Поиск

Баллада Бастера Скраггса


Посмотрел на днях фильм «Баллада Бастера Скраггса».

Это сборник новелл о Диком Западе от братьев Коэнов. Творчество братьев я люблю, хотя и считаю, что их юмор крайне черный и мрачный, и даже при очевидной комичности ситуаций и нелепых поворотов судьбы, смеяться вовсе не хочется. Скорее, это что-то вроде смеси восторга и ужаса от того, как оно все повернулось.

Но все равно я их люблю за неожиданные ходы. Вы никогда не сможете угадать, что произойдет, даже если, как вам кажется, поняли манеру режиссеров. Тщательно прописанных, живых и харизматичных героев авторы убивают — только дай. А могут и не убить, как повезет. Но они явно придерживаются мнения, что плохого в жизни больше, чем хорошего, и редко балуют нас оптимистическими финалами.

Итак, «Баллада Бастера Скраггса». Фильм меня не разочаровал ни разу. Это те же самые, умные и умелые авторы, ничуть не исписавшиеся, всё происходящее — строго в их духе. Когда вы начинаете смотреть первую новеллу, по ходу просмотра может показаться — что за чушь, это какой-то гротеск, где же те Коэны, которые всегда знали грань между нелепостью и реалистичностью? Но досмотрите до конца, вы поймете, что все это сделано нарочно, во-первых чтобы задать общий тон, во-вторых, чтобы как всегда продемонстрировать нестандартное мышление авторов. Этот эпизод как бы говорит нам: «Значит вы хотите посмотреть идиотских историй о Диком Западе? Да пожалуйста!» а потом добавляет: «Но не забывайте, кто их снимал».

Остальные новеллы — это типично коэновские сюжеты с вотэтоповоротами. Да, будет много черного юмора, еще чуть-чуть и это можно было бы назвать просто чернухой, но Коэны держатся, заставляя зрителя думать: «Да ну! Такого не может быть!» А собственно почему не может? Каждый отдельный момент непротиворечив, все действия имеют последствия, но всё вместе складывается в какую-то нелепицу. Ну это как если бы для примера, в «Месте встречи» Шарапова отправили к бандитам, но те бы его раскусили, и хотя он выбрался бы из передряги весьма оригинальным образом, пуля пущенная Жегловым по беглецу, срикошетила бы и убила Шарапова на месте. Конечно, это очень грубый пример, Коэны этот сюжет переиграли бы гораздо умнее и оригинальнее, но суть, я думаю, понятна.

Но не надо думать, что все новеллы обязательно мрачны. В какой-то момент Коэны как бы говорят зрителю: «Мы видим, что ты устал от чернухи, хочешь хорошего финала? Да на, нам не жалко!» И снова они издеваются над нами, потому что этот хэппи-энд даже слегка раздражает своей нереалистичностью, как будто они специально не старались, а сделали просто, чтобы зритель совсем не загрустил.

Неужели все так хорошо, спросите вы. Нуууу, на мой взгляд есть в этом сборнике и слабая вещь. Если бы это была короткометражка неизвестного инди-режиссера, ее бы стоило похвалить, она все равно качественная. Но для Коэнов этого недостаточно, и еще она, пожалуй, наиболее предсказуемая и какая-то немного «ни о чем».

Ну а что касается последней новеллы, то она немного отличается от традиционных коэновских садюшек, но также очень органично вписывается в сборник. Это на самом деле завершение всех историй, конечная точка, в которую в финале все так или иначе доехали.

Вот такой вот получился обзор. Я старательно избегал описаний сюжетов и тем более спойлеров, но постарался дать свои впечатления. С моей точки зрения это один из лучших их фильмов после «Фарго» и «Стариков», всем поклонникам творчества Коэнов крайне рекомендую. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий