Поиск

Враг за экраном


Визуализация образа врага – обязательная и важная часть любой информационной войны. В конце концов, кинематограф — лучшее оружие пропаганды, существовавшее еще до появления компьютерных игр. И даже сейчас занимающее с ними примерно равное положение. Еще с конца советских времен, наша продукция выглядела примерно как польские уланы, атакующие немецкие танки. Да, я знаю, что про атаку в конном строю – это миф, но аллегория красивая. То есть на техническом уровне от противника Россия вроде не отстает, а вот тактическое и смысловое мышление – как из прошлой эпохи.

Когда Голливуд шел по пути осмысления современных конфликтов, советское кино снималось про героев ВОВ, отточив эту тему до совершенства. Про войны в Алжире, Корее, Вьетнаме и прочих горячих точках — молчали. США не боялись признать присутствие своих спецназовцев в разных концах планеты, а поздний Союз твердил про «нас там нет» даже в тех странах, где советский контингент присутствовал абсолютно официально. Соответственно, целый пласт героев выпал из массового сознания. После развала Союза, как художественное, так и пропагандистское качество кино вообще ушло в глубокое пике, а нынешние «патриотические режиссеры» снимают абсолютно забойную чернуху, наподобие «9 роты», после которой только человек с психическими отклонениями мог задуматься над приобщением к русской воинской среде. Редкие успехи, вроде «Грозовых ворот» и «Войны» — только подчеркивали катастрофу. И даже в этих двух замечательных фильмах основным лейтмотивом идет чувство брошенности и измены. Казалось бы, чего стоило командиру бронечасти, идущей на подмогу блокированным десантникам, заровнять чеченское село, где блокировали путь? Но нет, он предпочитает бросить своих без помощи, а не попадать под дамоклов меч государства, уже растерзавшего тогда Аракчеева (или нет?) и шакальей своры правозащитников. Ну а роль органов в «Войне» не оставляет сомнений в том, что Родину можно защищать только так, чтобы она о тебе не узнала. В этом есть значительная доля правды, но кино тем и важно, что задает ориентиры и образы мечты.

Даже самый мерзкий оборотень в погонах хочет походить на волевого злодея с идеалами, а не на мелкую шкуру-взяточника. Этот момент, кстати, хорошо показан в фильме по роману Дмитрия Глуховского «Текст». Там главный плохой герой отождествляет себя не с шестеренкой в полицейском механизме создания отчетности, попутно торгующей дурью, а с харизматичным образом Пабло Эскабара из сериала «Нарко», не лишенного понятий о чести и даже о благе своего народа.

В последние годы вроде бы парадигма сменилась. Поливать свою армию и спецслужбы фекалиями стало уже моветоном, да и в обществе созрел социальный запрос на героев. Но даже в условиях очень щедрого финансирования для избранных, отсутствие смыслов не давало снятому «дорохо и бохато» фильму найти путь к сердцу зрителей.

В «Балканском рубеже» отсутствует самый драматичный момент, когда командиру колонны звонят из Кремля и требуют остановиться. Обязательно вставляют линию хорошего косовара, совершенно игнорируя межнациональную и межконфессиональную природу Косовского конфликта, выводя на первый план коммерческую составляющую. Очередная битва многонационального спецназа с международной мафией. «Крым» снят вообще непонятно о чем. «Спящие», самую топовую spy story, растянутую на два сезона провалов и дилетантских ошибок ГГ, вообще нельзя воспринимать иначе, чем специальную дискредитацию российской контрразведки. Во всяком случае, наследственный шпион Штатов выглядит намного более живым и понятным, чем главный герой. Нельзя показывать по ТВ ситуацию, когда полковник Родионов, хоть и с легким аутизмом, зато на хорошем счету и с генералом дружен. Ничего, что все провалил, начальником СБ в банке отсидится.

кадр из сериала "Спящие". Вселенская тоска в глазах человека, который снова проиграл.
кадр из сериала «Спящие». Вселенская тоска в глазах человека, который снова проиграл.

А что у них? Надо заметить, что в последние два десятилетия тема Рэмбо в американских фильмах отошла на третий план, уступив место все-таки живым людям. И государство далеко не всегда идеализируется. Но в схватке чиновники от армии VS боевые офицеры, последние стабильно выходят победителями. Как, к примеру, в «Шпионских играх», где старый и мудрый разведчик не дает людям Госдепа отдать на съедение китайцам молодого ДиКаприо.

"Шпионские игры". По мнению автора -лучший фильм про спецслужбы.
«Шпионские игры». По мнению автора -лучший фильм про спецслужбы.

Или «Падение черного ястреба», где кинематографисты превратили абсолютно провальную операцию с неясными целями в Могадишо в триумф американского духа.

Провальная операция, ставшая киношедевром.
Провальная операция, ставшая киношедевром.

Любопытно, что исторические противники американцев, русские разведчики и спецназовцы, с годами превращались из злобных идиотов в равных, умных и опасных противников. Абсолютным апофеозом стал Дмитрий Громов, полковник ГРУ из сериала «Homeland», который уже второй сезон проводит гениальные операции, обыгрывая американцев. При этом он с равной успешностью закручивает политические интриги глобального масштаба и бегает по Афганистану среди талибов. В первом сезоне «Снайпера» — русские творят в Вашингтоне все, что захотят и даже убивают украинского президента. В «SEAL» — зачищают по Донбассу американскую агентуру под корень. Кстати, в этом же сериале «Правый сектор» — сборище бомжей, распивающих «Оболонь» в гараже на окраине Киева.

"Homeland". Полковник Громов, 39 лет, ГРУ ГШ МО РФ. Человек, изменивший их мир.
«Homeland». Полковник Громов, 39 лет, ГРУ ГШ МО РФ. Человек, изменивший их мир.

На мой взгляд — дело в деградации и уничтожении настоящего гуманитарного образования в России. Люди перестали понимать смыслы и идеи. При отсутствии понимая творения — творцов не будет. Будут криэйторы. Но, судя по текущей повестке, сейчас, как и во времена «Generation P», творцы не нужны.

Игорь Мангушев

https://sddonbassa.ru/vrag-za-ekranom/

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий