Поиск

Сказочный Свято-Владимирский собор. Киев


Нет на Руси для русского художника святее
и плодотворнее дела, как украшение храма
В. Васнецов

Владимирский собор в Киеве — один из самых красивых храмов города, возвышающийся над бульваром Тараса Шевченко. Это одно из многих поистине знаковых мест столицы Украины, которые, вместе взятые, и составляют исторический портрет города.

Владимирский собор. Старинная фотография

Архитектура Владимирского собора, построенного в честь крестителя Руси – князя Владимира , традиционна для русского зодчества.

Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889

Внешнее и внутреннее убранство собора выполнено в старовизантийском стиле, который присущ церквям, строившимся во времена Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

С другой стороны, в архитектуре храма отчетливо видны и черты Николаевского стиля, преобладающего во многих зданиях того времени. Шестистолпный Владимирский собор в Киеве увенчан семью куполами. Длина храма составляет 55 метров, ширина — 30, в высоту собор вместе с крестом достигает 49 метров.

По некоторым источникам, идея создания Владимирского собора в Киеве принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Что касается официального подтверждения строительства храма, то оно было получено от Николая I в 1852 году. Обращение Филарета к народу со словами о том, что в граде Киеве до сих пор еще нет «храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира», нашло отклик в сердцах многих верующих.

Был брошен своеобразный клич на сбор средств для возведения собора. Первым свою посильную лепту внес сам митрополит, пожертвовав 7 тысяч рублей. Идею поддержало достаточно большое количество людей и, к 1859 году было собрано около 100 тыс. рублей. Киево-Печерская Лавра также внесла свой вклад в это благое дело, предоставив для строительства миллион штук кирпича.

Авторство первоначального проекта Владимирского собора в Киеве приписывают архитектору И.В. Штрому. Однако, его идея была настолько неподъемной по финансам, что проект был значительно видоизменен в сторону уменьшения количества затрачиваемых средств.

Дальнейшей разработкой занялся епархиальный архитектор П.И. Спарро. Вместо планируемых 13 куполов он решил оставить всего 7, внес в проект и другие изменения.

Последующую работу над планированием Владимирского собора взял на себя архитектор А.В. Беретти, который, в свою очередь, тоже внес кое-какие коррективы, увеличив размеры храма в полтора раза.

Именно по проекту А.В. Беретти и был возведен собор, а первый камень в его основание заложил митрополит Арсений, что произошло 15 июня 1862 года. Эта дата была выбрана неслучайно, именно 15 июня на Руси праздновался день памяти князя Владимира.

В течение двух лет, с 1862 по 1864 годы, кипела работа над строительством Владимирского собора в Киеве. Но, даже несмотря на то, что стены были выведены уже почти до куполов, строительство пришлось приостановить. На арках, сводах, да и на самих стенах храма стали появляться трещины, причем довольно глубокие, представлявшие опасность для здания.

Чтобы исправить эти недостатки требовались огромные финансовые вливания, а достаточных средств на тот момент в казне не было. Поэтому, десять следующих лет недостроенный храм ожидал своей участи.

Только в 1875 году по приказу Государя Александра Николаевича строительство собора было возобновлено. Доработку проекта поручили Рудольфу Бернгарду, а все последующие работы выполнял архитектор В.Николаев, под руководством которого все-таки удалось завершить возведение храма. Эпопея с появлением в Киеве Владимирского собора закончилась только в 1882 году.

Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В.Николаеву, но позднее, в 1885 году руководство оформлением декора собора была передано А.В. Прахову. Он не только управлял командой художников, но и выступил автором некоторых деталей интерьера, в частности массивных бронзовых дверей, на которых изображены образы княгини Ольги и князя Владимира.

Мрамор – главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Не секрет, что основная ценность Владимирского собора – это его уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В работе над оформлением собора приняли участие ведущие русские художники В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский, работавшие под руководством А.В. Прахова.

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?)

Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом.

Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то «Крещение князя Владимира» и «Крещение Киевской Руси», а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.

Виктор Васнецов.Крещение Киевской Руси

Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.


Правый неф


Левый неф

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора.

Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел.

Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.

Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами.


Искусствоведы недаром назвали этот образ «Васнецовской Божьей Матерью», ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели.

А своему рождению Чудный образ Богородицы обязан одному из великих киевских чудес конца XIХ века ‒ явление Богородицы строителям Владимирского собора, хотя в этом случае о чуде свидетельствовали совсем не «простые люди», и воплотилось оно в произведении высокого искусства.

Профессор-искусствовед А. Прахов, руководивший росписью стен собора, и вице-губернатор А. Баумгартен, возглавлявший комиссию по его сооружению, не всегда ладили между собой. Друзьями и близкими приятелями они не были. Поэтому возможность тайного сговора между ними исключалась.
4 января 1885 года они сошлись на паперти для осмотра недавно оштукатуренных для живописных работ стен. Вошли в храм и все, что произошло дальше, задокументировали на отдельном листе бумаги, вынутом из папки профессора. Вот этот текст:

«4 января 1885 года, прибыв во Владимирский собор для разных соображений [относительно росписи стен. ‒ А. М.], мы, ниже подписавшиеся, остановились близь входных дверей, говоря об украшениях главного алтаря.

Затем после молчания, во время которого каждый из нас всматривался в запрестольную стену, сначала недоверчиво, стали проверять друг друга, что представляется каждому из нас на той стене, и затем сознались друг другу, что видим на ней изображение, здесь начертанное [к тексту прилагался рисунок. ‒ А.М.], образовавшееся из пятен штукатурки.
Председатель комитета по постройке собора вице-губернатор
Баумгартен.
Профессор С.-Петербургского университета
Адриан Прахов»

Зарисовка в альбоме профессора А. Прахова, сделанная утром 4 января 1885 г.

На том месте в апсиде, где появилось изображение Богородицы с Богомладенцем, как писал проф. Н. Петров (Чтения в церк.-арх. общ. ‒ Вып. 2. ‒ К., 1889) планировалось написать «Знамение Божией Матери», но, пользуясь предоставленным ему министерством внутренних дел правом «самолично назначать св. изображения», Прахов настоял на своем. Центральное место в соборе отвели для изображения Богоматери с младенцем Христом, которое мы сегодня и видим.

Интересно создание образа младенца Иисуса Христа.
Однажды весной, вспоминал Виктор Михайлович, его жена Александра Владимировна «вынесла в первый раз на воздух Мишу, еще младенца». И тогда же произошло еще одно чудо: ребенок на руках матери повторил тот же жест, который когда-то привиделся его отцу: «Увидев плывущие по голубому небу облачка и летящих птиц, [ребенок] от радости всплеснул обеими ручонками, точно хотел захватить, прижать к сердцу все, что увидел первый раз в жизни».

Так объяснял «символическое движение рук Богомладенца, понятное не для всякого» (слова проф. Н. Петрова) сам художник. Оно было необычное для иконографической традиции, но в то же время в нем было нечто запоминающееся и интригующее.

А в облике Богородицы можно увидеть черты жены художника -А.В.Васнецовой

Запрестольный образ Васнецова имел огромный успех. «Слава о ней [Богоматери кисти Васнецова. ‒ А.М.], ‒ писали «Киевские церковные ведомости» в 1896 г., ‒ распространилась далеко за пределами нашего отечества, и в соборе не редкость видеть иностранцев, восторгающихся Мадонною Васнецова, сравнивая её с Мадонною Рафаэля».

Со временем живописный комплекс собора стал образцом, по которому расписывались церкви как в самом Киеве, так и далеко за его пределами.

Чудо религиозное породило другое ‒ художественное. Едва ли стоит спорить о том, что именно увидели в свое время Прахов и Баумгартен на просыхающей штукатурке Владимирского собора – прекрасное видение или просто пятна от сырости. Чудо свершилось, набрало сил и обрело чарующий живописный облик. В мире появилась еще одна прекрасная легенда.

Верующим людям хорошо известно, что чудо не нуждается в доказательствах. Оно наделено своей собственной внутренней энергией, особой убедительностью и существует вне пределов разума.
Чудеса подтверждаются, а не доказываются.

Из-под кисти В.М.Васнецова вышли следующие композиции: Евхаристия, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение.

По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: «Я поставил свечку Богу».

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко.

Виктор Васнецов.Крещение князя Владимира

Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского.

Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.

Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.
1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

В.М. Васнецов во Владимирском соборе в Киеве.1880-е гг.

https://yuhanson.livejournal.com/654610.html
https://bellezza-storia.livejournal.com/190694.html
https://bolivar-s.livejournal.com/1068725.html
https://prajt.livejournal.com/107411.html

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий