Поиск

Первый вагон-рефрижератор с принудительным охлаждением изобретён в России?


картинка

Нашёл в Сети описание первого русского вагона с механическим охлаждением системы Силича:
Первый русский вагон с механическим охлаждением – рефрижератор системы Силича был построен на Коломенском заводе в 1910 году. Внутри вагона находилось отделение для обслуживающего персонала, холодильная установка и камеры для перевозимого груза, в которых могла поддерживаться необходимая температура. Грузоподъемность его составляла 11 т, тара – 47 т. Тележки он имел такие же, как и у багажных вагонов, что позволяло использовать его в пассажирских поездах.
(фото и текст из книги «История грузовых железнодорожных перевозок в России ХIХ-ХХ века»)

Теперь внимание. Мне стало интересно, не была ли скопирована система, например, у американцев: у них существовала уже в то время очень разветвлённая сеть использования вагонов-ледников (а солёный лёд позволял даже в таких примитивных устройствах поддерживать температуру -21°С.), для доставки замороженного мяса, охлаждённых фруктов и овощей в разные районы страны. Через определённое расстояние, у крупных станций, были построены фабрики льда, который регулярно заменялся в изотермических вагонах-ледниках. Огромная инфраструктура! (кстати, в России инфраструктура по обслуживанию вагонов-ледников тогда тоже была)
Но ничего о вагонах-рефрижераторах с принудительным охлаждением я раньше 1920-х годов не нашёл! Ни на русском, ни на английском. Может, просто плохо искал?
На Западе существовали целые суда-рефрижераторы, доставлявшие, например, мороженное мясо из Австралии и Новой Зеландии на Британские острова ещё с конца семидесятых годов XIX века. Но судовая рефрижераторная установка это не железнодорожная. 🙂 Габарит несколько не тот.
Для европейских железных дорог тогда хватало и вагонов-ледников с избытком — расстояния не те.
Прошу помощи — может у кого есть информация о вагонах-рефрижераторах с принудительным механическим охлаждением до 1910 года в какой-либо стране мира? А то не хотелось бы публично в своём журнале заявить о русском приоритете, в то время когда это не соответствует действительности. Я у себя никогда не публиковал материалов, достоверность которых вызывает сомнения.

Кнопка
или

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий