Поиск

История создания храма Спаса на Крови


Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти
Александра II 27 апреля 1881 года. Временная часовню, по проекту молодого Л.Н. Бенуа, была возведена
уже 04 апреля 1881 года и освящена 17 апреля — в день рождения Александра II.

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов,
а строительные работы оплатил купец Милитин. В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души
убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть
мостовой со следами крови убитого императора. Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно
было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии.
На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года — до начала сооружения каменного храма.
После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно.

Проекты подавались под условным девизом, срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года.
К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А.И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих:И.С. Китнера и А.Л. Гуна, В.А. Шретера, А.О. Томишко, И.С. Богомолова и др. Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года.
Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А.О. Томишко
(известного как автор проекта тюрьмы «Кресты» ).

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего
одобрения. Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями», но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен
в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле». Также царь пожелал,
что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде
особого придела». Выбор архитектурного стиля был обусловлен тем, что после 01 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года
о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым.
Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля».
Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси», «стиль эпохи московских царей»,
которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Новый храм мог должен был стать
не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.



Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте – апреле 1882 года. К 28 апреля
в Городскую управу было представлено 28 проектов. Постфактум поступило еще три.
Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма — А. А. Парланд.


В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия . Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением — эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания. С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II.


29 июня 1883 года Александр III одобрил совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда.


Император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом». Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром, который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия.Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного. Кандидатуру Штрома отклонили, но его
предложения существенно повлиялина композицию осуществлённой постройки.

«В окончательной редакции» проект настолько далеко отошелот совместного конкурсного варианта, что
А.А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания. Детали проекта уточнялись
уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года.
Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато
стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила
функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.

После освящения постройки, в народе прижилось
название -Спас на Крови, хотя каноническое наименование собора —
храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного пораненияв Бозе почившего императора Александра II
picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий