Поиск

Легендарный Учкудук


«Учкудук — три колодца, защити, защити нас от солнца…» — известные многим, особенно не очень молодым людям, строки из красивой песни вокально-инструментального ансамбля «Ялла». В следующем году этой песне исполнится 40 лет.
Как не странно, город Учкудук существует на самом деле.Точнее — это небольшой городок с населением 36 тыс. жителей, построенный в советское время и затерянный в самом сердце Кызылкумов — великой пустыне Узбекистана.

Для тех, кто с этой песней не знаком:

Тем, кто бывал в Таджикистане или Иране, песни из магнитол учкудукских таксистов покажутся очень знакомыми. По всему Узбекистану, даже за сотни километров от таджикской границы, немало мест, где говорят по-таджикски. В их числе и древняя Бухара, выходцы из которой главным образом населяют Учкудук сейчас вместо уехавших русских.

Сердце пустыни

Город расположен в местах, где никогда не было людских поселений и не ходили караваны. Кызылкум — не степь, а настоящая пустыня, пространство потрескавшегося камня и сморщенной глины с редкой и чахлой растительностью.

По дороге в Учкудук

Порой пейзаж разнообразят чинки — высокие глинистые обрывы, и соры — белые пятна высохших солончаков.

А иногда в мареве дрожит фата-морганой городок мавзолеев или белеет в необозримом пространстве далекая юрта. Коренные жители Кызылкума — казахи — лучше сохранили кочевой уклад по сравнению со своими соплеменниками из Казахстана.
Кызылкум не отнести к древним цивилизациям Средней Азии — ни к Согдиане, ни к Хорезму: пустое пространство, где не остался бы жить никто, кроме кочевников и рудокопов. Моногорода пустыни, степи или тундры похожи на россыпь вагончиков, которые можно погрузить да увезти в другое место.

Где-то в 2001 году построен и нынешний вокзал, тесноватый и холодный, но зато с комнатой отдыха, где можно провести ночь
до поезда, идущего дальше на запад.

Мало кто отважился бы жить здесь по доброй воле. Зимой или осенью лирический герой песни ВИА «Ялла» мог бы просить Учкудук о защите не от палящего солнца, а от пронизывающего ветра и лютой стужи. Покинув поезд на станции Учкудук II, можно хорошо понять значение английской идиомы in the middle of nowhere -«посреди ничего».

Именно так выглядит пристанционный поселок: новый вокзал да десяток белых домиков среди корявого саксаула. И больше ничего.
На горизонте — невысокие горы, дымящие цеха большого завода и рудничные отвалы, столь бескрайние и разнообразные, что многие жители Учкудука всерьез считают их главной достопримечательностью города.

Сам город за отвалами возникает внезапно — от рудников его отделяет холм, всем учкудукским старожилам известный как «Солнышко». Именно такой знак стоял на нем до 1986 года.

А вот теперь на его месте довольно невразумительный монумент «Три колодца».

Дорога от «Солнышка» спускается в город, и новый въездной знак стоит с другой стороны. В 1958 году Учкудук официально возник как поселок, а позднее, в 1978 получил городской статус.

Три колодца … до урановой руды

На рубеже 40-50-х годов прошлого века советские геологи отчаянно искали уран — страна уже обладала ядерными технологиями, но о стратегическом паритете с США не могло быть и речи. Руководство понимало, что если американцы решатся на вторжение, никакая закаленная войной армия не сможет защитить СССР от атомных бомб. Известных рудников типа кыргызского Майлуу-Суу не хватало, новые закладывались в самых неожиданных местах вроде Бештау на Кавминводах.

За городом виднеются многочисленные рудники, уходящие за горизонт

В 1952 году то ли экспедиция, искавшая в пустыне воду и проводившая в скважинах плановые замеры радиации, то ли новая для тех времен аэрогеологическая разведка обнаружила в Кызылкуме крупное урановое месторождение, вместе с другими подобными находками полностью изменившее возможности советской ядерной индустрии.

отвалы Учкудука

отвалы Учкудука

отвалы Учкудука. Действительно бескрайние.

Красота-то какая, ляпота..

На доразведку, подготовку и проектирование ушло еще четыре года, а в 1956–1958 годах в центре пустыни, где никогда не было городов и сел и не ходили караваны, «под ключ» выросли поселок, аэродром, железная дорога и рудник. Впоследствии, впрочем, главным богатством Кызылкума оказалось золото, и центр рудничной жизни сместился к месторождению Мурунтау, близ которого вырос город Зарафшан.
Пустыню буквально пронизывает Навоийский горно-металлургический комбинат, столь огромный и сложный, что в 1982 году специально под него была учреждена Навоийская область.

Церковь среди саксаула

В самом центре Учкудука — белая православная церковь Всех Святых, построеная в 2001–2007 годах.

Православный храм Всех Святых, в Земле Российской просиявших.
Один из самых крупных в узбекистанской провинции, он стоит в самом центре города.
Резные двери храма делал узбекский усто.

В 2001 году хоким Учкудука Эргашев А. И. выделил участок земли в центре города под строительство храма. 12 марта 2002 года митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир совершил чин закладки камня в строительство нового храма.
В воскресенье 28 октября 2007 года митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир с духовенством из Ташкента, Самарканда, Бухары, Кагана, Навои, Зарафшана и Учкудука совершил Великое Освящение храма. На богослужении присутствовал хоким города Учкудук Умаров И. С. и руководство Навоийского Горно-Металлургического Комбината

Последних русских здесь можно встретить у «трех колодцев». Но это — другие русские, которым пустыня знакома лучше, чем лес. Их осталось очень мало. И для кого же тогда этот храм?

Судьба моногорода

Учкудук прошел типичный путь моногорода, построенного на недружелюбной земле для добычи ее ресурсов. Первыми его жителями были ученые и спецпоселенцы, многие объекты строили «зыки» (так здесь называли заключенных), а от донецких шахтеров в местный сленг вошли «тормозок» и «дух подземелий Шубин». Но уже в 1960-х годах к «Трем Колодцам» активно поехала советская молодежь: кто за романтикой пустыни, кто просто за длинным рублем.

Первым капитальным зданием города было Северное рудоуправление Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК). Подобно всем правительственным зданиям в Узбекистане, оно обнесено мощной оградой. Не стоит объяснять, что в этих краях этот монстр влиятельнее, чем хокимият.

НГМК по сей день остается одним из крупнейших комбинатов в мире.

В советском Учкудуке шутили, что надо бы привезти в город хоть пару стариков, потому что подраставшие дети вообще не знали, как выглядит старость. История многих моногородов напоминает человеческую жизнь, состоящую из неустроенной юности, счастливой молодости, профессиональной зрелости и мучительной старости.

Дворы в Учкудуке особо не радуют жильцов растительностью — пустыня чувствуется и тут

Учкудук одновременно напоминает города и Средней Азии, и Крайнего Севера. От последнего — общее ощущение необжитости: пятиэтажки и «свечки» улучшенных серий многоэтажек стоят тут как россыпь вагончиков и времянок. Их дворы вполне типичны для бывшего СССР, вот только не растет в этих дворах даже трава, а вровень с горками детских площадок торчит из красноватой земли саксаул.

многоэтажки 11-го и 13-го микрорайонов, построенных явно под самый конец советской эпохи

При СССР в Учкудуке сложилась своя неповторимая среда, где люди понимали друг друга с полуслова. Распад этой среды произошел не с распадом Союза, а уже в начале XXI века. Первые годы в независимом Узбекистане НГМК руководили люди старой закалки, и его города представляли собой своеобразный архипелаг, живший иной жизнью, чем остальная Средняя Азия.

ДК «Современник», как-то сохранивший русское название

Для вновь прибывших строилось жильё, в основном пятиэтажки — в Учкудуке не найти ни махаллей, ни барачника, столь харакретного для моногородов России или Казахстана. К жилью прилагались всяческие школы, детские сады, ДК и спорткомплекс детская музыкальная школа; внушительный больничный городок.

Виды Учкудука

Виды Учкудука

Виды Учкудука

Виды Учкудука

Виды Учкудука

К Навоийской области в Узбекистане относились, примерно как в России к Югре и Ямалу: край тяжелого труда и невыносимой природы, но высоких зарплат и развитой социальной защиты. Потому и построили в Учкудуке большую церковь, что русские в те годы не спешили уезжать. Но в 2008-м на комбинате сменилось руководство, а с ним, за считанные месяцы, — и жизнь в рудничных городах.

Новые люди и старые руды

В пустыне помимо казахских юрт в последние годы можно увидеть шатры, похожие на декорации к сказкам Шахрезады. Бухара как родина великих богословов и суфийских орденов хорошо известна в исламском мире, и с 1990-х годов влиятельные бухарцы, совершая хаджи, нашли себе новых друзей среди арабских шейхов. И вот теперь популярная забава аравийской аристократии — соколиная охота в Кызылкуме.

Недостроенный дом и юрта за высоким забором.

Но в первую очередь Учкудук, как и раньше, — центр добычи урана и золота. НГМК по-прежнему входит в первую десятку мировых производителей этих металлов. Для молодежи из перенаселенных оазисов вокруг Бухары Кызылкум — по-прежнему край тяжелого труда и больших доходов. Иначе в таких местах не бывает: без своих рудников Учкудук неизбежно стал бы городом-призраком, а трудолюбивые узбеки не замедлили бы разобрать его руины подчистую.

Владимир Высоцкий в Учкудуке

Владимир Семенович Высоцкий в рамках своего турне по Узбекистану, которое прошло за год до его смерти, посетил и Учкудук.

Учкудук, аэропорт, 21 июля 1979 года. фото Юрия Тырина

Учкудук, ДК «Современник». 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Высоцкий прилетел в Узбекистан 20 июля 1979 года, а уже на следуюший день выступал в Учкудуке.
4 концерта в день, Потогонный график Высоцкого, к которому знающие Владимира Семеновича люди привыкли. Первый из четырех концертов начинался в ДК «Современник» в 16-00 , последний заканчивался ближе к полуночи.

Учкудук, ДК «Современник». 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Учкудук, ДК «Современник». 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Полноценный восьмичасовой рабочий день с гитарой. Но на сцене он работал без скидок на усталость и самочувствие.

Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Кацай, Валерий Янклович с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Заравшан. 22 июля 1979 года. фото Юрия Тырина

Самое поразительное, что отработав четыре концерта в раскаленном 40 градусной жарой Учкудуке, высоцкий ночью поехал в гости, где фактически дал еще один концерт.
Это был день рождения одного из организаторов приезда Высоцкого в Узбекистан — Анатолия Кацая, занимающего серьезный пост в НГМК, который отмечался в местном охотохозяйстве.

История песни «Учкудук»

История песни началась с того, что в 1980 году ВИА «Ялла» приехал на гастроли в закрытый городок «Учкудук» в то время, когда у него готовилась новая программа. В помощь музыкантам пригласили режиссеров и поэтов из Белокаменной, что придавало предстоящим концертам солидности. В составе столичного десанта был Юрий Энтин, в то время уже классик и автор большого количества детских хитов. Достаточно вспомнить, хотя бы песенку «Антошка,Антошка, пойдем копать картошку!».

И надо же такому случиться, что серенький промышленный городок из Узбекистана на мэтра произвел огромное впечатление. И родилась песня «Учкудук», которую в тот же день исполнили на концерте в одноименном городе, вызвав небывалое ликование горожан. Артистов благодарили не только девушки и женщины, которые традиционно были самыми преданными поклонниками «Яллы». После концерта к артистам подходили группы суровых мужиков-шахтеров, которые со слезами на глазах выражали свое восхищение.Успех был ошеломляющим.

«Ялла» — советский вокально-инструментальный ансамбль из Узбекистана, созданный в Ташкенте в 1970 году.

Можно сказать, что песня «Учкудук» установила своеобразный рекорд на пути от написания до завоевания зрителя. Всего за один день были написаны стихи, положены на музыку и исполнены. Собственно, то первое публичное исполнение песни стало предопределяющим для будущей популярности и востребованности.

А где- же три колодца?

Самое интересное, что знаменитые колодцы, которые якобы в количестве трёх штук были здесь когда-то, в городе толком никто и показать не может. Хотя говорят, что ы подробные описания их местонахождения встречали в первых геологических отчётах.

Сейчас жители считают, что три колодца Учкудука — это три бассейна, вырытых в лагере первых строителей: из одного пили, из другого брали воду для купания, из третьего — для технических нужд. Старожилы даже могут показать их оплывшие ямы на окраине… вот только практически не осталось в Учкудуке старожилов.

По материалам:
https://ru.sputnik.kg/
https://varandej.livejournal.com/
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2309441-echo/

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий