Поиск

Обыкновенное варварство


Давненько у нас не было новостей про уничтожение приятных улиц ради мифической пропускной способности для машинок. Городам и регионам на это часто даже выделяют денег из федерального бюджета. Чаще всего улучшайзинг заключается в новом (иногда ровном) асфальте и новых бордюрах, а бонусом идут километры новых заборов и ещё больше ярких знаков. После же сдачи улицы и отчётов мэрии о потраченных миллиардах выясняется, что… на таких дорогах начинают гибнуть люди в авариях.

Деньги — вещь универсальная, их можно пускать на нормальные цели, но заморачиваться и делать что-то полезное сложно и не очень понятно. Российская практика однозначно это доказывает: угробить что-то хорошее можно очень быстро и просто, на это всегда найдут пару сотен миллионов, а вот исправлять проблемы можно десятилетиями. Не верите? Просто посмотрите на безобразие из Великих Лук!

Великие Луки

Это небольшой город в Псковской области с 90 тыс. жителями. Во время войны город был полностью разрушен в ходе бомбардировок, но вошёл в число первых 15 городов, которые подлежали первоочередному восстановлению. После войны из столицы сюда были откомандированы архитекторы, которые руководили процессом восстановления.

Транспортники делали ставку на удобный, эффективный и быстрый общественный транспорт для перевозки больших групп людей, не забывая при этом о развитии улично-дорожной сети и объездных дорог вокруг города.

Проспект Ленина, 1960-ые
Проспект Ленина, 1960-ые

Так появился центральный проспект Ленина с превосходной советской архитектурой и двумя рядами лип по обеим сторонам. В 2019 году Комитет по охране культурного наследия Псковской области издал Приказ №51 об охране центра города Великие Луки как Исторического поселения регионального значения. В рамках приказа охране подлежит историческая застройка, габариты улиц и зелёные насаждения, формирующие урбанистический ландшафт. 

Как вы уже могли догадаться, именно эта улица попала в планы на реконструкцию.

Проспект Ленина, 1960-ые
Проспект Ленина, 1960-ые

Первый этап убийства улицы

Варварство началось задолго до 2020 года. Вот краткая история:

1. В 2007 г. обанкротилось автотранспортное предприятие Великих Лук, которое занималось перевозками. Администрация взяла курс на тотальную автомобилизацию города — на это деньги находились.

2. В это же время псковские специалисты пересматривают схемы движения во всём городе. Их выводы весьма ожидаемы для тех лет: нужно расширить улицы и ввести одностороннее движение на некоторых участках — уж после этого пробки точно исчезнут. Работы, в том числе, касались проспекта Ленина.

3. Поднялась довольно сильная протестная волна, в том числе ветеранов, которые восстанавливали город после войны и высаживали эти деревья. Также возмущались жители проспекта. Несмотря на протесты, было принято решение о расширении.

5. Расширение мотивировали увеличением пропускной способности и разгрузкой проспекта. В городе появились пробки, а появились они после уничтожения общественного транспорта.

6. Проспект расширили на некоторых участках. Было вырублено около 100 деревьев, сейчас на нескольких участках проспекта уже не два ряда лип, а всего один.

7. Пропускную способность увеличить не удалось — крайние ряды оказались запаркованы. Движение происходит по-прежнему по одной полосе в каждую сторону. Парковка разрешена на нескольких участках проспекта.

Разрешенная парковка на пр. Ленина — красные линии. Стройка одного из трех подземных переходов — красный круг. Граница охраняемого Исторического поселения регионального значения — зелёная линия
Разрешенная парковка на пр. Ленина — красные линии. Стройка одного из трех подземных переходов — красный круг. Граница охраняемого Исторического поселения регионального значения — зелёная линия

Новый этап убийства улицы

В Великих Луках начали повторять прежние ошибки. В 2015 году был объявлен тендер на подготовку проектной документации капитального ремонта проспекта Ленина с его расширением. 

В 2019 году был принят проект строительства трёх подземных переходов на проспекте. Напомню, речь идёт о центральном проспекте с 1-2 полосами в каждую сторону:

Проспект Ленина, 2019 год
Проспект Ленина, 2019 год

Что же планируют сделать? Например, вырубить 347 деревьев. Всего их осталось 390 на всей улице.

В качестве компенсационного озеленения запланировано высадить 11 маленьких саженцев и 580 кустарников. Щедро!

 

Реакция жителей и чиновников

Превращение центрального проспекта с зеленью и красивой архитектурой в асфальтовое поле с подземными переходами — сомнительная идея, тут не нужно быть урбанистом или транспортником, чтобы понять последствия подобного варварства. 

Жители начали бить тревогу: было отправлено около 200 обращений, письмо в Комитет по охране культурного наследия, создали петицию против расширения на имя губернатора, публичная кампания в соцсетях. Даже расклеили объявления о проекте на деревьях:

https://instagram.com/p/CBTEfydKwiC

А что мэрия? Изначально в СМИ не упоминали о планах расширения проспекта, тем более не говорили о деревьях. После поступления первых обращений местные государственные СМИ начали выпускать однобокие материалы в поддержку расширения проспекта.

Практически в каждом репортаже говорят о том, что проект одобрен Губернатором.  Заявления же часто не соответствуют реальным планам:

Теперь заторы на проспекте не называют главной причиной расширения. Новый аргумент — замена ливневой канализации, которая находится в плачевном состоянии.

Расширять не надо, так что надо?

По улицам ходят дети, тут работает бизнес, живут люди, ездят велосипедисты и так далее. Дизайн пространства напрямую влияет на ощущение человека в городе: хочет ли он остаться на улице, зайти в магазины или просто сфотографировать красивый дом, или же улица его прогоняет. Поэтому создавать проекты лишь исходя из числа машин на улице и того, как они едут — архиглупо и невежественно по отношению к каждому жителю города.

Сейчас в Великих Луках задумали повторить самые топорные ошибки полувековой давности. Расширять улицы ради борьбы с пробками так же эффективно, как расстёгивать пояс при ожирении — сначала будет легче, а потом ещё хуже. Весь мир от этого давно ушёл. Даже российские города с умным руководством так не делают, посмотрите хотя бы на Москву и Белгород.

Снос деревьев — варварство по отношению к истории города и его жителям. Реконструировать ливнёвку можно без расширения и сноса деревьев. Более того, деревья своей кроной поглощают осадки и уводят воду в почву — это естественный дренаж. Если всё срубить и закатать в асфальт, то нагрузка на ливнёвку вырастет многократно и лучше от этого никому не станет. Бонусом будет идти нагрев поверхности, ухудшение микроклимата и обеднение животного мира.  

Тут можно вспомнить Красноярск, где недавно тоже реконструировали главный проспект города, и тоже строили ливнёвку — тут после работ высадили дополнительные деревья, а не рубили их. Тем более никому в голову не пришло гонять людей по лестницам для перехода улицы, наоборот, сделали новые переходы. А ведь Красноярск — миллионник, а не 90-тысячный город.

Новые деревья справа
Новые деревья справа

Ну и самое главное: безопасность. Подземные переходы на обычных улицах не делают город безопаснее, это градостроительный миф 1970-х годов. Ещё это самый дорогой способ перенести пробку на несколько десятков метров дальше и сделать город агрессивным для маломобильных людей. В развитых городах такие переходы или закрывают, или хотя бы дублируют наземным переходом

Расширение улицы не спасёт от пробок, зато ударит по безопасности. Чем больше полос — тем сильнее желание ехать быстрее, особенно по ночам, когда трафика особо нет. Ошибка водителя на скорости может убить не только людей в машине, но и окружающих. Поэтому города по всему миру делают «дорожную диету» — это делает движение безопасным и повышает пропускную способность:

Узкие улицы безопаснее для всех, поэтому в развитых городах редко встретишь улицы шире 2 полос в каждую сторону с локальным уширением у перекрёстков — делать шире бессмысленно. Если у вас в городе пробки, то нужно делать нормальный общественный транспорт и увеличивать провозную способность улиц в десятки раз без сноса деревьев и создания проблем для всех жителей. Просто посмотрите на улицу в новом районе Амстердама — она эффективная, безопасная и приятная, никому в голову не придёт закатать её в асфальт ради ещё трёх полос для машин:

А как вам магистральная улица в новом районе Стокгольма? Город регулярно входит в разные рейтинги топовых городов мира, наверняка у него можно чему-то поучиться.

А как вам аналогичное в Копенгагене? Тут нет трамвая, но и подземники никто не роет. Конечно, псковские специалисты могут туда приехать и тоже рассказать про расширение и односторонние улицы, вместо канала как раз войдёт несколько полос. Но что-то мне подсказывает, что из города их проводят со смехом.

Сейчас мэрия Великих Лук занимается откровенным вредительством. Проект дорогой и сделает город хуже. Самое обидное, что платить придётся не только за стройку, но ещё и за поддержание новых квадратных метров асфальта и туннелей перехода — это очень дорого. В финале же, лет через 30, всё это придётся сносить и приводить улицы к оригинальному виду. Вот только все эти десятилетия люди будут страдать от таких «удобств».

Вместо оправдания плохого проекта, лучше пустить силы и деньги на нормальный общественный транспорт: введение выделенок, закупку современных автобусов, печать расписаний на остановки, введение коротких интервалов и так далее. Общественный транспорт спасёт город от пробок и сделает город удобнее для всех, в отличие от расширения дорог и стройки подземных переходов. Если текущий мэр этого не понимает, то, вероятно, пришло время избрать другого.

UPD Текст поста был изменён, информация про реконструкцию по программе БКД была ложной.

gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий