Астрономы обнаружили экзопланету у звезды AU Микроскопа

На протяжении многих лет астрономы пытались найти следы экзопланет в системе AU Микроскопа. Это красный карлик, расположенный всего в 32 световых годах от Солнца. Звезда весьма молода, ее возраст оценивается в 20 – 30 млн лет и она все еще окружена осколочным диском. Если бы у AU Микроскопа удалось найти экзопланету, она смогла бы стать уникальной природной лабораторией по соседству с Солнечной системой, предоставившей астрономам возможность изучать процессы формирования новых миров, их атмосфер и взаимодействия с околозвездными дисками.

Однако существовало одно обстоятельство, осложнявшее такие поиски. Как и многие молодые красные карлики, AU Микроскопа является весьма нестабильной звездой. Она периодически производит мощные вспышки, а ее поверхность часто покрывается огромными пятнами, приводящими к серьезным снижениям светимости. Это очень серьезно затрудняет использование транзитного метода для поиска экзопланет.

Тем не менее, ученые смогли решить эту задачу благодаря использованию телескопа TESS. Летом 2018 года он выполнил серию наблюдений системы. Устранив эффекты звездных вспышек, ученые обнаружили колебания блеска светила, вызванные транзитами невидимого спутника. Последующие наблюдения, выполненные вначале телескопом Spitzer, а затем и наземными обсерваториями, подтвердили существование экзопланеты, получившей обозначение AU Mic b.

Данные наблюдений говорят о том, что радиус AU Mic b в 3,9 раз превосходит радиус Земли. По размерам она сопоставима с Нептуном. Орбита планета проходит на небольшом расстоянии от звезды. Период обращения AU Mic b составляет 8.5 дней. Что касается массы, то ее точное значение еще неизвестно. Пока что астрономам удалось определить, что она не превышает 58 масс Земли.

Исследователи считают, что изначально AU Mic b сформировалась на большом расстоянии от звезды и позже мигрировала на нынешнюю орбиту из-за взаимодействия с веществом околозвездного диска. Стоит добавить, что во время наблюдений TESS удалось зафиксировать событие, которое может соответствовать транзиту второй экзопланеты у AU Микроскопа. Но пока что он не получил подтверждение от других обсерваторий.

Материал на сайте журнала «The Universe. Space. Tech»