Поиск

Непостроенный Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод


Угловой штамп СПЭВРЗ.
Угловой штамп СПЭВРЗ.

Каменск-Уральский славен своими заводами. Одни из них продолжают работать, другие закрылись, третьи остались только в проектах, четвертые начали строиться, но не были завершены.

Паровозовагоноремонтному заводу в летописи города досталась только одна строчка: «строительство началось в 1933 году, но было законсервировано» [1]. Восстановить его историю помогли архивные документы.

1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАВОДА

Превращение Каменска в крупный промышленный центр началось в годы первых пятилеток. Спрос на железную руду вызвал развитие Каменского и Синарского рудоуправлений. В 1931 году «Синарстрой» начал возведение Каменско-Синарского металлургического комбината.

Железная дорога Богданович – Островская подошла к Каменскому Заводу еще в 1885 году. Позднее железнодорожная станция получила название Синарская. В 1913 году была проложена ветвь от Синарской до Шадринска. В 1917 году дорога протянулась до станции Багаряк. По сути это были подъездные пути для вывоза зерна и железной руды с незначительным движением.

В 1929-1932 годах были построены новые участки Свердловск – Синарская и Шадринск – Курган и реконструирован участок Синарская – Шадринск для ведения поездов с большим весом и высокой скоростью. Эта «сверхмагистраль» получила название «Урал – Курган» и должна была стать для Пермской железной дороги основным путем перевозки грузов в широтном направлении. Движение по ней было открыто 15.07.1932. В 1936 году планировалось ее электрифицировать [2]. В 1933 году должна была войти в строй новая линия Синарская – Челябинск [3]. Каменск становился крупным железнодорожным узлом.

Проблема обеспечения новыми вагонами к этому времени уже решалась. 03.09.1930 была утверждена площадка Уральского вагоностроительного завода в районе Нижнего Тагила [4], строительство началось в 1931 году, а в 1936-м был выпущен первый вагон.

Оставался открытым вопрос ремонта подвижного состава, так как ближайшие заводы находились в Омске, Уфе и Оренбурге. Поэтому 19.08.1932 Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) назначил к проектированию локомотиво-вагоно-ремонтный завод в районе Свердловска. 03.09.1932 для выбора площадки для постройки была создана комиссия под председательством Мусина [5], которая работала на Урале с 10.09.1932 по 03.10.1932 [6].

2. ВЫБОР ПЛОЩАДКИ

Выяснилось, что основной поток вагонов проходил через Свердловск и Синарскую – между ними и надо было сделать выбор. Свердловск был лучше обеспечен электричеством, газом, теплом, водой, канализацией. В культурном центре Урала было легче найти инженерно-технических работников. Но вблизи Свердловска не нашлось площадок, подходящих по размеру и рельефу. Кроме того, объем работы на Свердловском железнодорожном узле был настолько велик, что подвергать его дополнительной нагрузке было нежелательно.

17.09.1932 в Каменске получили телеграмму секретаря Уральского обкома ВКП(б) Василия Федоровича Головина [7]. Председателю райисполкома, секретарю райкома и начальнику «Синарстроя» предлагалось оказать полное содействие работе комиссии НКПС.

20.09.1932 комиссия прибыла в Каменск. Было рассмотрено несколько вариантов размещения [8]. Площадка № 1 находилась в петле между железной дорогой на Шадринск и новой железной дорогой на Челябинск и не подошла по размеру. Самой удобной была вторая площадка, на месте современного поселка Хозспособ, но рядом с ней находились действующие и перспективные железные рудники. Площадка № 3 рядом с металлургическим комбинатом была отклонена, так как находилась в болотистой местности у озера Мазулинского. Четвертая площадка находилась на западной окраине Каменска, в отдалении от промышленной и жилой застройки.

Площадки, предложенные для строительства завода.
Площадки, предложенные для строительства завода.

22.09.1932 президиум Каменского райисполкома принял постановление «О размещении промышленной площадки, жилого района и сельхозплощадки для паровозо-электровозо и вагоно-ремонтного заводов НКПС» [9]. Для заводов и соцгорода была отведена обширная незаселенная местность к западу от поселка, ограниченная с севера – железной дорогой, с юга – рекой Исетью, с запада – западной границей разъезда Кодинского, с востока – рекой Каменкой и западной границей Каменска. Планируемое распределение территории можно увидеть на сохранившейся карте [10].

Карта Каменского района (ст. Синарская) с территорией будущего завода, соцгорода и совхоза. Технический архив Синарского трубного завода. Копия.
Карта Каменского района (ст. Синарская) с территорией будущего завода, соцгорода и совхоза. Технический архив Синарского трубного завода. Копия.

Такое расположение потребовало переноса шоссе Свердловск – Каменск на новое место, южнее (сейчас это улица Лермонтова). Около железной дороги было оставлено место для предприятий и складов, нуждающихся в подъездных путях.

Сельхозкомбинату НКПС было выделено 2000 гектаров земли к северу от завода. Для размещения рабочей силы отводились ближайшие населенные пункты: Кодинка, Ключики, Новый Завод, Брод, Щербакова, Бортникова, Колмогорова, Черемхово, а в случае необходимости – Покровское и Кисловское с пуском в них рабочего поезда.

24.09.1932 о новостройке писала областная газета «Уральский рабочий» [11]. В заметке сообщалось, что завод должен быть сдан в эксплуатацию в январе 1935 года и ремонтировать в год 600 электровозов, 480 паровозов, 2500 пассажирских и 18 тысяч товарных вагонов. Общая стоимость завода и жилого поселка – более 100 миллионов рублей. Стройка была признана сверхударной.

Заметка в газете «Уральский рабочий» от 24.09.1932.
Заметка в газете «Уральский рабочий» от 24.09.1932.

На этом дело остановилось. На запрос председателя Каменского райисполкома Кириллова Всесоюзный трест по постройке и реконструкции заводов на транспорте «Трансзаводстрой» 26.11.1932 ответил так: «Площадка под паровозный и вагонный рем. завод утверждена на ст. Синарская. На 1932 и 1933 г. отпуск средств и производство работ не предусматривается, строительство переносится на 1934 г. Площадку, выбранную под постройку заводов, просьба закрепить за Трансзаводстроем» [12].

3. НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА

Печать СПЭВРЗ.
Печать СПЭВРЗ.

В 1933 году трест «Трансзаводстрой» был ликвидирован и создан Всесоюзный трест строительства заводов и вокзалов «Заводвокзалстрой» во главе с Генрихом Юлиановичем Рубинштейном.

Строительство было начато в 4 квартале 1933 года приказом наркома и распоряжением по тресту «Заводвокзалстрой» от 30.09.1933 [13]. Предприятие получило свое название – Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод (СПЭВРЗ). Еще не были окончательно утверждены площадка, генеральная смета, генеральный проект.

17.10.1933 у заместителя наркома путей сообщения Петра Сергеевича Шушкова состоялось заседание по вопросу строительства СПЭВРЗ [14]. На 1933 год было выделено 1,21 миллионов рублей на подготовительные работы и 1,09 миллионов рублей на приобретение оборудования. На 1934 год был утвержден титульный список по строительству на общую сумму 37,4 миллионов рублей. Общая стоимость завода на 12 тысяч рабочих и соцгорода на 45 тысяч жителей составляла 200 миллионов рублей [15]. В дальнейшем цифры постоянно менялись.

По проекту, завод должен был иметь крайне сложную структуру с большим количеством цехов [16]. Цехи по ремонту локомотивов: локомотивный, котельный, трубный, кузовной, арматурно-связево-тормозной, колесо-токарный, пригоночный, моторный, дизельный, буксово-подвесной. Цехи по ремонту вагонов: товарных вагонов, пассажирских вагонов, механический, колесо-токарный, тележечный. Заготовительные цехи по поковкам: кузнечный, рессорный, пружинный, болтово-гаечный, заготовительный, механический. Заготовительные цехи по литью: чугуно-литейный, медно-литейный. Вспомогательные цехи: инструментальный, ремонтно-хозяйственный, модельный, деревообделочный, лесосушка, компрессорная, газогенераторная, кислородная, ацетиленовая, карбидная.

О начале работ опять писал «Уральский рабочий» [17]. Срок окончания строительства отодвинулся на начало 1936 года, а объемы производства выросли: «Завод будет выпускать из капитального ремонта 40 тысяч товарных вагонов, 1080 паровозов и 150 электровозов в год. Завод длиной 2,5 километра и шириной 600 метров будет состоять из 50 сооружений».

Заметка в газете «Уральский рабочий» от 11.09.1933.
Заметка в газете «Уральский рабочий» от 11.09.1933.

По данным бурения оказалось, что грунтовые воды находятся близко к поверхности, поэтому заводскую площадку пришлось передвинуть на 4 километра на восток, а площадку соцгорода определить к югу от завода с разрывом в 650 метров [18]. Такое расположение сокращало рабочим путь от дома до работы. Новые площадки были осмотрены областной комиссией и 28.11.1933 утверждены райисполкомом [19].

План взаимного расположения заводов. 1934. Технический архив Синарского трубного завода. Подлинник, фрагмент.
План взаимного расположения заводов. 1934. Технический архив Синарского трубного завода. Подлинник, фрагмент.

С 26.08.1933 обязанности начальника строительства временно исполнял Владимир Николаевич Янушкевич, позднее он был заместителем начальника и главным инженером. С 10.10.1933 временно исполняющим дела начальника строительства стал Алексей Павлович Балашов. Отношения в руководстве стройки были сложными. А. П. Балашов считал, что его подчиненные сознательно саботируют работы по ремонту переданного стройке жилья и созданию железнодорожного транспорта.

20.12.1933 главный инженер В. Н. Янушкевич, помощник по финансово-материальной и транспортной части А. А. Федоров и временно исполняющий дела главного бухгалтера Мазепа были уволены со стройки и поставлен вопрос о привлечении их к судебной ответственности [20]. Помощником начальника по транспорту, снабжению и ОРСу стал Максим Тимофеевич Омигов [21], ранее работавший начальником промышленной площадки «Синарстроя». Секретарем парткома был Матвей Константинович Арапов, секретарем комитета комсомола – Федулов, председателем постройкома профсоюза – Каргаполов [22].

Управление строительства разместилось в деревне Кодинка. При обеспечении жильем ставка сначала была сделана на крестьянские избы в окрестных деревнях и дополнительно закупленные кулацкие дома. Рабочие жаловались на тесноту и плохие бытовые условия в них, удаленность от заводской площадки. Недовольство привело к большой текучке кадров. Началось переоборудование для нужд строительства пятиэтажной Кодинской мельницы, ранее принадлежавшей Василию Саввичу Жирякову. В 1930 году она пустовала, с июля 1931 года в ней размещались спецпереселенцы «Синарстроя» [23], которых позднее переселили в новые поселки рядом с металлургическим комбинатом, и здание освободилось. К марту 1934 года ремонт мельницы был закончен, но 19.03.1934 она сгорела, лишив стройку помещения управления, столовой, фабрики-кухни и общежитий рабочих [24]. Все надо было начинать заново.

Кодинская мельница. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург: В. Г. Чекан, 1902.
Кодинская мельница. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург: В. Г. Чекан, 1902.

4. ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРЕНОСА ПЛОЩАДКИ

В 1932-1933 годах в Каменске началось строительство еще одного гиганта индустрии – Уральского алюминиевого комбината (УАК), который опередил СПЭВРЗ на считанные месяцы. Постановление Совета народных комиссаров СССР о строительстве УАК было принято 26.05.1932, постановление Наркомата тяжелой промышленности (НКТП) – 28.05.1932 [25]. Выбор площадки в районе Каменска был утвержден НКТП предварительно 21.03.1933 и окончательно – 29.07.1933. В сентябре 1933 года на площадке УАК уже велись работы [26].

08.05.1934 по постановлению Оргкомитета советов Челябинской области была создана комиссия для рассмотрения вопроса о переносе площадки ПЭВРЗ в окрестности УАК для того, чтобы использовать для энергоснабжения его теплоэлектроцентраль, а не строить собственную [27].

Были рассмотрены 3 варианта размещения. Площадка № 1 находилась на левом берегу Исети в районе Монастырки и Травянки в 6 километрах от ТЭЦ, что было слишком далеко для горячего водоснабжения. Наиболее удобной была вторая площадка, на запад от УАК за железной дорогой (в районе завода ЖБИ), хотя на ней требовались большие планировочные работы. Соцгород ПЭВРЗ расположился бы рядом с соцгородом УАК и захватил территорию деревни Байновой. Площадка № 3, на восток от УАК, у села Волковского (район современного металлургического завода) была ровнее, но из-за господствующих ветров засыпалась бы золой с ТЭЦ и требовала переноса села на другое место.

Площадки, предложенные для переноса завода.
Площадки, предложенные для переноса завода.

Начальник «Уралалюминия» Александр Павлович Альпов возражал против переноса [28], так как строительство двух крупных предприятий разных наркоматов велось бы в одной точке и привело бы к трениям между ними. Старая железная дорога Синарская – Багаряк с трудом обеспечивала транспортные потребности одного УАК. Требовалось изменить проект ТЭЦ, что задержало бы ее строительство на несколько месяцев.

А. П. Альпова поддержал Каменский райисполком [29]. Экономия на строительстве ТЭЦ составила бы 7 миллионов рублей. Но убытки от консервации и переноса площадки СПЭВРЗ составляли те же 7 миллионов рублей. Еще 1 миллион рублей требовался на переселение 197 дворов села Волковского на новое место, в Маминский или Зырянский сельсоветы, так как поблизости свободной земли не было. Кроме того, задержка строительства паровозоремонтного завода составила бы не менее 1 года. В итоге ПЭВРЗ продолжил строиться на прежнем месте.

5. ХОД РАБОТ

Начальник А. П. Балашов на стройке появлялся мало, месяцами пропадал в командировках, во время отсутствия его приходилось замещать другим людям. 07.05.1934 нарком путей сообщения Андрей Андреевич Андреев назначил постоянным начальником строительства Евсея Борисовича Фейнберга, 29-летнего инженера из Москвы [30]. Передача стройки проходила непросто и заняла 2 месяца. Была привлечена комиссия советского контроля, которая выявила многочисленные нарушения. Балашов был обвинен в развале работы и срыве строительства.

После смены руководства строительство стало резко продвигаться вперед. Годовой план 1934 года был выполнен к 20 ноября.

Центральный поселок.
Центральный поселок.

О размахе стройки можно узнать из производственной [31], статистической [32] и бухгалтерской [33] отчетности. На карте Каменска с 1933 года появились 3 новых поселка: центральный поселок ПЭВРЗ у заводской площадки, южный поселок ПЭВРЗ около Жиряковской мельницы и северный поселок ПЭВРЗ около железной дороги [34]. В них строились более 50 временных бараков и постоянных деревянных домов, клуб со зрительным залом на 350 человек, пекарня, столовая, 4 продуктовых ларька, 3 овощехранилища, 10 кубовых. Чистоту и здоровье обеспечивали баня-прачечная, санпропускник, амбулатория и эпидемический барак. Были построены временная электростанция, 3 конторы прорабов, пожарное депо, началось строительство ТЭЦ, ремонтно-механического и кислородного цехов, линии водопровода, насосной станции, 2 водонапорных башен. Начали работать подсобные предприятия: Байновский каменный карьер, балластные карьеры рядом с площадкой, лесопильный завод, лесосушка, деревообделочный цех. Хорошее развитие получил транспорт. На 91-м километре железной дороги появился заводской разъезд (сейчас это станция Кунавино), пассажирское здание, депо на 2 паровоза, пакгауз и эстакада, по площадке протянулось 15 километров путей широкой и 2 километра узкой колеи, автодороги, электрические и телефонные сети, была построена конюшня.

«Вагонстрой» занимал третье место по численности работающих после «Синарстроя» и «Алюминьстроя». На 01.04.1934 года на строительстве работало 1416 человек, в том числе 1156 рабочих, 260 ИТР, 30 членов ВКП(б), 5 кандидатов в члены партии, 3 сочувствующих и 45 комсомольцев. На 01.10.1934 года отряд строителей ПЭВРЗ увеличился до 1710 человек, а аппарат управления был сокращен: 1268 рабочих, 272 промышленных рабочих, 66 служащих, 46 ИТР, 45 человек младшего обслуживающего персонала и 13 учеников [35].

Для сравнения, на 01.04.1934 на «Синарстрое» работало 4748 человек, на «Алюминьстрое» – 3204, в двух рудоуправлениях – 1447. На 01.10.1934 на «Синарстрое» работало 4094 человека, на «Алюминьстрое» – 2502, в рудоуправлениях – 1389.

Организационная структура строительства на 19.06.1934 была следующая [36]: управление строительства, производственно-технический отдел, сметная группа (начальник – Корнилов П. А.), проектная группа (старший инженер – Дмитриев И. И.), изыскательская группа (начальник – Никольский В. И.), группа проектирования организации работ (старший инженер – Добронравов П. Н.), плановый отдел, отдел подготовки и вербовки кадров (начальник – Григорович Н. В.), отдел главного механика (главный механик – Грант Б. К.), автотранспорт (начальник – Синегубов Н. А.), бухгалтерия (главный бухгалтер – Балухин Н. В.), отдел снабжения (начальник – Потиевский), отдел железнодорожного транспорта (начальник – Ляшкевич), первый стройучасток (старший прораб – Лозбинев), второй стройучасток (старший прораб – Карпов И. И.), карьер (старший десятник – Федоров), вооруженная охрана (помощник командира – Полыгалов).

02.03.1935 «за участие в контрреволюционной оппозиции» начальник строительства Фейнберг был исключен из партии и выведен из состава пленума райкома, но остался на своей должности [37].

Протокол заседания Бюро Каменского райкома ВКП(б) по вопросу исключения из партии Е. Б. Фейнберга. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 311. Л. 94. Подлинник, машинопись.
Протокол заседания Бюро Каменского райкома ВКП(б) по вопросу исключения из партии Е. Б. Фейнберга. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 311. Л. 94. Подлинник, машинопись.

6. КОНСЕРВАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

По распоряжению НКПС от 29.05.1935 строительство Синарского ПЭВРЗ было законсервировано, просуществовав 1 год и 8 месяцев [38]. Решение было принято на уровне ЦК ВКП(б). Е. Б. Фейнберг, находившийся в Москве, сразу о нем узнал и отправил с оказией письмо в Каменск своему помощнику М. Т. Омигову [39]. Он не был удивлен: «Причина прекращения работ, конечно, для тебя ясна. НКПС развернул одновременно строительство многих ремонтных заводов, распылил средства и кадры и ни одного завода не закончил. Поэтому совершенно правильно и необходимо сосредоточить все ресурсы на окончании пусковых объектов». В письме даны указания: выполнить работы по защите зданий от разрушения и организовать охрану; договориться о передаче всех рабочих на Уральский алюминиевый комбинат и строительство железной дороги, чтобы не платить им выходное пособие, а остальных предупредить об увольнении; провести инвентаризацию и организовать продажу материалов. М. Т. Омигов тоже перешел в «Уралалюминий» и стал заместителем начальника.

Письмо Е. Б. Фейнберга М. Т. Омигову о прекращении строительства завода. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 317. Л. 76. Копия, машинопись.
Письмо Е. Б. Фейнберга М. Т. Омигову о прекращении строительства завода. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 317. Л. 76. Копия, машинопись.

Для доставки людей из поселков ПЭВРЗ к новому месту работы 05.10.1935 был пущен рабочий поезд по маршруту: разъезд Кодинский – станция Синарская – разъезд Уралалюминий [40].

В архиве плановой комиссии Челябинского облисполкома сохранилось письмо от 10.02.1936: «Завод Паровозо-ремонтный Каменский законсервирован, нет никаких капиталовложений на 1936 г. О чем вас ставим в известность, на площадке только охрана, и пожарная команда с 27.06.1935. Смотритель зданий» [41].

Также продолжила свою работу временная электростанция ПЭВРЗ, на 01.01.1936 году на ней трудилось 7 человек [42]. Не стал НКПС ликвидировать и совхоз. На 25.09.1938 его директором был Хандурин, агрономом – Богословский [43].

В годы репрессий следователи НКВД использовали обстоятельства строительства СПЭВРЗ для обвинения работников НКПС. В показаниях арестованных история завода уместилась в двух предложениях: 

 «[Старший инженер Центрального паровозного управления НКПС] Голенищев-Кутузов дал конкретные показания о вредительской работе право-троцкистской шпионской организации в паровозном хозяйстве, в частности, о вредительской постройке Синарского паровозо-ремонтного завода. По окончании строительства этого завода его пришлось законсервировать ввиду полной невозможности пуска в эксплуатацию» [44].

7. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ ЗАВОДА

В 1938 году постановлением Экономического совета при Совете народных комиссаров СССР площадка законсервированного ПВРЗ была передана для строительства Каменского магниевого завода [45].

Но идея построить в Каменске завод НКПС продолжала жить. В генеральном проекте развития города Каменска-Уральского, подготовленном в 1940 году архитектурно-планировочной мастерской № 1 Наркомхоза РСФСР, вновь упоминается паровозоремонтный завод. Он должен был строиться в числе предприятий второй очереди Северного района и производить в год ремонт 600 паровозов. Для завода был выделен новый участок площадью 40 гектаров к северу от станции Синарская 2, рядом с Синарским труболитейным заводом [46]. Проект реализован не был.

Паровозоремонтный завод на генеральном плане города (1940 год).
Паровозоремонтный завод на генеральном плане города (1940 год).

В годы Великой Отечественной войны паровозоремонтный завод был построен в Свердловске (он существует и сейчас) [47]. Казалось бы, вопрос с заводом в Каменске закрыт. Но нет, в 1954 году были выполнены топогеодезические работы на территории под Уральский литейно-механический и Уральский паровозо-вагоноремонтный заводы [48]. Площадка площадью 3,05 кв. км. располагалась западнее территории Уральского алюминиевого завода и железной дороги Синарская – Челябинск (позже в этом районе разместился завод ЖБИ). Но дальше проекта дело не зашло. В 1957 году электровозоремонтный завод появился в Челябинске, он работает и в настоящее время [49].

Более поздние документы автору неизвестны и, наверное, на этом 22-летнюю историю безуспешных попыток строительства паровозовагоноремонтного завода в Каменске-Уральском можно считать законченной.

Дом Первомайского поселка перед сносом. Фото автора, 2015 год.
Дом Первомайского поселка перед сносом. Фото автора, 2015 год.

Но остались материальные следы его истории. ПЭВРЗ дал начало отдельной части города, называемой Ленинским поселком, определил его планировку и застройку. Двухэтажные деревянные дома в Первомайском поселке простояли 80 лет и были расселены и снесены только в 2015 году. Строения и сооружения 1934-1935 годов сохранились на территории завода по обработке цветных металлов, железнодорожной станции Кунавино и окрестностей.

8. НАЧАЛЬНИК СТРОИТЕЛЬСТВА

Е. Б. Фейнберг [50].
Е. Б. Фейнберг [50].

История завода была бы неполной без упоминания о строивших его людях. Их судьбы забыты, но об одном можно рассказать подробно.

Евсей Борисович Фейнберг родился 28 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в большой и богатой еврейской семье. У Бориса Семеновича (он работал в Русско-французском банке) и Доры Соломоновны было восемь детей, Евсей был седьмым.

В 1921 году дети переселились в страны Европы, их родители к тому времени уже умерли. Евсей жил в Германии, в 1925 году он окончил политехнический институт во Фридберге по специальности инженера-строителя железнодорожных мостов. В 1924 году, будучи студентом, он вступил в Коммунистическую партию Германии, после чего семья отказалась от него, лишив материальной поддержки. Фейнберг бедствовал, и решил возвратиться в «новую» Россию, чтобы отдать свои знания строительству социализма.

В 1926 году он добрался до Мурманска. В 1927 стал членом ВКП(б) и женился на Марии Георгиевне Елчаниновой, из дворянской семьи, дочери бывшего полковника и военного писателя Георгия Георгиевича Елчанинова.

Е. Б. Фейнберг работает в НКПС: начальником стройработ и начальником стройотдела Московской Белорусско-Балтийской железной дороги, начальником строительного отдела Московской Казанской железной дороги, главным инженером Мостотреста. Он возводил железнодорожные мосты во всех концах страны, строил паровозовагоноремонтный завод в Каменске.

Е. Б. Фейнберг. Последняя фотография [50].
Е. Б. Фейнберг. Последняя фотография [50].

В 1937 году Евсей Борисович был арестован и «за троцкистскую деятельность» приговорен к 8 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Магаданской области, где в 1938 году был приговорен к расстрелу.

Дочь Е. Б. Фейнберга была женой известного писателя Анатолия Георгиевича Алексина. Татьяна Евсеевна Алексина (1932-2014) написала о своем отце пронзительную книгу воспоминаний [50], в которой мы можем прочитать о его жизни и увидеть его фотографии. Сам А. Г. Алексин тоже жил в Каменске. Его мать Мария Михайловна Гоберман работала в Управлении строительства Дворца Советов, которое в 1941 году было переброшено на строительство Уральского алюминиевого завода. 17-летний сын приехал вместе с ней и работал в редакции многотиражной газеты «Крепость обороны». Вот такие причудливые кружева плетет жизнь из человеческих судеб.

ИСТОЧНИКИ

Архивного фонда строительства СПЭВРЗ автору обнаружить не удалось.

Большое количество документов находится в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО). В фонде «Уполномоченный комиссии советского контроля при СНК СССР по Челябинской области» есть 2 единицы хранения с материалами по проверке СПЭВРЗ в связи со сменой руководства (Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51, 52.). В фонде «Главное управление экономического развития и торговли Челябинской области» хранится титульный список по строительству СПЭВРЗ (Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422.).

В Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) отдельные документы есть в фонде Р-2642 «Управление главного архитектора исполкома Каменск-Уральского городского Совета народных депутатов».

В филиале ГАСО в г. Каменске-Уральском (ГАСО (ф)) в фонде Р-63 «Исполнительный комитет Каменского районного Совета депутатов трудящихся» протоколы президиума с 01.01.1932 по 31.05.1935 отсутствуют. В фонде Р-139 «Плановая комиссия исполкома Каменского районного Совета народных депутатов» документы по СПЭВРЗ собраны в одной единице хранения (Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2.). Статистические данные есть в фонде Р-181 «Каменская районная инспектура госстатистики Статистического управления Свердловской области».

В Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) отдельные документы по СПЭВРЗ находятся в разных делах фонда 951 «Каменский райком КПСС».

Картографические материалы сохранились в техническом архиве Синарского трубного завода.

Антон Лысков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Каменск-Уральский. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1974. С. 135.
2. Фактически электрификация состоялась в 1971–1972 годах.
3. Фактически регулярное движение было открыто 01.12.1940.
4. ГАСО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 2827.
5. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 14.
6. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 26–33.
7. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 21.
8. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 36–38.
9. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 4–4 об.
10. Карта Каменского района (ст. Синарская) с территорией будущего завода, соцгорода и совхоза. Технический архив Синарского трубного завода.
11. В Каменске намечается постройка мощного вагоноремонтного завода // Уральский рабочий. 1932. 24 сентября.
12. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.
13. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 3.
14. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 21–24.
15. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 13.
16. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 8–9.
17. Паровозо-ремонтный завод в Каменске // Уральский рабочий. 1933. 11 сентября.
18. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 4–5.
19. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 5–7 об.
20. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 26–29.
21. В ряде документов фамилия написана неправильно: Омегов.
22. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51. Л. 52.
23. ГАСО (ф). Ф. Р-63. Оп. 2. Д. 3. Л. 130.
24. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51. Л. 15 об.
25. Буйносова Н. И. На сибирской стороне Камени. Три века Каменска-Уральского. Каменск-Уральский: МАУК «СКЦ», 2011. С. 126–127.
26. Голден Н. Ф. УАЗ – фронту! Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. С. 15–16.
27. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 37.
28. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 34–35.
29. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 36–36 об.
30. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 27.
31. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 32–34.
32. ГАСО (ф). Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–7 об.
33. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 7–24.
34. 13.10.1950 поселки были переименованы в Первомайский, Степной и 91-го километра соответственно. ГАСО (ф). Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 60. Л. 111.
35. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 66–67.
36. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51. Л. 99–101 об.
37. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 311. Л. 93–94.
38. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 1.
39. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 317. Л. 76.
40. ГАСО (ф). Ф. Р-111. Оп. 1. Д. 10. Л. 369.
41. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 2.
42. ГАСО (ф). Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 11. Л. 103.
43. ГАСО (ф). Ф. Р-63. Оп. 2. Д. 13. Л. 142.
44. Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе. 1937–1938. Архив Сталина: Документы и комментарии / Сост. В. Н. Хаустов. М.: МФД, 2011, с. 173.
45. ЦДООСО. Ф. 2843. Оп. 1. Д. 134. Л. 145.
46. ГАСО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 5. Л. 44 об.
47. Екатеринбургский электровозоремонтный завод. URL: http://www.ao-zdrm.ru/z-eerz-i.php (дата обращения: 24.09.2016).
48. ГАСО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 52.
49. Челябинский электровозоремонтный завод. URL: http://www.ao-zdrm.ru/z-cherz-i.php (дата обращения: 24.09.2016).
50. Алексина Т. Е. Строки прощаний. Семьи и судьбы: Воспоминания // Алексин А. Г., Алексина Т. Е. Террор на пороге. М.: Олма-Пресс Образование, 2004. С. 205–285.

Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в журнале «Веси»;
10.09.2018 в «Живом журнале».

© Лысков А. П., 2016–2017

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий