Поиск

Новая школа: делаем сдержанно и продуманно


Человек формирует среду, но среда формирует человека — сначала мы строим дома, прокладываем улицы, высаживаем деревья, возводим детские площадки, парки и набережные, а потом они каждый день влияют на наше поведение и формируют привычки. От качества архитектуры и деталей зависит наш же комфорт, удовольствие от города и здоровье. 

Особенно это актуально для детей, которые лишь учатся взаимодействовать с миром вокруг. На примере детских площадок я часто рассказываю о важности естественных материалов, социализацию через игру, обучении через падения и прочие детали — детские площадки делают не для спокойного отдыха родителей, а для подготовки детей к будущей жизни.

Но если говорить не просто об игровых в парках и дворах, а о садиках и школах? Дети проводят в них много времени, эти места навсегда остаются в памяти и в какой-то мере становятся вторым домом. 

При обсуждении этих мест у нас любят всё сводить к количеству классов и числу учителей — это безусловно важно, но это далеко не весь набор, нельзя игнорировать среду вокруг. В погоне за количеством у нас очень часто забывают про детали и общие видение, поэтому новые садики и школы напоминают скорее казармы, а не приятное место, куда хочется каждое утро ходить. Хотя есть и обратная практика: школы пытаются превратить в замки или какую-нибудь избу из сказки, перегибая палку адекватности.

Сегодня предлагаю посмотреть на благоустройство у садика и школы в районе «Новая жизнь» в Белгороде — там смогли уйти от стереотипов, создав отличное место для взросления. Внутрь, к сожалению, попасть не получилось, но проработка территории вокруг не менее интересна.

Забор головного мозга

Школа и детский сад составляют единый комплекс в центре района. И тут мы сталкивается с нашими нормами: забор. Считается, что без забора будет опасно, зато с ним ни один террорист не пройдёт. Про эту проблему я писал ранее. 

Даже между садом и школой пришлось ставить забор:

Обучать детей за забором — идея сомнительная, у меня она почти всегда вызывает ассоциацию с зоной. Страдает сама концепция школы с садом: вместо открытости и подготовки детей к жизни, их прячут от всего, приучая к ограничениям. 

Но архитекторы постарались немного сгладить этот эффект: везде высажены кусты, которые должны быстро скрыть забор, создав зелёную изгородь. Функция та же, но пространство не будет восприниматься тюремным двориком — это как раз та деталь среды, которая напрямую влияет на нас.

Детский сад

Начнём с маленьких. В районе есть ощутимый рельеф, который использовали для разбивки садика на два уровня, каждый из которых ориентирован на свою сторону. Нижний:

Тут хорошо виден перепад высот. Зелень скоро закроет склон и будет красиво, а бетонная подпорная стенка имитирует структуру дерева. Даже бетон сделали приятным взгляду, а ещё его можно потрогать — через тактильные ощущения дети познают мир. 

Верхний уровень. Проход слева — проезд для экстренной техники, но он не считывается дорогой и чем-то опасным. У каждой группы свой вход и выход, что весьма удобно: можно легко пройти с коляской прямо к нужной группе без преодоления полосы препятствий. 

 

Площадки для групп типовые и универсальные. Такой Ctrl+C-Ctrl+V со стороны кажется сбоем в матрице. Но делать у каждой группы уникальную игровую разоришься, а использоваться они будут пару раз за день — так себе перспектива. 

Хорошим решением было бы делать единую игровую для всех групп, тогда можно было бы за адекватные деньги сделать хорошую большую площадку. Но как я понимаю, наши нормы так делать не дают. Зато есть своё поле:

В этом же районе у детей есть полноценная игровая, плюс в школьном дворе площадка побольше. Здесь же всё максимально базовое, но оставили место для простой игры на траве — дети же сами хорошо придумывают игры. Хороший газон даёт отличное пространство для игры, впитывает воду, не ухудшает микроклимат, просто приятен для ног и рук.

Через несколько лет каждая такая зона будет чуть приватнее: группы будут разделены кустарниками и вертикальной зелёной стеной. Сначала меня смутили маленькие ростки у огромной стенки, но ландшафтные архитекторы заверили, что это крайне мощное растение. Само собой, все растения без плодов и колючек. Обратите внимание, что открытого грунта вообще нет!

Ещё здесь есть свой огород! Раньше подобное я видел лишь в Минске. Дети учатся ухаживать за растениями, лучше понимают естественные процессы природы и откуда в супермаркете берутся помидоры. Не у всех есть дачи с бабушками, чтобы всё это узнавать, а читать биологию в книжках скучно — тут же знания подаются наглядно и тактильно.

Это очень недорогое и крутое решение:

Ещё тут есть сушилки для белья — это опять же требование нормативов. Сложно представить, зачем это в 2020 году, но без этого не сдашь. Архитекторы попытались хоть как-то обыграть формой этот рудимент.

Школа

Тут всё проще, всё же дети постарше и не нужно каждому классу делать что-то своё. Со стороны двора есть площадка для линеек. 

Сначала показалось, что это вообще парадный вход, но нет:

Главный вход ближе к улице. Белые рамы при сплошном остеклении выглядят крайне неприятно, зато есть табличка с интересным шрифтом и опять же безбарьерная среда:

Прямо к воротам школы ведёт переход, это хорошо. Но вот дизайн улицы позволяет без проблем кинуть машину прямо у зебры: Газель идеально закрывает обзор для водителей сверху, добавляем к этому невнимательность человека за рулём, детское желание быстрее добежать до друзей и гололёд — трагедия готова.

У школ и детских садов особенно важен правильный дизайн улиц — дети есть дети, им плевать на физику и ПДД, это нужно признать и учитывать. Например, вот улица у школы в Берлине: искривление траектории, подъём, островок между полосами, смена покрытия и приоритета — тут невозможно не притормозить и тем более нереально кинуть машину, ведь тогда островок закроет проезд для всех других. При этом тут нет жёлтых переходов и кучи знаков — именно дизайн спасает юных берлинцев.

Та самая большая игровая в школьном дворе:

… и спортивная зона (слева), которую я забыл снять отдельно:

Безбарьерность и водоотвод

Часто у нас любят смотреть на цифры, забывая про важные ценности и работу здания после ухода строителей. 

Первое, в частности, связано с безбарьерной средой. Часто в семье несколько детей и родителей забирают старших с коляской, а сами дети любят доезжать до школы на самокатах или велосипедах — и взрослым, и детям, и всем другим нужна безбарьерная среда. 

Обычно у нас любят делать ступеньки перед калиткой, сама калитка обязательно должна быть с порогом, а после неё ещё бордюр. Само собой, обязательно 3-4 ступеньки перед входом и внутри. Получается целая полоса препятствий даже для молодых и здоровых. Здесь этого нет, даже несмотря на рельеф!

Единственное место с бордюром. Но это не ошибка, ровный проход есть сбоку. Здесь бордюр останавливает воду сверху, уводя её в ливнёвку:

И это второй удивительный фактор: здесь нет луж! Я был в дождливый день, почти всю ночь с неба лило, а тут сухо!

Любая лужа — это брак. Вода разрушает благоустройство и повышает цену содержания для города, поэтому нормальные города с прошлого века занимаются отводом воды! У нас же нет ни культуры, ни понимания важности отвода воды. Но не здесь — оказывается, так тоже можно!

Вместо вывода

Всегда можно найти минусы и сделать лучше, у идеала нет предела. Эту школу и садик можно сравнить с иностранным опытом, где есть возможность экспериментировать, не ставить сушилки для белья и выделять больше денег на фасады — это я понимаю, можно не писать.

Но для России даже сегодня нормальная практика построить что-то с кучей ступенек и вообще без отвода воды, это актуально даже для больших городов. Зато плохие проекты любят компенсировать Айболитами на стенах, побелкой бордюров и башенками при входе. Здесь же смогли собрать команду, построить, сдать и поддерживать школу на две головы выше среднероссийских — это очень круто. 

Нужно будет посмотреть это всё после подрастания кустов — наверняка станет ещё лучше.

gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий