Поиск

Периодизация истории РИ (вопрос к залу!)


Тут понадобилось для научной работы накидать примерно периодизацию истории РИ в России, в самых крупных мазках. Я вот набросала приблизительно. Но могла что-то упустить или забыть. Пожалуйста, кто в теме и кому интересно — напишите всё, что сочтёте нужным!

Основное внимание — именно на разбивку, моменты переломов и переходов.
Последняя разбивка у меня — 2000-2010 и 2010-2020 — наиболее условная, там переход не такой заметный, возможно, стоит что-то поправить или разбить иначе.

Но добавить какие-то пропущенные вехи и моменты внутри периодов, что когда возникло и развивалось (или отвалилось) — тоже очень полезно!
_______________________________________________________

1985 — 1989 — зарождение ролевых игр в отдельных клубах (Москва — педагогика, Новосибирск — игры-мини-походы в ролях, Уфа — съёмки фильма по «Властелину Колец», водилки и спонтанное играние).

1990 — 1995 — становление ролевых игр в России как самостоятельного занятия, возникновение и формирование жанров — Хоббитские игрища (всесоюзная/всероссийская игра-фестиваль по Толкину), городские игры («Горец»), исторические игры, мистериальные игры, фэнтези-игры. Возникновение первых конвентов — «Глипкон» (1991), «Зиланткон» (1991), Сибкон (1993).
Возникновение и развитие крупных ролевых клубов в городах России (большой список). В их числе — клубы, работающие с подростками, проводящие детские проекты и использующие РИ для воспитания (Москва — по-прежнему, ещё Уфа — аж три таких клуба на город, Казань…).
Возникновение бумажной ролевой прессы-периодики — журнал «Талисман», литературный альманах «Конец Эпохи», газеты-листки (несколько разных).

1996 — 1999 — развитие. Становление новых жанров — «техногенные игры» (это которые «с пистолетиками» — военные, научная фантастика, вестерн, постапокалипсис и т.п.); «игры свободного действия» — с минимумом правил и сценирования, свободное создание ролей — проект «Перекрёсток», игры Ники Батхен; жесткосюжетные игры-мистерии (со сценарием); уральские мистериальные игры (символьная школа Зубаревой) — и т.п.
Расширение числа конвентов.
Развитие ролевой прессы — журнал «Моё Королевство».
Первые ролевые театры.

2000 — 2010.
Ролевые игры выходят за пределы ролевого сообщества — в сообществе начинает обсуждаться коммерциализация и инструментальное использование игровых методов. Развивается направление игр в образовании — школа, вузы. Появляются волонтёрские проекты, направленные на детдома, экологию. Перетекание играющего и создающего игры народа в организации, использующие игровые методы — развлечения, туризм, организованный отдых и т.п.
Неоднократные попытки создания околоигровых коммерческих организаций.
РИ выходят на официальный уровень — мероприятия и полигоны оформляются, работают юристы, появляется найм специалистов — от медиков до строителей и водителей.
Качественный переход в материальном обеспечении РИ.
Возникновение школ игрока и школ мастера, начинается организованная передача опыта и знаний.
Очень много экспериментов с жанрами и стилями внутри РИ.
После выхода фильма «Властелин Колец» — очень большой приток новых людей.
Одновременно в этот период происходит масса конфликтов внутри сообщества — различные направления расходятся настолько, что вначале конфликтуют, а затем — расходятся совсем на мало пересекающиеся течения.
Появляется определение «РИ — это достойное хобби состоятельных людей», но этот подход разделяют далеко не все.
В этом же периоде — предложения и попытки создать «всероссийскую организацию РИ», но приходим к тому, что РИ — это сообщество сетевого типа.
В этом же периоде — возникновение конвентов «для мастеров», где уже без фестиваля обсуждаются игры и игровые методы, проблемы и вопросы самой сферы РИ — «Мастер-Зилант» и др., сюда же — профессиональный журнал об играх «Magister Ludi».
Массовое возникновение ролевицких творческих проектов — театров, мюзиклов и т.п.
В этом же периоде — расцвет конвентов, их очень много и везде полно народа.
Но: многие «старые ролевики» уходят в работу и семью, оставляют игры. То есть, омоложение состава.
Да: появляются игры для подросших собственных детей, детские локации на играх, конвент «Деткон».
Вырастает клуб «Золотые леса» МГУ и аккумулирует общественную и профессиональную деятельность ролевиков под лозунгом «мы делаем наш мир лучше», с ними сотрудничает множество клубов и ролевиков.

2010-2020
Стабилизация.
Приток новичков стал меньше — появилось множество конкурирующих развлекательных жанров.
На конвенты приезжает тоже всё меньше людей.
Перенасыщенность сезона играми и конвентами, прочими мероприятиями, перепроизводство, конкуренция и недозаезды.
Закрывается ряд старых конвентов.
Одновременно — возвращение «стариков», часто вместе с подросшими детьми — на игры и конвенты.
Большой запрос на историю РИ и всякие старые материалы.
Тема осмысления тусовкой себя весьма актуальна.
Работа ролевиков в игрофицированных сферах — это уже повсеместная норма. Границы сообщества разомкнуты на смежные культурные области — от образования и пиара — до театра и общественной деятельности. Проводятся смежные семинары, училиваются контакты со смежными сферами.
О том, что ты «ролевик», теперь имеет смысл писать в резюме — игрофикация становится общим культурным трендом.
Исследование игровых методов в РИ-сообществе происходит всё более основательно — привлекаются знания и специалисты из других сфер, ставятся эксперименты, обрабатываются результаты. Развиваются школы игрока и школы мастера, обмен опытом и методиками становится интенсивным и постоянным, этому уделяется очень много внимания.
Внутри РИ-сообщества возникают группы, заинтересованные в научных академических исследованиях РИ как сообщества, РИ как метода и т.п.
Ощущается некоторая нехватка «свежей крови».
kat_bilbo.livejournal.com

Добавить комментарий