Поиск

Добро есть красота, и красота есть добро


Фёдор Иванович Шаляпин прожил в Санкт-Петребурге 28 лет, из которых артист 8 лет (с 1914 по 1922 годы) в доме по ул. Графтио, 2-Б , после чего уехал за границу навсегда.
Здесь бывали В. Маяковский, М. Горький, А. Блок, И. Бунин, С. Рахманинов, К. Чуковский…

Музей по этому адресу был открыт 11 апреля 1975 года. Восстановлена спальня, прихожая, большая и малая гостиные, грим-уборная. В бывшей детской половине квартиры расположился экспозиционный зал, где можно увидеть витрины с многочисленными собраниями афиш, открыток, личных писем, декораций, фотографий и костюмов с выступлений, иллюстрирующих жизнь Фёдора Шаляпина во всех подробностях.





«… работая в церковном хоре /мальчиком/ я не раз, глядя на лик Христа или какого-нибудь святого,
шептал: — Господи, помоги мне когда-нибудь петь в театре…»

«Я, вообще, не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы.
Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески.»

После отъезда певца, в течение 20 лет, интерьеры квартиры и вещи Шаляпина бережно хранились его другом
и секретарем Дворищиным, которому певец передал свою квартиру, уезжая. Во время войны квартира стала коммунальной — здесь поселились 17 семей. Все вещи своего друга и хозяина Дворищин вынужден был перенести в свою небольшую комнатку, которая стала напоминать скорее мебельный склад, чем жилое помещение, ходить по ней стало можно только «бочком».

В 1942 году друг певца скончался и уникальные документы из архива Шаляпина, его личные вещи и подлинные интерьеры квартиры оказались под угрозой уничтожения. Спасены они были чудом, благодаря счастливой случайности, и затем переданы в театральный музей.

«Когда я кончил петь, раздались аплодисменты. Это изумило меня, и я подумал, что аплодируют не мне.
Но дирижёр шептал: — Кланяйся, чёрт! Кланяйся!»

«Играл оркестр. Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел, очарованный. Предо мною ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривая друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса. Занавес опускался, а я все стоял, очарованный сном наяву, сном, которого я никогда не видал, но всегда ждал его, жду и по сей день.»

Мне нравится быть в музеях, когда там нет много людей, когда тишина подчеркивает обстановку, где время остановилось… как в квартире Достоевского, доме Пушкина… в Александровском дворце Царского Села… каждое из этих мест имеет свою ауру… свои эмоции… прикоснуться хоть на мгновение к прошлому, разве это плохо?)
В квартире Шаляпина есть одна картина…

» В центре обнаженная фигура Шаляпина в полный рост. Голова — 3/4 вправо. Полусидит среди скал. Повелительный, «дирижирующий» жест вскинутых рук, правая нога согнута в колене. На переднем плане две обезьяны.
Одна из них повторяет «дирижирующий» жест. Слева у ноги Шаляпина лира и трагическая античная маска.
Справа в уменьшенном масштабе со спины дана фигура Шаляпина., опирающегося на посох.»
В января 1917 г. Шаляпин позирует художнику Яковлеву для большого портрета. Фигура знаменитого певца, знаменитого современника, воспринимается художником в двух эпохах: минувшей и грядущей.
Картина треснула в день смерти Фёдора Ивановича…

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий