Поиск

Низкопольные поезда, средние (полувысокие\полунизкие) платформы в РФ.


Низкопольные поезда и платформы в одном уровне с полом вагона это залог комфортного передвижения всех категорий пассажиров по железным дорогам, а также повышение привлекательности ж\д транспорта, улучшение его экономических показателей. Примерно для 10% населения подъём по ступенькам является проблемой и надо заметить, что даже здоровые люди часто выбирают пандус, а не ступеньки.
Сейчас в РФ нет низкопольных поездов, имеется пробел в законодательстве для их производства. Не до конца узаконены средние платформы, высотой 550 мм от уровня головок рельсов (УГР) которые во всём мире называют "евростандарт" или "европлатформы". Для лучшего понимания привожу небольшую инфографику. Слева схематично представлен вагон и его уровень пола, ступеньки в вагоне (при их наличии), по центру зазор между вагоном и платформой, и справа сама платформа. Схема по вертикали выполнена в реальном масштабе, по горизонтали масштаб не соблюдался для лучшего понимания ситуации. Выдвижные ступеньки, перекрывающие зазор также не показаны, чтобы не захламлять схему. Уровень пола в вагоне может быть либо высоким, либо низким. Платформы могут быть высокими, и низкими (большая часть страны). Реже в РФ встречаются средние и высокие платформы для высокоскоростных магистралей.


рисунок автора

Из схемы видно, что существующие высокие платформы, высотой 1100 мм от УГР не согласуются с уровнем пола в вагоне, который как правило находится в районе 1400 мм от УГР. Также очевидно, что с низких платформ надо карабкаться аж целых 1,2 метра. Падение с высоких платформ чревато травмами и даже гибелью. Зато низкопольные поезда и средние платформы стыкуются практически идеально, вдобавок средние платформы совместимы с существующими поездами и более безопасны. Организация посадки\высадки в одном уровне ведёт к уменьшению времени стоянки, а значит времени в пути и затрат на проезд.

На фото ниже показаны примеры неподхода вагона к высокой платформе.
Новейший высокопольный ЭП2Д с выходом на высокие платформы построен на базе ЭР1, что родом из 1957 (!!!) года. МЦД, Волоколамская. Зазор по горизонтали около 10-15 см, по вертикали 20-30.

источник фото

Ленинградская область, советская ЭР2К. Зазор по высоте около 30-40 см, по горизонтали до 20. Выходы комбинированные, настил опущен. Одна из опасностей высоких платформ — проваливание людей в зазор между вагоном и платформой. Особенно если выход комбинированный. В регионах часто настилы не используются. И тогда зазор по горизонтали около 50 см, и дыра вниз более 1 метра.

источник фото

Рельсовый автобус РА2, Новомосковск. Вход в него с высокой платформы то ещё испытание. Иллюстрация того факта, что зазор по горизонтали более полуметра, а вниз и вовсе дыра на полтора метра.

источник фото

Неподход вагона к платформе в ряде случаев маскируется опусканием уровня ж\д путей, что является грубейшим нарушением. И тогда возникает уже обратная ситуация — уровень пола в вагоне ниже уровня платформы. Белорусский вокзал, конец 2019 года.

источник фото
Но намного хуже ситуация с низкими платформами высотой 200 мм от УГР, а ведь именно они и составляют большую часть платформ в РФ. Подъём всех платформ в стране до «высоких» как было показано на фото выше, не даст ничего, кроме сколь колоссальной и столь бесполезной траты ресурсов. 5 фото ниже иллюстрируют масштабы проблемы посадки в поезда с низких платформ.

Советская ЭР2, оп Молодежная, Пермь. Высокопольный поезд с выходом на высокие и низкие платформы (комбинированный). Ступеньки встроены в тамбур вагона. Имеется нижняя подножка, она расположена на высоте около 550 мм от УГР, электричка совместима с перспективными средними платформами. Для подъёма в салон надо преодолеть по достаточно крутым ступенькам 1,2 метра.

источник фото

ЭС1 «Ласточка», Новосибирск, презентация 2014.08.15. Высокопольный поезд с выходом на высокие и низкие платформы. Ступеньки выдвигаются из под днища вагона, на при движении летит грязь. Поручней на них не имеется. Обратите внимание на уровень пола в вагоне в сравнении с ростом женщины и мужчин.

ЭС1 «Ласточка», Невьяновск, Свердловская область, 2019.04.26. Спустя 5 лет к выдвижным ступенькам добавились поручни, на которые по прежнему летит грязь…

Новейший ЭП2Д-0093, Новосибирская область. Высокопольный поезд с выходом на высокие и низкие платформы (комбинированный). Нижняя ступенька, находится на уровне 650 мм от УГР, т.е. расстояние с низкой платформы до ступеньки около 45 см. Но! В стране есть остановочные пункты, на которых даже низких платформ нет, а это даёт около 80-90 см до ступеньки, и около метра до поручня. А это значит, что без посторонней помощи подняться в вагон практически невозможно, или приходится забираться «на карачках» в салон. То есть новый поезд, стал хуже советских! Парадокс, да и только.

источник фото

ЭП3Д-0047, Грязи-Воронежские, 2019.08.01. Высокопольный поезд с комбинированным выходом, справа в тамбуре расположены отсеки с гидравлическими подъёмниками для «колясочников». Только беда в том, что надо заранее подавать заявки на посадку в поезд, стоянка увеличивается с минуты до минимум 5, а то и вовсе 15, ломается график. Понятное дело, что это абсолютно нежизнеспособный подход, имитация бурной деятельности.
Выше написано, что до поручня ещё надо дотянуться, а внутри только 3 ступеньки. Пусть Вас не смущает заваленный горизонт, и не обманывает иллюзия доступности нижней ступеньки. Именно на этом поезде я видел как люди забираются в вагон на карачках, чуть ли не ползком. А на станции Чугун-2 платформа вообще отсутствует, посадка идёт с уровня земли. Необходимо поезда серии ЭП2Д и ЭП3Д дорабатывать с установкой дополнительной подножки как на новые составы, так и на ранее выпущенные.

фото автора
Тем временем за рубежом пошли по пути обустройства средних платформ («европлатформ») и поездов с уровнем пола около 580-600 мм от УГР. Это удобно, нет «полосы препятствий» при подъёме на платформу и в вагон. Ниже 5 фото для понимания ситуации.

Ровесник советской ЭР1, Škoda EM 475.1, родом из 1955 (!!!) года — один из первых низкопольных поездов в мире! Удивительно, но в СССР опыт «младшего брата» из ЧССР использовать не стали. Сейчас очевидно, что зря. 451/452 это серия поездов, которая служила вплоть до 2010 года, настолько она была удачной. Уровень пола 580 мм от УГР, уровень платформы 550 мм от УГР, зазор по горизонтали частично перекрывается выступающей ступенькой. Вдумайтесь, это было уже 60 лет назад!!!


Источник фото

Siemens Desiro ML, из которого в РФ сделали уродливый высокопольный поезд Ласточка. Хайнбург-на-Дунае, Австрийские ЖД. Низкопольный поезд, средняя платформа. Зазор по вертикали минимален, горизонтальный зазор перекрывается выдвижной ступенькой.

источник фото

RegioPanter (Škoda 7Ev), город Ческе-Будеёвице. Низкопольный поезд, средняя платформа. Зазор по вертикали минимален, горизонтальный зазор перекрывается выдвижной ступенькой. Пришёл на смену старичкам Škoda 451/452.

источник фото

Даже беднейшие страны Европы и те иcпользуют низкопольные поезда. Например Македония или как её сейчас называют Северная Македония использует китайский подвижной состав и «европлатформы». Низкопольный дизель-поезд, Zhuzhou MŽ-711, 2016.01.06.

источник фото

Не отстают и страны СНГ, имеющие с нами одну колею и общий габарит — Беларусь, Эстония имеют подвижной состав производства Stadler Flirt и европлатформы, системную программу обновления ж\д инфраструктуры. В Беларуси это серии поездов ЭПг, ЭПр, ЭПм (собираемые по лицензии Stadler Flirt). Имеются планы по переходу на низкопольные поезда в Азербайджане, Армении, Латвии и Литве. Фрагментарно на низкопольные поезда перешла Украина.
На фото ниже, ЭПг, Минск-Пассажирский. Это низкопольный поезд, для входа с низкой платформы имеется выдвижная ступенька. Надо преодолеть 35 см, а не 120, как в высокопольных поездах. Обратите внимание — подняться в такой поезд ребёнку по силам самостоятельно. Что не менее важно — переделывать инфраструктуру не требуется, можно использовать существующие низкие платформы!

источник фото
Как можно было видеть, Россия сейчас значительно отстаёт от практически всего мира в части низкопольных поездов и средних платформ. Отствание по ряду направлений составляет 60 лет, что абсолютно ненормально.
Проблема доступа на ж\д транспорт состоит из двух частей — доступ на платформу, а с неё уже в вагон. Для доступа на высокие платформы и платформы для ВСМ надо городить циклопических размеров пандусы, зачастую оборудовать лифты. Но и это не даёт толку — в вагон то всё равно не войти без пандуса или подъёмника. Это ведёт к созданию пандусов в вагонах. Также нужны гидравлические подъёмники, которые большую часть времени не используются, занимают место в вагонах. Совершенно очевидно, что регионам России нужны средние платформы на наиболее загруженных пунктах и низкопольные поезда, способные работать в составности от двух вагонов.
В России есть ГОСТ 9238-2013, который в пункте 5.1.6. содержит средние платформы. Но они не внесены в правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ ЖД) в РФ, а значит их нельзя применять на сети. Ответственность за ПТЭ ЖД лежит на министерстве транспорта, но они пишут отписки в ответ на обращения.

Также имеется проект электропоезда переменного тока ЭП5ДА (как опция возможна и версия на постоянный ток), разрабатываемого на Демиховском машиностроительном заводе. Но на этот несомненно важный и нужный электропоезд пока нет заказов со стороны РЖД и пригородных перевозочных компаний. Его внешний вид на фото ниже. Это макет и окончательный облик может измениться.

Поэтому остаётся только голосование за инициативу на РОИ «Низкопольные поезда в регулярную эксплуатацию». Увы, государство и РЖД много говорят о поддержке ветеранов и уважения к старости, созданию безбарьерной среды, а по факту практически ничего не делают для перехода от слов к делу. Фактически они имитируют бурную деятельность. Тратятся огромные суммы на высокие платформы, обустройство пандусов, лифтов, оснащение вагонов подъёмниками. Но решение лежит на поверхности — средние платформы дешевле, более доступны и безопасны, они совместимы с существующими высокопольными и перспективными низкопольными поездами.
Также есть группа в ВК, откуда можно почерпнуть информацию и пообщаться с единомышленниками "Низким платформам — низкопольные электропоезда"
Прошу голосовать ЗА инициативу, подписывать петицию и вступать в группу. Это поможет ускорить появление современного, удобного транспорта у нас в стране. Надо объединяться чтобы жить лучше. В противном случае нам придется ждать ещё до 40 лет, пока все эти коллекторные вёдра не отправят на чермет. ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий