Поиск

«Дед Морозов». Коллекция штампов


На Майские праздники НТВ «порадовало» нас очередным «кеноправайну». На этот раз режиссер с символической фамилией Попович взялся за нечто вроде байопика про Николая Морозова. Николай Александрович – реальный исторический персонаж, поистине легендарная личность: народоволец, проведший в Шлиссельбургской крепости (в сериале ее называют Петропавловской) более 20 лет, ставший академиком СССР и даже успевший во время Великой Отечественной повоевать снайпером на Волховском фронте. Кстати, убежденный атеист и первый советский ревизионист – это из его сочинений на историческую тематику позже выросли печально известные Носовский-Фоменко.
Из такой биографии можно было бы сделать великолепный фильм. А вышел…. НТВ-ешный мини-сериал. Сляпанный за полтора месяца под Минском в старинной усадьбе Лошица – которая изображала собой и ленинградский военкомат, и немецкий штаб, и госпиталь, и даже Швейцарию.
Начинают каждую серию закадровым текстом Аристарха Ливанова, которому приклеили седую бородку, сделав его слегка похожим на реального Морозова. Он зачитывает некую заумно-бессодержательную благоглупость, долженствующую изображать глубочайшую философскую мудрость (причем все время одну и ту же).
Действие по нонешней моде постоянно скачет флешбеками – то в бурную молодость Морозова, где он придумывал бомбы для народовольцев, то в современность 1941 года, где глубоко 80-летний старик пытает и так затюканного военкоматчика постоянными требованиями немедленно мобилизовать его на фронт (штамп).


О степени старательности рЫжисера свидетельствует убивающий наповал титр из 1 серии: "Март 1941. Волховский фронт." Все помнят, что Великая Отечественная началась 22 июня? Ну про то, что Волховский фронт был сформирован 17 декабря 1941 даже не спрашиваю.
Наконец после визита в военкомат какого-то высокопоставленного шутника, который подкалывает военкоматчика, что-де почетный академик Морозов – это любимая болонка королевы любимый автор самого Сталина и труд оного «Христос» в 7 томах стоит на самом видном месте у вождя (между собраниями сочинений Маркса и Энгельса), вконец обезумевший офицер наконец-то удовлетворяет просьбу старика и отправляет его в окопы.

Ведет себя Морозов как натуральный карикатурный академик из фильмов 1930-х гг. То есть прибывает на фронт почему-то не в шинели и форме, а в своем штатском пальтишке и шапке пирожком, обращается к командиру как к сынку и т.п. штампы. Ну и разумеется в составе взвода – полный интернационал: от старовера Ломоносова (!) до колоритного армянина по фамилии Харатьян (!), которого играет (спокойно, граждане!) какой-то азербайджанец. Есть и белорус с забавным говорком с вкраплениями «трасянки» и представитель Донбасской Горловки, и еврей в очках (штамп на штампе)… Странно, что чеченца не оказалось.
А в это время на полвека раньше…

Загибающегося от тюремного туберкулеза молодого Морозова навещает известная тогдашняя филантропша княжна Мария Михайловна Дондукова-Корсакова (исторический персонаж) которая старательно втирает убежденному атеисту про божественное. И он…. Правильно дети, проникАААААААААается и принимает от нее в дар крестик с четками (на самом деле это чеховское ружжо. А если по правде – то очередной штамп). Сюда же – щепотка достоевщины про «слезинку», то есть некоего мальчика Захарова, будто бы погибшего при покушении.
Дальше веселее: самовылечившись от ТБЦ (это реальный факт) главгер начинает заниматься науками. И настолько увлекается, что…. В общем о Первой Русской революции, которая дала свободу немногим оставшимся в живых народовольцам, рЫжиссер нам сообщить забыл. А просто входит в камеру некто с бородкой и сообщает, что царь-батюшка милость оказал, амнистировал главгера (после 24 лет тюрьмы). Причем Морозов еще и по завету Святого Архимеда, отбрыкивается – дескать мне тут надо великое научное филологическое открытие совершить, а вы со своими глупостями мешаете, удалитесь (штамп). О том, что сия милость случилась не сама по себе, а ее выбил из самодержца революционный народ, мы узнаем только позднее и со слов Ленина.

Да, есть тут и такой персонаж. Его, по сегодняшней таки моде так обзлодеили, что сделали брюнетом с черной бородкой (по заветам польских пропагандонов вековой давности https://movie-rippers.livejournal.com/445028.html ). Который выскакивает из некой бандитской подворотни (в таких в кино обычно нападают маньяки) с двумя громилами за спиной, ловит главгера за ручку и долго уговаривает его пойти в революцию. Но как мы знаем, оный персонаж уже прониИИИИИИИкся, поэтому отказывается (штамп). Странно, как твАрцы НТВ не догадались назвать бандюков-адъютантов… ну например Сталиным и Дзержинским.

Другой исторический персонаж с приклеенной бородой Льва Толстого также задвигает главгеру про божественное. В этом месте я уже ржал из-под стола. Слушать такие проповеди о вреде атеизма от человека, официально отлученного от РПЦеркви…

Вернемся лучше в современность, то есть в 1941. Хотя реальный Морозов пробыл на фронте около месяца, судя по кине он воевал не менее года. Форму ему конечно выдали, но ведет он себя как какой-то вольноопределяющийся, ходит куда хочет, стреляет когда и в кого посчитает нужным. Вот послали его с солдатами расчистить окоп (голыми руками, ибо лопат у рядовых нетути), а тут как раз немцы рядом ходят, чего-то устанавливают. Ну наш главгер и решил сползать к ним и популять. И хотя в предыдущем эпизоде он не мог попасть в кружку с 30 метров, на этот раз «Дедморозов» легко валит немца, а потом еще удачным попаданием во что-то взрывает и уничтожает целый минометный расчёт противника. Когда он успел так научиться снайперить без практики – вопрос открытый.

Командир – капитан Струневский – ведет себя в данном случае так, как и положено по уставу красноармейскому офицеру (что удивительно для НТВешной продукции). То есть арестовывает Дедморозова за самовольную стрельбу и велит отправить его в тыл. Но тут рЫжиссер вернулся в свое командное кресло и главгер уже никуда не едет. А наоборот начинает вести  целую снайперскую школу (штамп). А бедному командиру остается только таращить глаза в попытках изобразить хоть какую-то актерскую игру. Делает он это настолько сильно и часто, что я даже заволновался: не захворал ли актер Святослав Астрамович после фильмы Базедовой болезнью.

Рядом с командиром ходит еще один совершенно картонный персонаж, настолько штампованный, что даже имени не имеет – просто «политрук». Изъясняется он по традициям голливуда и фильмов наших 90-х исключительно казенными советскими лозунгами, а занимается с первого своего появления на экране только тем, что пытается подвести главгера под статью.
Непременно стандартный роман солдатиков с медсестрой и такой же штампованный ход с пополнением из урок-зеков я пропускаю. НТВешных сериалов без оных элементов наверняка не существует в природе.
События 1917 года и участие в них Дедморозова рЫжиссер пропускает сам. Ну это понятно. Там ничего хорошего у героя нет, а поминать Революцию – табу. Возвращаемся в 1942. Невиданные успехи снайпера Морозова вызывают к жизни… из глубин преисподней… САМОГО ЕГО… ну конечно же очередного гауптштурмфюрера СС.

Самый главный немецкий снайпер Вирнсбергер появляется на экране хлещущим шнапс прямо из горла прямо на лестнице в штабе. «Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу» (С) Наш главгер №2 настолько крут, что когда его останавливает целый штабной майор, он его просто кидает через хуй и говорит: «Да кто ты такой, несчастный эпизодический персонаж! А я – главный герой сериала!» Ну или как то так. Потом гауптштурмфюрер дерзит целому генералу и наконец уходит на свободную охоту. Правда, результатов этой охоты (в виде убитых красноармейцев) мы на экране не видим. А когда другие немецкие снайпера заваливают таки нашего Харатьяна (успевшего только сказать «Я так думаю» — ну явный попаданец) – то он даже бьет им морду прямо в приемной у генерала. «Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу-два»
В общем, после выхода на охоту сразу двух противостоящих бригад снайперов, немцы теряют двух статистов (которым главгер №2 бил морду), а наши…. Ноль юнитов. Ибо главному немецкому снайперу помешал ответить случайно пробегавший мимо серый волк (серьезно, так в сериале и показано). Очевидно, волк был из Тамбова и поэтому сочувствовал советской власти. От расстройства главгер №2 даже показал волку свои зубы (штамп).

Вот так отыграл аналогичную сцену О.Борисов еще 32 года назад.

Но не так просоветски как волк оказались настроены пополненцы-зеки. Они оказались грамотными, прочитали немецкую агитлистовку про жидов евреев Ташкентского фронта и 66 процентами коллектива рванули через фронт сдаваться в плен (двое из троих – Бурый и Шершень). Политрук штамповано пошмалял им вслед и конечно не попал.
В очередном снайперском бою, один из бойцов главгера №1 в украденной у него шапке вывел на себя главгера №2 и взорвал его гранатами. Но это еще не конец. Ведь все знают главный закон сериалов и голливуда? Главный герой бессмертен. Поэтому вскоре мы видим его слегка раненым в госпитале, где ему под простынкой делает минет симпатичная статистка (актриса Анастасия Знаменщикова), которую он почему-то безмотивно шпыняет, посылает и обзывает шлюхой. Вот немецко-фашистский злодей-то!
Однако общее армейское отступление ведет к тому что наша главная рота Волховского фронта (где служит Дедморозов), оставшись на линии фронта в единственном числе вынуждена обороняться только изобретенным им приспособлением. Да, главгер №1 из говна и палок собрал … э-э-э … ультразвуковой излучатель. И когда немцы пошли в атаку – включил его на полную мощность. Эффект – ну примерно такой, как можно увидеть например в фильме «Тайна печати дракона». Бедные немецко-фащистские оккупанты разбегались в ужасе, умоляя рЫжиссера о пощаде. Но он был безжалостен. Тогда немцы решили бросить на эту высоту все свои вооруженные силы. Судя по массовке, вермахт был очень немногочисленен.
Однако поскольку 2 ударная Красная армия таки отступала, наша рота тоже пошла в атаку в отступление. И вскоре напоролась на партизан. Партизаны были подозрительно приветливы. Привели всю роту в деревню, накормили, напоили и спать уложили. Как вы уже поняли, это была ловушка. Поэтому просыпаются красноармейцы уже в немецком плену.
Следует немного зверств. Командир героически отстреливается и получает пулю в спину. Фашисты забирают Дедморозова, ради которого всë это и затевалось (как, вы невкурсе? За ним уже охотится вся полевая жандармерия, Вермахт, СС и гестапо Группы армий «Север»). Затем отбирают «коммунистен-комиссарен-юден» — то есть политрука и старшину, на которых услужливо показывают давешние зеки-перебежчики и братья-лжепартизаны. Засим этих же благородных урок заставляют их расстреливать. И здесь, прямо по методичке, коммунист-политрук перед расстрелом начинает молиться (поповская пропаганда натуралис). А вот Колян Бурый начинает сумлеваться в правильности своего выбора. Он и «юден» Яша Мучник почему-то не выдал. А уж когда видит, как немецкий унтер повел в сарай бесчестить его зазнобу – санитарку Фаину – в нем совершается глубокий внутренний переворот (штамп). И с криком «Банзай!» он кидается убивать немцев. Прямо на экране лихо валит-застреливает пятерых юнитов, хотя дойчен-офисер говорит, что семерых (всюду эти приписки!)
Воспользовавшись моментом, пленные вырываются и устраивают общее мочилово. ИМХО поставлено очень средне. Перебив остатки вермахта, уже собираются праздновать Победу, но тут… Вспоминаем самый главный штамп. Не помните?
А финальная битва главгеров.
И вот с церковной колокольни, которая совершенно случайно оказалась рядом в кустах, звучат выстрелы. Это выздоровевший гауптштурмфюрер продолжает охоту за красноармейскими юнитами. Навстречу ему выходит Дедморозов. Следует штампованный диалог. Немец попрекает русского, что его родина и сталин держали в тюрьмах и расстреливали неоднократно (?), зачем ему такая родина? Главгер №1 в ответ фигачит прямо по методичке: «Я воюю не за коммунистов и сталина, а за Великую Расею». Ну и в финале следует совершенно голливудский «последний выстрел».

Ф-фух. Ну вот и зачем я угробил еще немного свое зрения и почти 4 часа жизни на это сборище штампов? Поповская пропаганда прет аж из ушей. Образы картонные, игра никакая. Про крестик не забыли? Который чеховское ружжо? Сей объект католического типа с четками стал дистанционной палочкой, которую Дедморозов (вслух называющий себя пару-тройку раз атеистом) таскает с собой на кармане всю жизнь, а потом передаривает староверу Ломоносову, каковой в течении последней части 4 серии лобзает оный регулярно каждые 2 минуты.
Недаром рЫжиссер носит фамилию Попович. Он еще и великий скоростник: одновременно с ЭТИМ выпустил в нонешнем мае еще одну 4-серийную киношку «правайну» под названием "Алеша". Этакий партизанско-производственный сериал. Как сказал ivakin_alexey – лайт-версия "Иди и смотри". Причем в главной роли – тот же самый белорусский студент Максим Сапрыкин, который в «Дедморозове» сыграл мальчика Илюшу. И когда только твАрец успел, работал сразу на два фронта? И зачем?
Впрочем, вопрос риторический. Еще у бессмертных Ильфа и Петрова есть на эту тему фельетон. Почти 100-летней давности, но актуален до сих пор. «Бледное дитя века» называется.
https://yadocent.livejournal.com/1248564.html

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий