Поиск

День рождения Города


В этот день, 24 (11) мая 330 года Константин Великий перенёс столицу Римской империи в город на Босфоре и нарёк его Новым Римом, Константинополем.

Город величайшей культуры, богатейшей истории и уникальных технологий (например, производство шелка).

Город, где творили великие зодчие, художники, богословы, музыканты, поэты.

Город, где просияло своей жизнью множество святых: от бомжей до императоров.

Город, чья власть простиралась на три части света, а развитие дипломатии, воинского искусства и государственного управления не имело равных.

Город, в котором никто не мог умереть с голоду, потому что хлеб раздавался бесплатно.

Город, в котором полторы тысячи лет назад было всеобщее бесплатное начальное образование (для мальчиков).

Город, чьи императоры не заключали династических браков и могли взять в жены самых простых девушек, потому что были уникальны, им не было равных. Но при восхождении на престол им предлагались на выбор образцы мрамора для их будущей гробницы, а во время торжественных шествий они несли в руке шелковый платок с прахом.

Город, благодаря красоте которого князь Владимир сделал свой выбор: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Город, который не был взят русскими в Первую мировую войну только по причине политического решения.

Город, который сохранил своё имя до сих пор, но в турецком произношении.

Константин Великий приносит Город в дар Богородице (мозаика). Айя София, около 1000 г.
Константин Великий приносит Город в дар Богородице (мозаика). Айя София, около 1000 г.

Прот. Валентин Асмус:

«Святой равноапостольный Константин Великий на месте древнего города Визaнтия построил Новый, или Второй Рим – Константинополь, который славяне назвали впоследствии Царьградом. В 330 году город был торжественно освящен, и в греческих Минеях есть служба 11 мая – в воспоминание дня рождения, или обновления, Константинограда. Уже после гибели Града Константина в 1453 году на Западе стали называть державу, имевшую этот Град столицей, Византией, по старинному имени Града. Сами “византийцы” себя так никогда не называли: они называли себя римлянами (так до сих пор зовутся кавказские греки) и державу свою – Римской. В посмертном переименовании ее – вдвойне уничижительный смысл. Запад отказывал ей в римском имени и наследии, поскольку хотел узурпировать то и другое в империи Карла Великого, а позднее – в “Священной Римской Империи германской нации”. И в то же время Запад, в истории которого Средние века были темным временем варварства, отказывал и “Византии” в самостоятельном культурном значении: для него она была всего лишь посредницей передачи на Запад античного наследия. На самом же деле “Византия” (Запад только к концу ХIХ века начал это понимать) создала величайшую культуру, которая росла на античной почве (Церковь, в отличие от сект и ересей, никогда не отвергала античность огульно), впитала и некоторые восточные влияния, одухотворилась верой Христовой и принесла дивные плоды духовные – богословие, богослужение, искусство. Богодухновенное созидание христианского государства, христианского общества, христианской культуры шло наперекор стихиям мира сего, всем человеческим немощам и грехам и в суровом противостоянии внешним разрушительным силам.»

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий