Поиск

Маленькие дети и пороки взрослых


Сегодня – Международный день защиты детей.
И самое время вспомнить – от чего их нужно защитить.

      

         
Правда, эта необычная скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых» была установлена не 1 июня,
а 2 сентября 2001-го года — в День Города.

Создавалась композиция по заказу тогдашнего московского мэра Юрия Лужкова, который, по словам скульптора Михаила Шемякина,
являлся и автором идеи, и составителем списка пороков.
Бронзовые фигуры были отлиты в США, где тогда жил Михаил Шемякин, по морю их доставили в Россию.

Скульптор выбрал аллегорическую форму изображения людских пороков:
войны и наркомании, нищеты и проституции, воровства и садизма, невежества и алкоголизма, пропаганды насилия,
эксплуатации детского труда, лжеучености, равнодушия и позорного столба «для беспамятных».

И в центре – мальчик и девочка с завязанными глазами — дети, которые ещё не ориентируются в огромном мире.
Между ними – мячик, а может, земной шар, рядом с ними – книги, и надпись на одной из них – «А.С. Пушкин. Сказки»…

Шемякин в своих интервью не раз говорил, что проблема страдающих детей для него знакома не понаслышке.
Он бывал в Афганистане и Пакистане, видел много детских трагедий.
Фонд Михаила Шемякина шефствует над Колпинской колонией малолетних преступников.
Вот обращение скульптора к будущим зрителям своей скульптуры, которое заканчивается словами-
Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России:

И жители близлежащих районов не остались равнодушными и начали делать всё,
чтобы сберечь будущее России от … шемякинской скульптуры.
Были бурные протесты, были гневные коллективные письма.

Противники установки памятника почему-то сразу сократили название и стали называть его просто — Памятник порокам.
И требовали не допустить «монументальных упырей и вурдалаков» в сквер, опасаясь,
что сам вид памятника будет действовать на психику гуляющих детей…

  

Время всё расставило на свои места. Страсти вокруг скульптуры давно утихли.
Около памятника всегда люди.

В первые годы после установки можно было войти внутрь композиции:
подняться по ступенькам и «прогуляться» среди фигур.

  

Но потом быстро проявился ещё один живучий людской порок – вандализм:
постепенно начали откручивать, отламывать и отбивать мелкие детали, которые необходимы для раскрытия авторского замысла.
Так что сейчас висит просьба не заходить за цепочное ограждение и не трогать скульптуры руками.

  


        Фото В. Златомрежев
foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий