописца Левитана, ведь он весь их берёзовый род прославил…
Даже есть печенье под названием «Любимое печенье Левитана».
Наверное, на пленэре годится как перекус, а так — обычное песочное кругленькое печенье,
не идёт ни в какое сравненье с плёсскими углами (пирожками) с копчёным лёщом.

В 2012 году на горе Левитана появилась бронзовая скульптура Левитану.
Левитан тут в его натуральный рост, правда, голова как-то крупновата.
Говорят, так было сделано специально: хотели, чтоб скульптура была заметна с воды, когда теплоходы проплывают мимо.
Но с воды скульптура всё равно не видна, а на горе — вот он:

    

Авторы скульптуры — владимирские мастера, руководитель Владимир Кехтер;
коллектив творческого объединения «Кредо», руководитель Алексей Кувтырев;
совместно с мастерской художественного литья г. Костромы (Владимир Мурзин)

Прервусь, а то длинно
Иллюстрации картин — из свободного доступа; Фото В. Златомрежев
foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий