Поиск

Оформление кемпера: из «Фургона грузового» в «Автодом легковой»


Так как наш автодом уже готов примерно на три четверти (внутри имеется всё необходимое для долговременного комфортного проживания), решил оформить в ГИБДД внесённые в конструкцию транспортного средства изменения, чтобы можно было спокойно ездить на нём всей семьёй.

1. Итак, вводная. По документам у нас «Грузовой фургон». Так как его максимальная масса не превышает 3500кг, то для управления требуются права с открытой категорией В.

2. Сразу после постановки машины на учёт в ГИБДД, я обратился за помощью к человеку, контакты которого мне рекомендовали на Драйв 2. Так как машина вначале осматривается на площадке, то было важно показать её до начала внесения изменений в конструкцию. Грубо говоря — в заводском виде. Подробнее про это рассказывал здесь: https://frantsouzov.livejournal.com/185798.html.

3. Услуга стоила 50 тысяч рублей, через некоторое время встретился с ним и забрал документы. А точнее — документ с витиеватым названием «Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности«. Особый интерес представляет собой абзац в нижней части, где указаны все вносимые изменения.

Так вот, радость была не очень долгой. В заключении указано, что это будет именно грузовой автомобиль-дом. То есть тип ТС при регистрации будет «Грузовой прочий», категория B(N1) и в «Особых отметках» будет стоять «Автодом».

Из комментариев к той записи узнал для себя много нового относительно грузовой техники, а именно:

1. Другой налог с владельцев ТС. Грузовой налог после 5 лет может не приятно удивить.
3. Запрет движения в левом ряду на дорогах, имеющих более двух полос.
4. Запрет парковки во дворе многоквартирных домов.
5. Очередь на границе на усмотрение сотрудников — сейчас иногда пикапы норовят завернуть к остальным грузовикам.
6. Тарифы на паромах как для коммерческой техники.
7. Опасность обязанности по установке тахографа (пока на уровне слухов).

Часть пунктов для меня не актуальны, а вот прохождение границ, как я уже упоминал, это то, из-за чего решил заняться переоформлением. К примеру, на той же границе с Грузией таможенники ищут слово «грузовой» в СТС, если есть — требуют дополнительные документы (так называемый «дозвол» для коммерческой техники) плюс есть ограничения на время пребывания в стране.

Как определяется категория транспортного средства?

У нас есть ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения». http://docs.cntd.ru/document/1200032017
Как я понял, он действует до сих пор. В нём даётся определение автодома:

6 Транспортные средства специального назначения
6.1.1 автомобиль-дом — транспортное средство специального назначения категории М1, сконструированное так, что оно включает жилой отсек, в котором имеется по меньшей мере следующее оборудование: …

То есть в ГОСТ явно прописано, что автодом может быть только категории М1, других вариантов не предусмотрено.

Далее у нас есть Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 25.12.2018) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114/109b0185b45622c713d280965f29b56139388d08/

Пункт 1.1 1.1. Классификация транспортных средств по категориям

К этому пункту есть примечание:
1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:
М1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
N, если это условие не выполняется.

В моём случае математика простая:

Мы установили в машину дополнительное оборудование, а также два дополнительных сиденья, из-за чего снаряженная масса по документам выросла до 3270кг, максимальная масса осталась прежней — 3500кг.

Изначально у нас было количество мест 1+1, теперь стало 3+1. Считаем:

3 пассажира х 68кг = 204кг веса при перевозке троих людей в салоне.
3270 + 204 = 3474кг общий вес машины без груза, но с пассажирами.
3500кг — 3474кг = 26кг груза можно перевозить с тремя пассажирами, чтобы не выходить за максимальную разрешённую массу авто.

204кг веса пассажиров больше, чем 24кг веса перевозимого с ними груза.

Следовательно, выполняется условие данного примечания, согласно которому транспортное средство должно быть отнесено к категории М1.

Собственно, с этим вопросом я и обратился к человеку повторно. Он мне ответил, что по закону всё верно, а по факту в Московской области есть «негласный запрет на переоформление грузовой категории N1 в легковую M1«. Можно попробовать в других регионах, но по факту он свою задачу выполнил. Мне нужно было, чтобы в документах было указано «Автодом 4 места», так и получилось. А насчёт «легкового транспорта» при обсуждении условий речи не шло. Так что на этом всё.

Но оказалось, что не всё. Он сам перезвонил мне через неделю. Сказал, что «Спринтер» с таким типом кузова (длинная колёсная база, высокая крыша) выпускается с завода в пассажирском варианте и сертифицирован в России, правда, без полного привода (его действительно нельзя таким заказать), но это уже мелочи. И можно попробовать использовать это как основание для оформления «легкового» автомобиля. До этого они подобное не делали, и ему самому интересно попробовать. Разумеется, за дополнительное вознаграждение.

4. Учитывая, что вариантов особо не было (проходить границы в «грузовой категории» совсем не хотелось), то я, понятное дело, согласился. И ещё через пару недель получил по почте «правильную версию» Свидетельства, на основании которого уже можно было обращаться в ГИБДД для внесения изменений в документы. Итак, изначально у нас, как я и говорил, «Грузовой фургон B(N1)».

После внесения изменений в конструкцию меняется категория N1 на M1, сзади появляется два дополнительных посадочных места.

5. Также увеличивается снаряжённая масса (у «пустого» фургона с завода была 2700кг, после внесения изменений — 3270кг). Остальные характеристики машины остаются без изменений. И переходим к последнему абзацу.

Самое главное — указано переоборудование в легковой автомобиль-дом. А дальше идут максимально размытые формулировки, которые я особенно оценил, собираясь ехать в ГИБДД:

«Настил пола и обшивка салона из безопасных материалов» — на полу пластиковый влагостойкий ламинат, стены обшиты тонкой заводской фанерой.

«В штатных местах установлены специальные (автомобильные) безопасные стёкла Б/У» — про пометку «Б/У» я уже рассказывал. Окно в сдвижной двери стояло заводское, а напротив него сам врезал кемпинговое окно. Так вот, оказывается, на нём тоже присутствует маркировка безопасности, так что тут всё в порядке.

С сиденьями всё понятно. Далее про отсеки:

«Пассажирский салон с кухонным отделением (оснащено раковиной, плитой, столом)» — не указано, какая именно плита (газовая, дизельная, электро), ни слова не сказано про газовый баллон, его объём и требования к отсеку для хранения. «Стол» — тоже очень размытое понятие. Это может быть как отдельный столик у стены, так и столешница самой кухни. Раз есть место, куда можно поставить тарелку — значит, есть и «стол».

«Спальный отсек оснащён полками для хранения личных вещей» — по факту нет, есть только отсеки сбоку от кровати.

«Сантехнический отсек оснащён душевым поддоном и местом под кассетный биотуалет» — не самим туалетом, а именно местом под него. Душевой поддон есть, туалет на него теоретически поставить можно — значит, всё соответствует документам. Только вот туалета нет, но это мелочи.

«Технический отсек оснащён баками для чистой и серой воды» — по факту только для чистой, бак для серой воды у нас отсутствует, но без него машина по правилам тоже не может считаться «автодомом», и в документе он всё-таки прописан.

6. Так как всё необходимое внутри уже установлено, то я записался на оформление документов через Госуслуги, там же оплатил госпошлину и отправился в отделение. Из документов — паспорт, ПТС, СТС, и то самое Свидетельство о безопасности. Страховка не нужна.

7. Документы приняли, составили заявление и дальше осмотр ТС на площадке. То, о чём переживал больше всего. Газовый баллон на всякий случай оставил дома. Бак для серой воды тоже отсутствует. Ну и вообще, я-то сам знаю, до чего при желании можно докопаться в салоне.

Ещё один момент — в Свидетельстве почему-то указали номер двигателя не полностью, а только последние 6 цифр. И свидетельство выдано концом декабря прошлого года, а на регистрацию «почему-то» отправился 5 месяцев спустя. Самому было интересно, прицепятся к этому или нет.

Площадку прошёл за 5 минут. Сфотографировали ВИН под капотом, машину со всех сторон, а также салон с улицы через открытую дверь. Внутрь не заходили, задние двери тоже не открывал.

8. Инспектор по факту просто стоял на улице и переписывал от руки основные данные из Свидетельства о безопасности в распечатанное ими заявление. Вот его фрагмент. Как видите, «биотуалет» он зачем-то туда вписал. Ну и самый интересный момент, которого не ожидал. Я ставил машину на учёт в ноябре и получил номерные знаки Московской области, чему был несказанно рад. А сейчас так уже нельзя. Раз прописка у меня московская, то и регион при постановке на учёт должен быть московским. Так что «знаки мы у вас заберём, вам выдадим виртуальные номера, потом пойдёте и изготовите железные за свой счёт» (это мне дословно так девушка сказала). Соответственно, мой старый номер забрали на утилизацию.

После площадки — окно оформления документов. Там другая девушка вначале спросила, какой тип ТС указывать. Я поинтересовался, нельзя ли указать «Специальный», она задумчиво так почитала Свидетельство безопасности и сказала, что нельзя, так как в нём не прописано. Раз так, значит, «Легковой прочий».

Потом спросила, всё ли надо перепечатывать из Свидетельства. Я сказал, что мне не принципиально, так как у них всё равно указан номер Свидетельства о переоборудовании в документах, по которому сотрудники на дороге могут узнать, что именно установлено в машине. Есть те, кто вписывают туда всё, вплоть до установки компрессора под капотом.

9. Вот такие получились «Особые отметки». В принципе, окна, сиденья и «легковая» категория — это то, ради чего всё и затевалось. А остальное вообще-то мой груз внутри салона и на крыше, при этом надёжно закреплённый. Внизу указан номер Свидетельства о безопасности.

10. Другая сторона. Легковой прочий B(M1). И изменившаяся масса автодома. Всё.

11. Новая запись в ПТС. Тут уже информации чуть больше, и внизу тоже указан номер Свидетельства, на основании которого и внесены изменения. Оригинал Свидетельства забрали, но его копию на всякий случай буду возить с собой.

12. Ну и новые номера. Был слегка удивлён. Заняло всё чуть больше часа.

13. По пути домой сфотографировал красивые циферки на одометре. Через 4 дня машине исполнится полгода.

14. Будете смеяться, но за полгода жена на Спринтере так ни разу и не ездила. Только в салоне при приёмке посидела за рулём, и всё. Так что загрузились вчетвером, собаки в переноске сзади, сын на коленях за рулём, и дали небольшой «круг почёта» по нашему посёлку всей семьёй.

15. Ну и без шампанского, понятное дело, тоже не обошлось! 🙂

Что же, очередной «квест» пройден, теперь я официально владелец легкового автодома, очень надеюсь, что скоро вся эта неразбериха с самоизоляцией закончится и мы отправимся в путь. А пока что есть время неспешно доделать всё задуманное.

Бюджет данного этапа:
Оформление Свидетельства грузовой категории — 50т.р.
Переделывание на легковую категорию — 25т.р.
Госпошлина — 600р.
Изготовление новых номерных знаков — 2т.р.

Итого: 77 600р.

Не возьмусь утверждать, много это или мало. Скажу лишь, что подобную сумму изначально закладывал в бюджет строительства автодома. К моменту продажи Дефердера я примерно знал расценки на оформление в разных регионах. Здесь мне всё сделали в Московской области, человек находился в часе езды от меня, итоговое свидетельство вообще отправил почтой, чтобы лишний раз не пересекаться. Так что в целом меня всё устроило.

И, пожалуй, нелишним было бы написать для себя примерный план строительства с указанием того, что уже сделано, а что только предстоит:

Установка дополнительного отопителя
Организация внешнего питания
Утепление салона, монтаж каркаса пола
Установка холодильника, аккумуляторов, бака для воды
Монтаж компонентов внутри бака для воды
Верхняя полка, карманы в задних дверях
Установка сидений второго ряда, утепление пола
Каркас кровати, зона хранения вещей
Подогрев воды теплом двигателя
Монтаж силовой электрики

Про что ещё не успел рассказать:

Врезка дополнительного окна
Обшивка каркаса кровати, изготовление вещевых отсеков
Душевая кабина
Кухонный модуль
Настил пола влагостойким ламинатом
Электрооборудование салона
Электрооборудование кабины

Оформление документов (Вы находитесь здесь)

Предстоит:

Колёса побольше
Откидной обеденный столик
Обшивка задней стенки фанерой, складная детская кровать
Окно в задней части салона
Маркиза (навес от солнца)
Солнечные батареи на крышу

Десятки тысяч километров интересных дорог!

frantsouzov.livejournal.com

Добавить комментарий