Поиск

Рецензия на фильм «Фея» 2020



В разгар самоизоляции, когда кинотеатры закрыты, на Kinopoisk HD вышел новый фильм Анны Меликян "Фея". Собственно, этот новый фильм стал одной из ключевых причин ознакомиться с прошлым творчеством режиссёра, ведь формально все три фильма "Русалка"-"Звезда"-"Фея" объединены в условную трилогию. Не могу я просто так взять и посмотреть новый фильм, если до него что-то уже было, пусть даже условно. Посмотрим, что же получилось в итоге.

Популярный российский геймдизайнер Евгений Войгин в своей счастливой жизни натыкается на странные непреодолимые препятствия. Во-первых, его дочка Маша решила замолчать после развода родителей, из-за чего общение отца с дочерью стало односторонним. Во-вторых, в интернете объявилась нео-нацистская группировка, которая забивает до смерти бомжей, иммигрантов и геев, а весь процесс снимает на видео, заканчивая ролик фирменным жестом главного героя компьютерной игры "Коловрат", третью часть которой готовит к выходу студия Войгина. На фоне всех этих препятствий Евгений случайно знакомится с Таней — странной девушкой из эко-активистского движения, которая вдруг распознаёт в Войгине реинкарнацию художника Андрея Рублёва. Вот и придётся теперь Евгению метаться между дочкой, странной девушкой, новостями об очередных убийствах, угрозами запретить его игру и попытками сделать что-то значимое, достойное уровня русского художника.

Даже такого описания достаточно, чтобы понять, что фильм элементарно перегружен сюжетными ветками. Из-за неуёмного желания накидать в одну кучу всё и сразу, сюжет разваливается на отдельные элементы, которые никак не хотят складываться в единую картину. От бесконечного потока информации устаёшь уже в середине фильма, и вместо того чтобы свести всё к единому знаменателю или хотя бы обосновать своё существование, сюжет продолжает вводить новые элементы и ещё сильнее запутывают восприятие. Обилие сюжетных веток не было бы такой проблемой, если бы они логично завершались и влияли на общую картину. Вместо этого сюжетные арки обрываются на полуслове и стреляют в пустоту.
При этом фильм длится два с половиной часа, а динамика происходящего редко предпринимает попытки обогнать черепаху. За героями попросту скучно следить — и виной тому недостаточная проработка характеров персонажей. Здесь слишком много функциональных персонажей, которые появляются, совершают действие или говорят пару фраз, а потом исчезают в небытии сюжета. Как результат персонажам тут даже переживать не хочется, да и кому тут можно переживать? Зажравшемуся геймдизайнеру с приклеенной к голове кепкой? Безумной дуре с большими глазами, которая у себя в голове уже свадьбу сыграла? Маленькой девочке, страдающей от дефицита внимания родителей? Неонацисту, который вдруг узнал, что в мире есть любовь? Женщине-депутату, которой наплевать на всё, а в первую очередь на своего сына? Всей банде эко-активисток, которые слепо верят, что их действия что-то изменят? Ткни в любого пальцем — палец неделю отмывать придётся.

Затянутость сюжета подчёркивается неспешными планами, медленными ракурсами, которые помимо прочего ещё и иногда впадают в затяжной рапид, и неторопливым повествованием, и это совершенно не идёт фильму на пользу. У режиссёра Анны Меликян не получается создать драму, не выходит нагнать напряжения, не складывается выдать историю, которой хочется проникнутся. Хуже всего то, что характеры героев совершенно не развиваются. У героев нет эволюции или хоть какого-то движения. В одной из сцен, движимый чувством праведного дела, главный герой приходит к депутату и просит посодействовать в одном деле, на что ему задаётся вопрос "А вам зачем это надо?", на что герой отвечает "Не знаю". Вот бы где развернуть развитие персонажа, вот где нагнать психологизма и вот где слепить конфетку из бесформенной массы. Но нет — этот выстрел тоже уходит в пустоту. Ружьё оказывается заряженным холостыми.

Кроме того, если в предыдущих фильмах "Русалка" и "Звезда" простая и человеческая драма сопровождалась юмором, который сглаживал восприятие и раскрывал новые грани героев, то здесь всё действие нарочито серьёзное с отсутствующими намёками на юмор. Ещё одним значительным отличием становится смена национальной принадлежности картины. Как ни странно, но в первых двух фильмах чувствовалось, что фильмы сняты в России и для российского зрителя. Они на уровне подсознания создавали уютный уголок чего-то своего, родного. "Фея" же старается максимально дистанцироваться от этого про-российского настроения. Фильм буквально снят на американский манер, режет слух односложными, словно переведёнными на русский язык, диалогами, а используемые штампы характерны для голливудского, а не нашего кино.

Как человека, достаточно хорошо разбирающегося в игровой индустрии, меня буквально выворачивало от абсолютной оторванности представлений о ней у авторов фильма. Ну окей — сделали вы главного героя геймдизайнером из России — это же сейчас так модно. Что делают игровые разработчики? Видеоигру "Коловрат 3" для виртуальной реальности, в которую играют в шлеме PlayStation VR! Про то, что интерфейс игры предлагает нажимать кнопки, а игрок размахивает контроллерами движения я даже начинать не буду (да, люди в VR-гарнитурах всё ещё выглядят глупо со стороны). Мало того что сама концепция гениального русского геймдизайнера, который делает лучшие компьютерные игры, вызывает смех, так ведь она же ещё и ничем не подтверждается. На компьютерную графику новой "игры" без слёз смотреть невозможно — в современном мире такой сиквел закидали бы помидорами, обрушили бы рейтинг на Метакритике и забыли бы на следующий день. Оставив за скобками весь национальный посыл (Воин Коловрат, Русь, храмы, соборы, иконы) можно только ужаснуться игре про сражения с оборотнями и исследование исторических соборов. Авторы явно "что-то слышали" про "Ведьмака 3" (польскую игру по мотивам серии книг польского же писателя Анжея Сапковского) и пытались создать аналогию, но "что-то слышать" про игру и знать, что она из себя преставляет — это две большие разницы, о которых авторам фильма совершенно невдомёк. А уж когда по сюжету фильма игру "запрещают в России" — становится истерически больно. Игры уже давно выходят одновременно во всём мире, так что даже запрет игры в одной стране не может остановить производство. Даже программист одиночка в состоянии написать игру и опубликовать её в Steam, GoG, EGS или на какой-нибудь другой цифровой полке. В фильме же отсутствует базовое понятие о игропроизводстве. Делать главного героя связанным с игровой индустрией с таким подходом было большой ошибкой.

Екатерина Агеева, сыгравшую экоактивистку Таню, продолжает развивать идею девушек, оторванных от реальности. Она действительно словно живёт в каком-то ином мире, и её манера поведения приравнивает её к маленькой девочке, которая испуганными большими глазами смотрит на мир и не в состоянии найти в нём своё место. Именно поэтому она живёт в властном женском коллективе, в котором ей строго и чётко говорят где и во сколько она должна быть и что должна делать. Она — человек без своего мнения; фея, витающая в облаках собственных мыслей, которые не имеют ничего общего с объективной реальностью. Поэтому она так легко сходится с дочкой Войгина — они по психологическому возрасту подходят друг другу.

Константин Хабенский в роли Евгения Войгина даже играть не старается. Весь фильм он ходит с одним плоским выражением лица, на котором даже эмоции не проявляются, и одной кепкой, которая намертво прилипла к его макушке. Кроме того Войгин является типичным антигероем — наглый, дерзкий, асоциальный и просто неприятный тип, за которым зритель вынужден наблюдать. Лишь один раз режиссёр срывается и в уста главного героя вкладывает мнение о современном обществе, всеобщей компьютеризации и дебилизации населения ("А что будет с теми, кто остался без работы, остался в оффлайне?", "Тут вариантов немного — их будут просто убивать"). Всё остальное время он праздно шатается в кадре от сцены к сцене.

Главным местом действия, как и в предыдущих фильмах трилогии "Русалка"-"Звезда"-"Фея" всё ещё числится Москва, но на этот раз режиссёр словно стремится убраться от неё подальше — хоть в виртуальную реальность, хоть в какой-нибудь уездный город. Жизнь в мегаполисе корёжит жизни, судьбы и мысли, а ответом становится возврат к корням и осмысление понятия духовности русского народа. Режиссёр пытается высказаться об отсутствии этой самой духовности в современном человеке и в редкие моменты это ей удаётся.
Как и в предыдущих фильмах, Анна Меликян рассказывает историю странной девушки, которая не вписывается в общество ни внешне, ни социально. Вот только в этот раз история не заканчивается трагедией — в конечном счёте героиня находит своё место в жизни, а это уже можно считать хэппи ендом.
Сильнее всего заметна линия сквозных персонажей — и Алиса из "Русалки", и Маша из "Звезды" тут присутствуют, но по факту — это другие герои, хоть играют их те же актрисы. Это такой маленький бонус для тех, кто смотрел и "Русалку", и "Звезду", ведь функционала в нём ни на грамм.

"Фея" — это очень странный фильм по нескольким причинам. Он пытается собрать в кучу все мысли о духовности русского народа, плюнуть в лицо современному обществу, да ещё и быть в тренде новых веяний. Однако по факту, ни одна из тем не раскрыта достаточно широко, обилие сюжетных линий, которые уходят в молоко, поражает воображение, а неровная актёрская игра ещё сильнее смазывает впечатления. Тем не менее фильм снят добротно и содержит несколько здравых мыслей, чтобы задуматься, но до предыдущих работ режиссёра не дотягивается.
https://s3tr0n.livejournal.com/205222.html

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий