Поиск

Неудавшийся трап-эскалатор для Л. И. Брежнева. Комиссия не приняла проект из-за пяти ступенек.


С чего всё начиналось

История создания трапа для генерального секретаря началась в сентябре 1979 года. Директор рижского опытного завода №85 И. Афанасьев был срочно вызван в Москву. Заместитель министра гражданской авиации Ю. Мамсуров передал Афанасьеву задание министра Б. Бугаева на срочное изготовление трапа-эскалатора для эксплуатации на Ил-62. Лишь намеками, замминистра дал понять директору завода №85 значимость этого проекта, и для кого он предназначался.

Главной проблемой создания данного проекта являлось время. Его катастрофически не хватало. На выполнение задания дали две недели, несмотря на то, что руководитель завода рассчитывал на несколько месяцев.

И. Афанасьев собрал всех руководителей служб и цехов с целью озвучить главную задачу на ближайшее время. Пришлось отсрочить некоторые незавершенные проекты для гражданской авиации. Опыта по созданию трапов-эскалаторов ни у кого не было. Более того, завод не имел даже базовых чертежей для подобной конструкции.

Конструкторы были вынуждены искать нужную информацию на стороне. Первым делом была изучена работа эскалаторов в театрах и магазинах Ленинграда, однако этого было недостаточно.

Через некоторое время удалось узнать, что в Донецке существует завод по производству эскалаторов. Оттуда были привезены два поэтажных эскалатора. Состояние их было не из лучших, поэтому конструкторам пришлось смазывать и дорабатывать эскалаторы своими силами.

В ходе постройки трапа-эскалатора конструкторы столкнулись с множеством проблем. Главной из них являлась скорость работы — эскалатор движется со скоростью один метр в секунду, однако для заказчиков это показалось слишком быстро. Пришлось замедлить эскалатор в пять раз, а также внедрить систему аварийной остановки эскалатора.

Работникам завода №85 выдавались разные задания. Каждый должен был создать какой-либо элемент к обеду следующего дня. Спецзадание выполняли только лучшие специалисты, но даже они не всегда успевали уложиться в срок. Им приходилось трудиться без выходных. Многие боялись потерять свою должность, так-как все всё прекрасно знали.

Электропитание трапа должно было быть автономным, от генератора тягача ЗиЛ-130. В ходе первых испытаний трапа-эскалатора, в цехе стоял сильнейший шум двигателя, ибо работа обеспечивалась лишь на высоких оборотах. Более того, из-за таких условий рядом с эскалатором в буквальном смысле были клубы дыма. Стояла сильная тряска. За это трап был прозван "динозавром".

Конструкторам завода №85 не удалось уложиться в срок. Вместо предложенных двух недель у них ушло больше четырех месяцев. Работы завершились в 1980 году.

Транспортировка трапа в Москву не обошлась без приключений. Из-за габаритов его не хотели пропускать на железнодорожную платформу. Сопровождающим приходилось прямо говорить, что они везут спецзаказ для Леонида Ильича. Только так им давали зеленый свет.

По прибытию во Внуково трап никто не хотел принимать. Замминистра вмешался в это дело, и вот, наконец трап привезли на стоянку под открытым небом. Специальная комиссия почти сразу же "забраковала" новенький трап. Первой претензией к конструкции стали ступеньки у основания, в количестве пяти штук. Их быть не должно, ведь заказчик желал, чтобы Л.И. Брежнев поднимался с земли. Также, комиссии не понравилась и высота ступенек. Учитывая возраст и состояние здоровья генсека, такой трап ему не подходил.

Всего комиссия насчитала 24 недочета. Например, «ЗИЛ-130» считался для них уже устаревшим и в качестве шасси для трапа уже не годился. Да и сам трап был неустойчив при прохождении верхней площадки.

В итоге был потрачен целый год работы, четверть миллиона советских рублей и конечно же — нервы. Трап подлежал списанию. Для Брежнева закупили зарубежный трап-эскалатор, который мог поднимать пассажиров с земли. Правда, воспользоваться этим трапом никто не успел. В 1985 году его отправили в спецхранилище.

(с)

См.также:

Парадоксы СССР: Туалетная бумага стартовала вместе с Ту-144

Семечки для Никсона

Как французы пытались сбить самолёт с Брежневым

Секреты особой кухни Кремля существовавшей со сталинских времен.

Леонид Ильич Брежнев в зарубежных поездках

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий